Контроль за деятельностью органов и учреждений, обеспечивающих исполнение уголовных наказаний и иных принудительных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:21, доклад

Краткое описание

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Вложенные файлы: 1 файл

органы.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

 

Контроль за деятельностью  органов и учреждений, обеспечивающих исполнение уголовных наказаний  и иных принудительных мер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут2013г.

 

 

 

Система учреждений и  органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Поскольку в решении  указанной задачи заинтересовано все  общество, то оно через систему  государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеет свои особенности.

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Деятельность персонала  учреждений и органов, исполняющих  наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью  персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое  социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет  важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих  наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, а также расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью  персонала одновременно является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству.

Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов  позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях  в них.

Вскрывая нарушения  законности в правоприменительной  деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью  персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения  эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного  воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется  также в том, что он позволяет  экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Контроль за деятельностью  персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше  информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимой правовой реформы.

Деятельность персонала  учреждений и органов, исполняющих  наказания, осуществляется на основе положений  закона и нормативных правовых актов.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок  контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл.3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются: 

 Международный; 

 Государственный; 

 общественный контроль; 

 Ведомственный контроль;  

 Прокурорский надзор;  

 Общественный контроль;

 

3.1 Международный  контроль

за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами  о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая - периодическое  представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том  числе и при исполнении наказания).

Вторая - сообщения иностранных  государств о нарушениях гражданских  и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья - индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией  России, по указанным выше случаям.

Четвертая - посещения  членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

 

3.2 Государственный  контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем  следует выделить контроль органов  государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

 

3.3 Судебный  контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует   трёх видов.

Первый из них - судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала - это  контроль при производстве по уголовным  делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:

а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

б) контроль при рассмотрении судом  вопросов исполнения приговора суда.

Контролирующие функции суда проявляются  при рассмотрении уголовных дел  о преступлениях, связанных с  нарушением законности со стороны должностных  лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место  при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

Контроль суда за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в  себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.

Согласно ч.1 ст.20 УИК РФ судебный контроль может осуществляться и  при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания.

Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.

Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.

Последняя группа - это вопросы, связанные  с местом и временем отбывания (исполнения) наказания.

Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч.4 ст.12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч.4 ст.15, ч.2 ст.91 УИК РФ).

 

3.4 Ведомственный  контроль

За деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством  юстиции Российской Федерации.

Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома).

Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. “в” ч.1 ст.24 УПК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности администрации, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т.д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.

При всей значимости указанных  выше форм ведомственного контроля наиболее важной формой является инспектирование  учреждений и органов, исполняющих  наказания, которое осуществляют центральные  органы уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В процессе проведения инспектирования  проверяется вся деятельность персонала  учреждении и органов, исполняющих  наказания, в комплексе. Так, применительно  к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.

 

3.5 Прокурорский  надзор

Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре  Российской Федерации" прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся  деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна  органам прокуратуры. Так, в порядке  общего надзора органы прокуратуры  контролируют соблюдение законов в  финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Информация о работе Контроль за деятельностью органов и учреждений, обеспечивающих исполнение уголовных наказаний и иных принудительных мер