Индивидуальная профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Цель данной работы определить роль изучения личности в организации индивидуально-профилактической работы.
Задачи данной работы: определить понятие индивидуальной профилактики; выяснить, каквы формы и методы индивидуальной профилактики и каково воздействия изучения личности на организацию индивидуальной профилактики.

Содержание

Введение.
Понятие и сущность индивидуальной профилактики
Основания для проведения индивидуальной
профилактической работы
3. Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы
Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по контролю над реализацией Программы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по криминологии t.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение.

  1. Понятие и сущность индивидуальной профилактики 
  2. Основания для проведения индивидуальной

профилактической работы

3.  Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы

    1. Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних  и защите их прав по контролю  над реализацией Программы.
    2. Заключение.

Список используемой лимтературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.  
Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:  
выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений;  
индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;  
предотвращение готовящихся преступлений;  
снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.  
Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, осуществление правосудия по уголовным делам, исполнение уголовного наказания, устранение негативных последствий преступлений.  
В этом заключается актуальность данной работы.  
Цель данной работы определить роль изучения личности в организации индивидуально-профилактической работы.  
Задачи данной работы: определить понятие индивидуальной профилактики; выяснить, каквы формы и методы индивидуальной профилактики и каково воздействия изучения личности на организацию индивидуальной профилактики. 1 

 

 

1. Понятие и сущность  индивидуальной профилактики  
Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.  
Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие:  
ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась;  
количество общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оперативных отрядов);  
значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;  
из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев населения резко возросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды преступников;  
отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия;  
ликвидация одних (ЛТП) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних, мест изоляции маргинальных элементов и правонарушителей) резко снизли возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют.  
Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики.  
При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц. Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод. Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы индивидуальной профилактической работы правоохранительных органов. 1 
К категориям лиц, к которым могут применяться меры индивидуальной профилактики преступлений, отнесены:  
лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений средней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; освобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних);  
лица с устойчивым противоправным поведением (неоднократно и грубо нарушающие общественный порядок; систематически потребляющие наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним примеялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающие их в совершение правонарушений или способствующие этому);  
лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям.  
Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физических или психических особенностей, социально-ролевых установок.  
В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилактики играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить негативные черты личности и ее антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.).  
Личность - главное звено в цепочке причин преступного поведения. Именно через нее в результате взаимодействия "преломляется" влияние криминогенной среды. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие .  
Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности:  
антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;  
социальные и демографические элементы структуры личности, отражающие и одновременно определяющие ее негативное поведение (антиобщественную направленность);  
социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.);  
условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах;  
неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение преступления;  
элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них.  
Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения - от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач:  
выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений;  
изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;  
прогнозирование индивидуального поведения;  
постановка лиц на профилактический учет;  
планирование мер индивидуальной профилактики;  
непосредственное профилактическое воздействие;  
контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет;  
систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.

1. Основные понятия

Документ разработан для определения последовательности действий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений  по исполнению требований Федерального Закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в части разработки социальных, правовых, педагогических и других мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению несовершеннолетними антиобщественных действий, которые повлекли за собой постановку на учет.

Основные понятия в работе с несовершеннолетними поставленными на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Несовершеннолетний, поставленный на учет в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушения или антиобщественные действия

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетнего, поставленного на учет в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, воспитания, усвоения новых ценностей, ролей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика).

Понятие «индивидуальная  профилактическая работа», утверждая в качестве нормы профилактической работы индивидуальный подход, является инструментом профессионального действия.

Программа индивидуальной профилактической работы, План реабилитации семьи и ребенка – документ в соответствии с которым проводится индивидуально-профилактическая работа. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основания для проведения индивидуальной профилактической работы

В Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" точно определены условия организации и применения индивидуальной профилактической работы (статьи 5,6,7,8).  Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, поставленными на учет в районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и их родителями (законными представителями) являются обстоятельства, зафиксированные в постановлении районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В устанавливающей части Постановления указываются дата и время совершения антиобщественного действия, причины и условия их совершения.

В постановляющей части документа исходя из анализа причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению несовершеннолетними противоправных деяний, районная (городская) комиссия принимает решение:

- о постановке несовершеннолетнего на учет в комиссию;

- о разработке Программы индивидуальной профилактической работы (далее Программа) или Плана реабилитации семьи и ребенка (Приложение 2, 3).

Комиссия определяет, какой орган (учреждение) системы профилактики, в

соответствие с законодательством, разрабатывает Программу.

  • Специалистам по опеке и попечительству муниципальных образований Томской области, как правило, поручается организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних (по п.п. 1-3 ст. 5 ФЗ-120), не совершивших правонарушений и антиобщественных действий, детей, оставшихся без попечения родителей (преимущественно малолетних детей и детей дошкольного возраста - первичная профилактика).
  • Образовательным учреждениям поручается организация индивидуальной профилактической работы (разработка и реализация Программы) в отношении несовершеннолетних и их семей (по п.п. 1-14 ст. 5 ФЗ-120), являющихся обучающимися образовательных учреждений.
  • Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних (указанных в п.п. 4-14 п.1 ст.5 ФЗ-120), а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Разработка Программы в отношении не учащихся и не работающих несовершеннолетних осуществляется совместно со специалистами районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Должностные лица ПДН  проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания (приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №  569).1

Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав ведут учет всех несовершеннолетних (п.п. 1-14 ст. 5 ФЗ-120) в соответствии с Порядком учета несовершеннолетних в районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании данных районных (городских) органов и служб системы профилактики.

Во исполнение распоряжения Губернатора Томской области  от 29 декабря 2008 года № 407-р «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов» специалисты по опеке и попечительству муниципальных образований Томской области ведут учет детей, нуждающихся в государственной защите (Приказ Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 18-п от 29.01.2009).

 

 

 

 

 

 

3.  Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы

3.1. На основании Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органы и службы системы профилактики планируют мероприятия в соответствии с ведомственными правовыми актами с конкретной категорией несовершеннолетних в пределах своей компетенции.

Запланированные мероприятия, направленные на устранение причин безнадзорности и антиобщественных действий согласуются с исполнителями (под подпись исполнителя).

Мероприятия фиксируются в Программе индивидуальной профилактической работы.

*Программа индивидуальной  профилактической работы (далее  Программа) представляет собой  документ органа или учреждения  системы профилактики, как правило,  содержащий следующие сведения:

  1. Сведения о ребенке и его семье;
  2. Основания и причины проведения индивидуальной профилактической работы с семьей и ребенком;
  3. План мероприятий, сроки, ответственные исполнители;
  4. Результаты профилактической работы.

Наименование и форма  данного документа утверждается органами и учреждениями системы профилактики (Приложение № 2, 3).. 

3.2. После разработки Программа, как правило, в срок до 30 дней предоставляется в комиссию на утверждение (выносится постановление комиссии).

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сроки индивидуальной профилактической работы устанавливаются по усмотрению субъекта профилактики, давая ему для этого определенные ориентиры. К ним относится:

1) срок, необходимый для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

2) до устранения причин  и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или  антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) срок, минимально необходимый  для устройства несовершеннолетнего.

Федеральным законом установлен предельный срок в случаях:

- достижения совершеннолетия (18 лет);

- наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К этим обстоятельствам относятся определяемые судом сроки таких наказаний, как исправительные, обязательные работы, либо испытательный срок при условном осуждении,  который определяется судом в соответствии с ч. 3 ст. 73 Уголовного кодекса РФ. В течение указанных сроков с несовершеннолетними проводится  индивидуально-профилактическая работа. По окончанию срока наказания несовершеннолетний подлежит снятию с учета.

Основным критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни подростка, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении подростка в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.

План реабилитации ребенка  и семьи, индивидуальная программа  социальной реабилитации и др. в  соответствии с ведомственными документами.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по контролю над реализацией Программы

4.1. После предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав специалистами по опеке и попечительству, образовательными учреждениями, подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав отчета о реализации мероприятий Программы, комиссия вправе провести проверку представленной информации в целях установления истинного положения дел.

На заседании комиссии заслушивается отчет ответственного исполнителя (можно совместно с соисполнителями) о проделанной работе и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего. После чего комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает следующие решения (Приложение №4):

  • о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой индивидуальной профилактической работы;
  • о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;
  • о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета в связи с успешной ресоциализацией.

Информация о работе Индивидуальная профилактика