Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых на объектах транспорта 7
§1. Понятие и сущность объектов транспорта 7
§2. Современное состояние преступности на объектах транспорта 15
§3. Характеристика личности преступника совершающего преступления на объектах транспорта 26
Глава 2. Основы деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§1. Первоначальные ОРМ по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§2. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта 29
§3. Взаимодействие оперативных подразделений ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД и ОМВД России 29
Заключение 30
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_2 (Автосохраненный).doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Транспортную безопасность необходимо рассматривать как комплексное системное понятие, направленное на устойчивое развитие транспортного комплекса, которое можно определить как развитие, обеспечивающее потребности настоящего поколения и не подрывающего возможности будущих поколений в обеспечении их потребностей.

Транспортная политика России должна поэтапно интегрировать базовые  принципы устойчивого развития транспорта, согласно которым решение задач  удовлетворения транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, не нарушает интересов будущих поколений12.

Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Современная организованная преступность возникла на обслуживаемых органами внутренних дел на транспорте объектах приблизительно в начале 1990-х гг., в период распада Советского Союза и ослабления контролирующих функций со стороны государства за сектором экономики. Именно в тот период началась активная приватизация, акционирование и реформирование транспортной отрасли. В то время на транспорте сформировалась и окрепла «беловоротничковая» преступность. Нарушая закон, чиновники, распоряжавшиеся транспортной собственностью, выдавали квоты, лицензии, кредиты. В долгосрочную аренду передавались умышленно обесцененные государственные объекты собственности.

Ряд руководителей  транспортной системы, представители  среднего управленческого звена  включились в передел собственности, занялись бизнесом, в том числе  теневым. Это стало причиной создания на отдельных объектах транспорта класса коррумпированных управленцев, обеспечивающих друг другу взаимную поддержку и круговую поруку.

Понимая, что  подобная противоправная деятельность способна нанести разрушительный удар по базису государства, свести к нулю результаты усилий институтов власти и общества, направленных на выход страны из кризиса, органы внутренних дел на транспорте активно противостоят преступности, ведут наступление по всем направлениям и сохраняют контроль за состоянием оперативной обстановки на объектах транспорта.

В последние  годы основная масса преступлений на транспорте, совершенных в составе  преступных групп, приходится на финансово-кредитную  сферу. Ряд противоправных деяний связан с превышением должностных полномочий, присвоением или растратой чужого имущества, контрабандой13.

Легализация преступных доходов, как правило, осуществляется поэтапно, с участием заинтересованных сотрудников банковской сферы и  включает множество финансовых и  иных операций, направленных на сокрытие преступления.

Таким образом, транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.

§2. Современное состояние преступности на объектах транспорта

 

На объектах транспорта совершаются  любые по характеру и видам  преступления. Различия существуют только в способах их совершения и в структуре преступности в целом.

Хищения и кражи грузов, кража  цветных и редкоземельных металлов, кражи личного имущества, грабежи  и разбойные нападения, хулиганство, мошенничество, вымогательство, карманные  кражи, преступления связанные с  незаконным оборотом оружия и наркотиков, коррупция и взяточничество – вот наиболее характерные виды преступлений, совершаемые на объектах транспорта.

Напряженная социально-экономическая  ситуация в РФ, кризисные явления  в экономике страны, растущая безработица, задержки выплаты заработной платы, обострение межнациональных конфликтов в стране и отдельных государствах ближнего зарубежья и другие факторы стали основными доминантами, оказывающими негативное влияние на состояние общественного порядка и преступности на объектах транспорта На транспорт постепенно проникает интеллектуальная, так называемая, «беловоротничковая» преступность. На смену грубым и примитивным способам воровства на транспорте, преобладающим много лет назад (например, взламывание запирающих устройств вагонов, люков воздушных судов, прорубы контейнеров, просверливание цистерн и т.д.), пришли ухищренные и оригинальные способы хищений грузов и иных материальных ценностей путем мошенничества, подделки документов, переадресовки грузов, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества и т.д. возрастают объемы похищенного. В сферу преступных интересов все чаще попадают нефть и нефтепродукты, другие стратегические материалы и сырье, драгоценные и редкоземельные металлы. С развитием банковской системы и строительством новых объектов транспортной системы участились финансовые махинации на транспорте.  

По официальным данным, в сфере  пассажирских перевозок ежегодно регистрируются  свыше 60 тысяч преступлений, задерживается  более 40 тысяч преступников, более 2-х миллионов нарушителей за административные правонарушения, изымается свыше 3000 единиц огнестрельного оружия, свыше 1500 килограммов наркотического сырья. Основной массив составляют преступления экономической направленности - 43%, кражи - 26%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков - 17%, мошенничество - 6%.

Несмотря на тренд десятилетнего  периода к снижению преступности на транспорте, в последние два года наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано 75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010 г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%). Основной массив составляют преступления экономической направленности - 34,4%, кражи (в том числе грузов) - 26,5%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется снижением количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).

Важное место отводится обеспечению  правопорядка на железнодорожном транспорте, так как более 80% от общего количества преступлений регистрируется именно здесь.

Законом № 20-ФЗ-2004 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации по осуществлению  мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" в состав досмотровых групп служб авиационной безопасности (САБ) были введены сотрудники полиции, принимающие непосредственное участие в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, членов экипажей и технического персонала.

Несмотря на принимаемые меры, с мая 2008-го года в терактах на территории нашей страны погибло около 1 тыс. человек, причем, по данным Национального антитеррористического центра США, динамика негативная: 216 человек в 2008-м, 337 – в 2009-м, 264 – за девять месяцев 2010 года.

За январь-декабрь 2011 года в органы внутренних дел на транспорте поступило 288,2 тыс. заявлений, сообщений о преступлениях  и иной информации о происшествиях (+1,7%). По 42,3 тыс. сообщениям принято  решение о возбуждении уголовного дела (-5,5%).

Рис. 1 – Результаты работы по разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях за январь-декабрь 2011 года

 

За январь-декабрь 2011 года на объектах обслуживания ОВДТ всего было зарегистрировано 53364 преступления (-8,6%). Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийство (-8,8%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (-15,8%), разбой (-32,1%) и грабеж, предварительное следствие по которым обязательно (-23,1%).

Не допущено фактов бандитизма. Число террористических актов снизилось на 57,1%. Количество зарегистрированных заведомо ложных сообщений об актах терроризма на объектах транспорта незначительно снизилось (-2,5%; 78).

Правоохранительными органами на транспорте раскрыто 35583 преступления (-12,2%), выявлено 29781 лицо (-7,5%), их совершивших. По 87,3% раскрытых преступлений лица установлены сотрудниками ОВДТ (31062; -11,8%). В отчетном периоде раскрыто 1211 преступлений прошлых лет (+7%), из них 196 - тяжких и особо тяжких составов (+30,7%), 23 - совершённых организованной группой либо преступным сообществом (+1,9%).

Отмечено снижение общего остатка  нераскрытых преступлений (-6%; 16542), количество оставшихся нераскрытыми тяжких и особо  тяжких деяний также снизилось на 9,9% (3868).

В структуре преступности на объектах транспортного комплекса по-прежнему доминирующее место занимают кражи (31,9%), преступления экономической направленности (27,2%) и в сфере незаконного оборота наркотиков (21,3%). Преступления, предварительное следствие по которым обязательно, составляют 47%, по которым необязательно - 53%.

Рис. 2 – Основные показатели работы ОВД

 

За 2011 год раскрыто 299 (-10,2%) преступлений, совершённых организованными группами или преступными сообществами, в  том числе 280 тяжких и особо тяжких преступных деяний. Пресечена деятельность 144 участников организованных преступных групп.

Рис. 3 – Структура совершенных организованными группами и преступными сообществами преступлений на объектах оперативного обслуживания ОВДТ за январь-декабрь 2011 года

За 2011 год на объектах транспорта зарегистрировано 11359 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (-2,9%), из которых 7212 - тяжкие и особо тяжкие. Сотрудниками ОВДТ выявлено 94,4% всех зарегистрированных наркопреступлений.

Рис. 4 – Результаты работы по выявлению преступлений сферы НОН

 

За 2011 год на транспорте выявлено 14521 преступление экономической направленности, в т.ч. 3740 - тяжких и особо тяжких преступлений, 2169 - совершенных в крупном и особо крупном размере. По оконченным уголовным делам об экономических преступлениях в отчетном периоде возмещено более 447,8 млн рублей материального ущерба. Показатель возмещения составил 76,8%.

Рис. 5 – Динамика выявления отдельных видов преступлений экономической направленности за январь-декабрь 2011 года

За 6 месяцев 2012 г. в органы внутренних дел на транспорте поступило 143,6 тыс. заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях (-1,5%). По 19,9 тыс. сообщений принято решение о возбуждении уголовного дела (-16,9%), отказано в возбуждении – по 37,7 тыс. (-7,1%), возбуждено дел об административном правонарушении – по 3,8 тыс. (-6,3%), передано по подследственности или территориальности – 39,9 тыс. (+14,0%).

 

Рис. 6 – Основные показатели работы органов внутренних дел

 

На объектах обслуживания ОВДТ было зарегистрировано 25683 преступления (-21,0%).

Сократилось количество таких преступлений, как убийство  (-33,3%),    разбой (-18,6%), грабеж (-10,5%), мошенничество (-10,6%), хулиганство (-42,0%). Не допущено фактов бандитизма.

Зарегистрировано 10 террористических актов (за аналогичный период 2011 г. - 2), 31 - заведомо ложное сообщение об акте терроризма на объектах транспорта (за аналогичный период 2011 г. - 64). Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (-19,1%), группой лиц (-7,0%), иностранными гражданами (-33,8%). Больше совершено преступлений гражданами в состоянии алкогольного опьянения  (+12,5%).

В отчетном периоде правоохранительными  органами на транспорте раскрыто 16574 преступления (-20,2%), выявлено 14181 лицо (-15,3%), их совершившее. Раскрыто 839 преступлений прошлых лет.

 Отмечается снижение общего  остатка нераскрытых преступлений (-10,1%; 6144), количество оставшихся нераскрытыми тяжких и особо тяжких деяний также снизилось (-7,5%; 1511).

В структуре преступности на объектах транспортного комплекса по-прежнему доминирующее место занимают кражи (33,0%), преступления экономической направленности (21,4%) и в сфере незаконного оборота наркотиков (24,1%). Преступления, предварительное следствие по которым обязательно, составляют 51%, по которым необязательно – 49%.

Грузовые перевозки на железнодорожном  транспорте традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости. Сумма убытков, понесённых всеми участниками перевозочного процесса, постоянно возрастает. В среднем в год по стране она составляет около 150 млрд руб.

Совокупные изменения, направленные на сдвиг от тяжёлой промышленности, где в основном транспортировались сырьевые материалы, к лёгкой и средней, увеличили объем поставок высокоценных товаров. Именно поэтому оперативная обстановка в сфере грузовых перевозок по- прежнему остаётся сложной. Так, по различным железным дорогам страны до 60% от всех зарегистрированных преступлений на железнодорожном транспорте приходится на сферу грузовых перевозок.

Хищения грузов совершаются путём  сруба запорных устройств и закруток, взлома дверей и люков, выдавливания пола контейнеров, а также путём  мошенничества, подлога, изготовления и использования фиктивных документов, проникновения в компьютерные сети железных дорог, снятия информации о предприятиях, имеющих код-справки для использования в хищении грузов, оформления «ложного транзита», переадресовок грузов, подмены перевозочных документов и т.п.

Кражи, как известно, являются самыми распространёнными преступлениями против собственности. Так, в общей  структуре российской преступности их доля превышает 50%, причём эта тенденция - одна из самых устойчивых, о чем свидетельствует её сохранение на протяжении десятилетий. Более узкую, но вместе с тем чрезвычайно актуальную проблему представляют кражи личного имущества, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта. Большая распространённость данных преступлений, их заметный рост негативно влияют на уровень криминологической безопасности пассажиров, обостряют боязнь населения за своё имущество14.

Следует признать, что система мер  предупреждения и раскрытия подобного  вида краж является недостаточно эффективной. Учитывая, что Россия относится к странам с развитой системой объектов железнодорожного транспорта, можно сказать, что преступность, распространённая здесь, существенно влияет на дестабилизацию обстановки в стране в целом.

Информация о работе Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта