МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине: «Криминология»
на тему:
«Воинская преступность. Особенности
профилактики воинских преступлений»
Выполнил: студент группы 13-3
Жадько Ю.И.
Проверил: __________________
___________________________
Чита -2013
Содержание:
1. Введение
2. Понятие и криминологическая
характеристика
3. Специфика детерминации
и причинности
4. Особенности борьбы,
с воинской преступностью
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение.
Стремительный рост преступности
в современной России является следствием
серьезных проблем в политическом, экономическом,
социальном, нравственно-психологическом,
медико-биологическом и духовном развитии
общества.
В современных условиях очевидно,
что национальные и государственные интересы
Российской Федерации требуют наличия
мощной военной организации, достаточной
для обороны и безопасности страны, обеспечения
законных прав и свобод человека и гражданина,
государственного конституционного строя,
общественного порядка и мира в многонациональном
государстве, а также предупреждения преступности
против основ и устоев государства, общества
и личности.
Значительное влияние на состояние
общества и государства оказывают национальный
экстремизм и международный терроризм.
Примером тому могут служить современные
ситуации в так называемых зонах национальных
вооруженных конфликтов (Нагорный Карабах,
Абхазия, Чеченская Республика, Северная
Осетия).
Все эти проблемы и задачи, стоящие
перед государством, свидетельствуют,
что наше общество нуждается не только
в современных видах вооружения, боевой
техники, но и, особенно важно в обеспечении
профессионально подготовленными военными
кадрами.
Не менее важным в обеспечении
безопасности государства является морально-психологический
климат в армии. Только единство духа и
силы может приносить желаемый результат
в деле защиты Отечества от внешних и внутренних
врагов.
За последние десятилетия преступность
в Вооруженных Силах, в войсках и других
воинских формированиях Российской Федерации
относительно стабилизировалась и составляет
от 12 до 18 тысяч преступлений в год, уголовному
наказанию подвергаются более 10 - 12 тысяч
военнослужащих ежегодно.
В современной России особую
опасность представляет деятельность
организованных преступных структур.
Наиболее опасным для общества и государства
представляется их проникновение в воинскую
среду с целью привлечения кадров (специалистов),
завладения вооружением и боевой техникой,
движимым и недвижимым имуществом войсковых
частей и подразделений, создавания прикрытия
из коррумпированных воинских начальников
и командиров, а также легализованных,
полулегализованных и нелегальных предприятий,
мастерских для производства и ремонта
оружия, техники, средств связи, автотранспорта,
добытых и приобретенных в преступном
«бизнесе».
Одной из важнейших проблем
для армии остается влияние неуставных
отношений на состояние преступности
в войсках, поэтому их профилактика среди
военнослужащих является основой сдерживания
правонарушений. На состояние преступности
в исследуемой сфере серьезное влияние
оказывает само поведение воспитателей,
т.е. командиров и начальников, которые
нередко скрывают, а иногда и поощряют
неуставные взаимоотношения во вверенных
им частях и подразделениях.
Все эти обстоятельства обусловили
выбор темы данной работы.
2. Понятие
и криминологическая характеристика.
Под воинской преступностью в
широком смысле слова понимают систему
преступлений, совершаемых военнослужащими,
включающую:
а) общие преступления,
т. е. те, применительно к которым уголовным
законом не предусмотрен специальный
субъект – военнослужащий, они могут совершаться
и гражданскими лицами, и военнослужащими;
в) собственно воинские
– преступления со специальным субъектом
– военнослужащим. Специфичен и их объект
– воинский правопорядок.
К собственно воинским
относятся преступления против порядка
подчиненности, против порядка прохождения
военной службы, против порядка эксплуатации
военной техники, несения боевого дежурства,
караульной, пограничной и других специальных
служб, а также воинские должностные преступления.
Во всех армиях мира
доли этих видов преступности в воинской
преступности примерно равны. В зависимости
от социальных условий их более конкретное
соотношение колеблется.
В.В. Лунеев по характеру
мотивации выделяет шесть больших групп
преступлений:
1) политической
мотивации (измена Родине);
2) насильственные (убийство,
умышленное причинение телесных повреждений,
изнасилование);
3) корыстные (хищение,
взяточничество, злоупотребление служебным
положением);
4) анархической
мотивации (самовольное оставление
части, хулиганство);
5) неосторожные
легкомысленной мотивации (нарушение
правил вождения, нарушение правил
обращения с оружием);
6) воинские преступления
трусливо-малодушной мотивации (совершаемые
во время войны или в боевой
обстановке по трусости: дезертирство,
членовредительство, измена Родине).
В структуре воинской
преступности выделяют группы на основе
воинского звания преступников: преступность
офицеров, прапорщиков, сержантского состава,
преступность рядовых.
Используется критерий
ведомственной принадлежности войск:
преступность в войсках Министерства
обороны, во внутренних войсках МВД, в
пограничных и других войсках. В Министерстве
обороны воинскую преступность анализируют
по видам Вооруженных Сил (сухопутные
войска, флот) и родам войск (ВДВ, строительные
войска).
В 1995 году в Министерстве
обороны и других ведомствах, имеющих
войска, зарегистрировано 30 тыс. преступлений.
20% осужденных в 1995 году – офицеры, прапорщики
и сержанты. Офицерами чаще всего совершаются
такие преступления, как превышение власти,
злоупотребление служебным положением,
взяточничество, хищения оружия и боеприпасов.
За взятки, хищения, злоупотребления служебным
положением в год привлекается к уголовной
ответственности более 5 тыс. военнослужащих,
из них несколько сотен офицеров.
58% зарегистрированных
преступлений приходится на воинские
части Министерства обороны; 11% –
на пограничные войска; 8,7% – на
внутренние войска МВД; 22,3% – на
лиц, приравненных к военнослужащим,
но из иных ведомств.
Численность войск
Министерства обороны – 1,7 млн., в войсках
МВД проходит службу 264 тыс. человек, в
погранвойсках – 200 тыс.
В 1995 году число зарегистрированных
преступлений, совершенных в войсках,
по сравнению с 1994 годом выросло на 24%,
тяжких преступлений – на 76,3%. Число умышленных
убийств, совершаемых военнослужащими,
увеличилось в два раза. На 78,3% возросло
количество хищений оружия и боеприпасов.
Увеличилось число случаев взяточничества,
мошенничества. Самый распространенный
вид преступления – уклонение от военной
службы.
В 1995 году наибольший
рост преступности зафиксирован в ВДВ,
среди военных строителей и в железнодорожных
войсках. Судимость за дедовщину возросла
в 1995 году в сухопутных войсках на 17%, в
военно-строительных частях центрального
подчинения и войсках противовоздушной
обороны – почти на треть, в военно-воздушных
силах – на 45%.
Официальную армейскую
статистику преступности необходимо анализировать
с поправкой на латентность, а также учитывать
иные обстоятельства, способные влиять
на 'абсолютные показатели преступности.
Например, официальные статистические
данные о преступности в армии за 1992 год
показали, что преступность за год снизилась
на 5,3%. В 1992 году в армии интенсивно шли
процессы сокращения кадров. За период
с 1991 по 1994 годы число военнослужащих уменьшилось
вдвое: с 3,5 млн. до 1,7 млн.
В этих условиях следовало
констатировать не снижение уровня преступности,
но ее рост. Интенсивность необходимо
было учитывать в расчете на 100 тыс. военнослужащих.
Кроме того, уровень
преступности повысился (абсолютные данные)
в некоторых видах Вооруженных Сил и родах
войск, ряде военных округов, на всех флотах.
Возросло число нарушений правил несения
специальных служб. Поползла вверх кривая
общеуголовных преступлений военнослужащих.
В 2,3 раза в войсках вырос уровень хищений
государственного и военного имущества.
В 1992 году военнослужащими было похищено
4489 стволов огнестрельного оружия (это
на 77% больше, чем в 1991 г.), на 41% увеличилось
количество грабежей и разбоев, на 65% возросло
число случаев взяточничества среди воинских
должностных лиц (взятки брались в основном
за освобождение от военной службы, отсрочки
от призыва, за продажу устаревшей военной
техники). Изменился и сам контингент преступников
в погонах: все больший удельный вес среди
них стали занимать офицеры, в том числе
и старшие (командиры частей, их заместители,
офицеры штабов).
Да и в первом полугодии
1992 года статистика преступности не давала
поводов к оптимизму: в три раза возросло
число хищений в особо крупных размерах,
в два с половиной раза – количество преступных
посягательств на оружие и боеприпасы.
На 40% возросло число общеуголовных преступлений,
а грабежей и разбоев – на 90%.
Официальная статистика
о динамике преступности в армии в 1993 году
также преподнесла больше загадок, нежели
разгадок об истинной криминальной обстановке
в войсках: по всем силовым министерствам
зарегистрированная преступность снизилась
на 28%, по армии и флоту – на 25%. Сомнения
в достоверности этих данных возникают
по ряду причин: в 1993 году Вооруженные
Силы продолжали сокращаться; велик был
и некомплект в воинских частях: штатные
должности солдат и матросов заполнены
почти наполовину.
По официальным данным,
в 1993 году погибло 2572 военнослужащих, при
этом в том же году было расследовано 4191
уголовное дело о гибели военнослужащих.
Структура причин гибели военнослужащих
такова: самоубийства – 17%з; нарушение
мер безопасности, в том числе обращения
с оружием – 14,8%; дорожно-транспортные
происшествия – 11%; несчастные случаи
– 9,6%; убийства – 2,9%; неуставные взаимоотношения
– 2,3%; гибель в зонах конфликтов – 36%.
Косвенным подтверждением
гипотезы о том, что снижение преступности
имело место лишь в официальных отчетах,
а не в действительности, служит и тот
факт, что в 1993 году по сравнению с предыдущим
годом военные прокуроры выявили в 2,5 раза
больше фактов сокрытия командирами преступлений
подчиненных. В 1993 году на 53% возросло количество
хищений огнестрельного оружия военнослужащими,
причем похищались не только пистолеты,
автоматы и гранаты, но также противотанковые
и зенитные ракеты, установки залпового
огня «Град». В этом же году были зарегистрированы
десятки тысяч нападений на воинские склады
со стороны гражданских лиц.
Снижение уровня преступности
среди военнослужащих в период сокращения
Вооруженных Сил – статистический факт,
противоречащий мировому и отечественному
опыту. Во всех странах мира в период сокращения
армейских штатов воинское рвение среди
офицеров, обреченных на увольнение, становится
редкостью. Как следствие падает дисциплина,
растет преступность. Например, сокращение
Вооруженных Сил СССР в период так называемых
хрущевских реформ (1956–1961 годы) ознаменовалось
самым интенсивным ростом преступности
в войсках за послевоенное время.
Проведенный анализ
свидетельствует о том, что преступность
в Вооруженных Силах России в первой половине
90-х годов стабильно росла. Снижение ее
имело место лишь в документах официальной
отчетности. Всплеск числа зарегистрированных
преступлений в 1995 году – лишь свидетельство
того, что резервы приукрашивания действительности
к этому времени были исчерпаны.
Механизм лакировки
криминальной ситуации прост. Реальный
криминальный феномен состоит как бы из
двух сообщающихся сосудов: зарегистрированной
и латентной преступности. Когда преступность
начинает снижаться вопреки всем – «криминологическим
закономерностям» (на фоне неблагоприятных
объективных условий и имитации борьбы
с негативными социальными процессами),
это есть лишь перелив криминала из «видимого
сосуда» в «невидимый». Некоторые тайны
данного механизма уголовной политики
приоткрыл В. Ерин в бытность его министром
внутренних дел: «Я, конечно, знаю, как
манипулировать статистикой, знаю, как
можно воздействовать на Президента, как
сделать так, что преступность начнет
«падать» у нас в государстве – правда,
только на бумаге».
Однако бесконечно
манипулировать цифрами невозможно, ибо
латентная преступность является мощнейшим
криминогенным фактором. Ведь за ней стоит
безнаказанность и вседозволенность,
поэтому рост латентной преступности
неминуемо влечет за собой интенсивный
рост всего криминального феномена, и
скрыть это уже не удается.
Аналогичную ситуацию
мы наблюдали в Вооруженных Силах во второй
половине 80-х годов. В этот период документы
официальной отчетности фиксировали не
поддающееся никакому рациональному объяснению
снижение преступности в армии на фоне
интенсивного роста всей зарегистрированной
преступности в стране. Единственным доводом
было постановление ЦК КПСС 1985 года «О
мерах по укреплению воинской дисциплины
в Советской Армии и Военно-Морском Флоте».
Через несколько лет статистика зафиксировала
криминальный взрыв в войсках. В действительности
же, вероятно, не было ни снижения, ни взрыва
– в период перестройки преступность
в армии стабильно росла.
Достаточно нерадужные
выводы можно сделать и из анализа структуры
преступности военнослужащих. Самый распространенный
вид преступления в войсках – уклонение
от военной службы. Их доля составляет
46% от всего криминального массива. Корыстные
мотивы просматриваются в основе каждого
третьего учтенного преступления. В структуре
армейской преступности 1,6% составляют
хищения в особо крупных размерах, 1% –
убийства.