Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Термин “борьба с преступностью” широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности. Правда, в разные периоды эта цель формулировалась по-разному, в том числе максималистски: ликвидировать преступность и корни, ее порождающие. Но, такой подход был оценен как ”криминологическая романтика” и сейчас практически не имеет сторонников.

Содержание

1. Понятие, цели и задачи борьбы с преступностью. Субъекты воздействия на преступность…………………………………………………………………...3
2. Содержание борьбы с преступностью………………………………………..9
3. Содержание предупреждения и профилактики преступности……………17
4. Таблица (сопоставление борьбы с преступностью, её профилактики и предупреждения)……………………………………………………………..….24
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант № 9.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ВТОРОЕ  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по криминологии

 

Тема 9.Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности.

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель 5814 ВВ гр. Большакова Екатерина Владимировна

                                                                                       

Проверил: Мащенко В. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган, 2006

 

 

 

 

План.

  1. Понятие, цели и задачи борьбы с преступностью. Субъекты воздействия      на преступность…………………………………………………………………...3
  2. Содержание борьбы с преступностью………………………………………..9
  3. Содержание предупреждения и профилактики преступности……………17
  4. Таблица (сопоставление борьбы с преступностью, её профилактики и предупреждения)……………………………………………………………..….24

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1. Понятие, цели и задачи борьбы с преступностью. Субъекты воздействия на преступность.

Термин “борьба с  преступностью” широко применяется  в правовых и других официальных  документах, а также в научных  трудах. Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что  он применяется для обозначения  сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности. Правда, в разные периоды эта цель формулировалась по-разному, в том числе максималистски: ликвидировать преступность и корни, ее порождающие. Но, такой подход был оценен как ”криминологическая романтика” и сейчас практически не имеет сторонников.

Достижение указанной  цели понималось таким образом, что  борьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это прежде всего воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самой детерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

“Предупреждение преступности” — принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе “Теоретические основы предупреждения преступности”, говорится, что предупреждение  преступности — многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.

Этот термин, разумеется, не является бесспорным. Его критики  пишут о том, что нельзя предупредить то, что уже имеется, включая преступность. С этой точки зрения термин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот и вряд ли имеет смысл революционно ломать устоявшийся понятийный аппарат. Наряду с этим термином часто употребляют другой — “профилактика”. Одними авторами эти два понятия трактуются как синонимы, другие видят в них различия (В.С. Лекарь, Г.А. Аванесов и др.). Практически все чаще о профилактике говорят применительно к пресечению конкретных преступлений, когда речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению и реагировании на эти факты.

В таком виде профилактика служит как бы мостиком между предупреждением  преступности в указанном выше классическом смысле и правоохранительной деятельностью.

В последнее время  особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина «борьба с преступностью». Его предлагают заменить другими: “контроль” “противодействие”. Иногда употребляют и понятие “война”. Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем “борьба с преступностью”.

Слово в словарях русского языка трактуется как активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений и т. п. в целях приобретения господства одних над другими. Это  всегда такая деятельность, которая  преследует определенную цель. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом.

Цель в этом случае — прежде всего не допустить массового  нарушения уголовного закона путем  воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения — применить к виновным меры государственного принуждения для того чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Другими словами, борьба с преступностью — это активное столкновение общества с преступностью  для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме  целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

Профессор С. В. Бородин  пишет: “Мы исходим из того, что  борьба с преступностью как социально-политическая категория есть целенаправленная деятельность, проводимая государством и обществом  на основе материалистического понимания преступности и ее причин”

        Какова же даже не задача, а сверхзадача борьбы с преступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества.

Ф. Таненбаум в 1943 году писал: “Преступность вечна так же, как и общество... Чем сложнее оно становится, тем труднее в нем индивиду и тем более частыми являются его срывы”

Дж. Флорита считал, что  преступность, как и грех, — нормальное явление в обществе, ненормальны придуманные людьми санкции и законы. Американский ученый В. Фокс полагал, что “преступность — побочный продукт цивилизации” и соответственно может расти с развитием цивилизации.

Профессор Карпец И. И. в 60—70-е годы писал о преступности, как “преходящем” явлении, характерном только для классового общества, а в конце жизни в книге «Преступность: иллюзии и реальность» высказал мнение о том, то преступность присуща любому, а не только классовому обществу.

Так можно ли добиться над ней абсолютной и окончательной победы? Время иллюзий прошло, и ни один серьезный криминолог, пожалуй, положительно не ответит на этот вопрос. Ясно одно: человечество не помнит себя без преступлений и преступности. Другое дело — уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история человечества доказала, ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества.

Борьба с преступностью  позволяет сдерживать это общественно  опасное явление; обеспечивать необходимый баланс чисто эгоист расчета человека и интересов других субъектов, общества; не допускать наиболее общественно опасных способов удовлетворения потребностей и интересов.

    Наиболее важными основополагающими началами борьбы с преступностью можно считать следующие:

а) примат предупредительной  деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над  предусмотренными законом ограничениями;

б) применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;

в) обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности  виновных лиц за преступления;

г) осуществление борьбы всем обществом, всем населением. Государству принадлежит важнейшая роль, ибо только в руках государства находятся средства и институты принуждения. Государство определяет направления борьбы с преступностью. Однако нельзя забывать, что усилия государства могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, граждан.

д) осуществление борьбы с преступностью в режиме законности, только в рамках Конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации “1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”. Введении Российской Федерации находятся, в частности, регулирование и защита прав и свобод человека; безопасность; судоустройство; прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; федеральная государственная служба (ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной, экологической безопасности, целый ряд иных значимых для борьбы с преступностью вопросов (ст. 72 Конституции РФ)

е) подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью. В соответствии со ст. З Конституции РФ, “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”, а ст. 10 Конституции РФ предусматривает, что “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнитель ной и судебной власти самостоятельны”. Одной из актуальных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за деятельностью органов судебной власти, как и других правоохранительных органов;

ж) комплексное осуществление  борьбы с преступностью:

недопустимость увлечения  в одни периоды мерами предупреждения преступности, в другие — только правоохранительными, преимущественно карательными мерами;

з) обеспечение равенства  всех физических и юридических лиц  перед законом;

и) экономия уголовной  репрессии и применение наказания  в виде лишения свободы, а тем  более исключительной меры наказания  — смертной казни только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда;

к) использование новейших научных и научно-технических  достижений, опережение преступников;

л) международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

  Субъект воздействия на преступность.

Субъектом является лицо, орган, сообщество, государственная  структура, которые способны оказывать  воздействие на преступность и заинтересованы в результатах воздействия. В  качестве субъектов воздействия на преступность обычно выступают государственные органы, должностные лица, общественные организации и отдельные граждане.

В зависимости от того, участвует ли субъект в воздействии  на преступность могут выделяться: активные (участвующие в воздействии на преступность) и потенциальные (способные воздействовать, но не участвующие в этом процессе по каким-либо причинам).

По характеру организации  и обеспечения можно выделить следующие типы субъектов:

— государственные, управляемые  государством и обеспечиваемые государством (например, МВД);

— негосударственные, обеспечиваемые государством (например, добровольная народная дружина);

— негосударственные, находящиеся  на автономном обеспечении (на пример, общественный фонд борьбы с преступностью).

По уровню специализации  выделяют:

— специальные субъекты, которые созданы исключительно  для оказания воздействия на преступность (например, милиция);

— универсальные субъекты, которые созданы для выполнения не скольких функций, одна из которых  воздействие на преступность (на пример, школа);

— неспециальньие (непроизвольные) субъекты, которые созданы для  других целей, но функционирование которых  оказывает существенное воздействие  на это явление (например, средства массовой информации, кинематограф).

Одной из задач интенсификации процесса воздействия на преступность является воспрепятствование негативному воздействию на преступность неспециальных субъектов.

Развитие разрушающего воздействия на преступность возможно несколькими способами:

1. Повышением интенсивности и эффективности воздействия активных субъектов.

Информация о работе Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности