Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 06:10, реферат

Краткое описание

Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, «подпитывает» их и «питается» от них. Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по коррупции.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

взаимодействие в рамках обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения федеральными государственными служащими указанных требований.

Исходя из задач, возложенных на правоохранительные органы, при реализации которых также могут требоваться определенные вспомогательные действия со стороны федеральных органов государственной власти, можно выделить следующие направления взаимодействия:

взаимодействие с органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

взаимодействие с правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.

Учитывая, что перечень правоохранительных органов нормативно не определен и вопрос о том, какие именно органы государственной власти могут быть отнесены к числу правоохранительных органов, является предметом полемики в научном сообществе, в данной работе нецелесообразно рассматривать вопросы взаимодействия со всеми без исключения правоохранительными органами. Необходимо отметить, что подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных органов государственной власти, как показывают исследования, взаимодействуют, как правило, с органами прокуратуры, органами внутренних дел и следственными органами, а также, в редких случаях, с ФСБ России.

Выделяются следующие виды взаимодействия органов государственной власти с правоохранительными органами:

1) рассмотрение  поступивших из правоохранительных  органов в федеральный государственный орган материалов о правонарушениях, совершенных государственными служащими данного органа;

2) направление  запросов в соответствующие правоохранительные  органы для получения необходимой  достоверной информации;

3) проведение проверок по фактам представления недостоверных и неполных сведений, предусмотренных законом, и нарушения государственными служащими требований к служебному поведению;

4) направление  материалов о готовящихся или  совершенных преступлениях и  административных правонарушениях в федеральном государственном органе в органы прокуратуры или другие правоохранительные органы для принятия решения по существу;

5) оказание содействия  органам прокуратуры в проведении общенадзорных мероприятий и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

6) оказание содействия  правоохранительным органам при  проведении ими оперативно-розыскных  мероприятий и расследовании  преступлений коррупционной направленности.

 Организация  взаимодействия при проведении  проверки достоверности и полноты  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного  характера и иных сведений.

Как показывает практика, чаще всего взаимодействие органов государственной власти с правоохранительными органами осуществляется при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иных сведений.

Контроль над доходами государственных и муниципальных служащих является одной из общепризнанных действенных мер противодействия коррупции. Внесение служащими ложных сведений в справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сокрытие фактов получения доходов или приобретения имущества государственными и муниципальными служащими являются прямыми признаками коррупционных правонарушений.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и иных предусмотренных законом сведений проводится в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, поступающих на государственную службу, а также государственных служащих, на которых возложена обязанность представлять указанные сведения.

Порядок проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации 21 сентября 2009 г. № 1065, утвердившим Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее – Положение).

Проверка осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем).

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

Общественной палатой Российской Федерации;

общероссийскими средствами массовой информации.

Критерии достаточности информации для принятия решения о проведении проверки нормативно не определены. В достаточной информации должны быть изложены достоверные сведения о каких-либо признаках коррупционного правонарушения. Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам некоторых из представленных конкретным государственным служащим (гражданином) сведений. Как правило, достаточная информация, являющаяся основанием для начала проверки, содержится в различных документах (их копиях), отражающих действительное имущественное положение лица, его супруга и несовершеннолетних детей, образование, гражданство лица и др. Однако это не означает, что проверку нельзя проводить при отсутствии в представленной в установленном порядке информации приложений в виде документов, подтверждающих факт недостоверности или неполноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего (либо недостоверность иных предусмотренных законом сведений). Иногда необходимые документы, подтверждающие факт коррупционного правонарушения, можно получить лишь после начала процедуры проверки.

От правоохранительных органов может поступить требуемая информация, содержащаяся в следующих документах:

акты прокурорского реагирования (представление, предостережение), информационные письма, подготовленные по выявленным фактам нарушения требований законов о государственной службе и противодействии коррупции;

представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направленные в порядке ст. 158 УПК РФ, по выявленным в ходе расследования преступления фактам предоставления лицом недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, получения дохода от незаконного участия в предпринимательской деятельности и др.;

частные определения суда, вынесенные в порядке ст. 29 УПК РФ, в которых обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер, в том числе связанные с получением дохода от преступной или иной противоправной деятельности, не отраженной в декларации;

представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения, совершенного государственным служащим, и условий, способствовавших его совершению, внесенное в порядке ст. 29.13 КоАП РФ судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, соответствующим органам государственной власти и должностным лицам;

исполнительные листы о взыскании с государственного служащего периодических платежей (например, алиментов), о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, в том числе пени, штрафа, недоимки по налогам и сборам;

приговоры суда, направленные для исполнения в федеральный орган государственной власти, содержащие сведения о доходе осужденного, о котором тот не отчитывался;

постановления о прекращении уголовных дел, приговоры суда, направленные федеральному органу исполнительной власти как участнику уголовного судопроизводства, содержащие сведения о нарушении государственным служащим законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Указанный перечень не является исчерпывающим, однако любые представленные документы могут содержать информацию о получении лицом дохода, об обладании имуществом или наличии имущественных обязательств, позволяющую сделать вывод об их неполном или недостоверном декларировании, о судимости лица, представлении подложного документа о высшем образовании и т.д.

Осуществляемая кадровыми подразделениями органов государственной власти проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и иных сведений проводится в двух формах: самостоятельно или путем направления запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, т.е. в правоохранительные органы.

При необходимости подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений имеют возможность направления запросов в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей о достоверности и полноте иных представленных сведений.

 

В целях эффективного взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной власти, правоохранительными органами при выявлении и расследовании правонарушений и преступлений коррупционной направленности в субъектах Российской Федерации создаются межведомственные рабочие группы, в компетенцию которых входит:

дача рекомендаций по документированию и реализации материалов оперативно-розыскной деятельности;

обсуждение актуальных вопросов, возникающих при расследовании уголовных дел и производстве по делам об административных правонарушениях;

проведение обобщений следственной и судебной практики по делам о преступлениях коррупционной направленности;

выработка предложений по улучшению взаимодействия на данном участке работы.

Межведомственное взаимодействие может осуществляться на основании Соглашения о взаимном сотрудничестве между органами прокуратуры, МВД России, ФНС России, ФАС России, Росфиннадзора и др. Целью данного Соглашения является оперативный обмен информацией о коррупционных проявлениях и принятие действенных мер по их пресечению.

Полагаем, что в организационном плане рассматриваемое сотрудничество может проявляться в заключении соответствующих соглашений о сотрудничестве и на региональном уровне. При этом стороны могут конкретизировать задачи совместной деятельности, формы взаимодействия, структурные подразделения, ответственные за эффективность выполнения совместных мероприятий и иные вопросы.

На региональном уровне проводятся совместные совещания о состоянии работы органов власти по реализации политики в сфере противодействия коррупции между прокурором края (области), губернатором субъекта Российской Федерации, председателем законодательного собрания, председателем суда, начальником УВД, начальником управления ФСБ России, начальником таможенной службы.

В целях предотвращения коррупционных проявлений прокуроры осуществляют проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, бюджетного законодательства, законов, связанных с использованием государственного и муниципального имущества, размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд и т.д., а также осуществляют экспертизу нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов.

 

Заключение.

 

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами по следующим основным направлениям:

- рассмотрение поступивших из правоохранительных органов в орган исполнительной власти материалов о правонарушениях, совершенных служащими данного органа;

- направление  запросов в соответствующие правоохранительные  органы для получения необходимой  достоверной информации;

Информация о работе Борьба с коррупцией