Тактика изобличения во лжи в ходе допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

В процессе расследования, особенно на первоначальном этапе следователь, сталкивается с различными формами сопротивления установлению истины по делу с той или иной интерпретацией события преступления. Расследование протекает в условиях противодействия различных лиц и групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатом его раскрытия. Успех борьбы в таком случае во многом зависит от умелого проведения следственных действий. Функция которых центральное место занимает допрос.

Содержание

ГЛАВА1. Понятие лжи и ее установление в ходе допроса .
1.1 Понятие и виды лжи.

1.2 Мотивы дачи ложных показаний субъектов уголовного процесса.

1.3Криминалистическая диагностика ложных показаний.
ГЛАВА 2.Понятие допроса и его психологические основы.
2.1 Допрос: понятие, виды и значение.

2.2 Субъективные и объективные факторы влияющие на формирование показаний.

2.3 Пределы допустимого психологического воздействия на допрашиваемого.
ГЛАВА 3.Тактика изобличения во лжи в ходе допроса.
3.1 Тактика изобличения во лжи свидетеля и потерпевшего.

3.2 Тактика изобличения во лжи подозреваемого и обвиняемого.

3.3 Тактика изобличения во лжи ранее судимого.

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая психология.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

 
а) По смежности. В процессе формирования показаний в памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого образуются ассоциации по принципу смежности между образами предметов и явлений в том одновременном или последовательном порядке, в каком они воспринимались. Чтобы помочь допрашиваемому припомнить интересующий факт, следователь напоминает ему о предмете или явлении, которые находились с предметами

 
  1.См.: Следственные действия ( процесс,характеристика,тактика и психологические особенности), Волгоград 1986. С. 160   
 
допроса в пространственной или временной связи. С этой целью допрашиваемого могут вывозить на место происшествия, где в его памяти "оживают" детали происшедшего.  
 
б) По сходству. Аналогичную функцию, что и в предыдущем приеме, выполняет предъявление допрашиваемому не относящихся непосредственно к делу предметов, слов, выражений и т. д. Предложенный следователем раздражитель (например, фотография человека) может вызвать в памяти допрашиваемого образ какого-то человека, похожего на изображенного на фотографии.  
 
в) По контрасту. Этот прием основан на использовании временных связей в памяти допрашиваемого, включающих представления о противоположных, контрастирующих объектах. Например, событие, интересующее следствие, произошло летом. Если допрашиваемый затрудняется сказать, когда это событие было, то, напомнив ему о зиме, можно помочь восстановить в его памяти забытое время.  
 
г) С помощью наглядности. Этот прием применяется в том случае, когда допрашиваемый затрудняется сформулировать словами те или иные признаки предмета, явления. Тогда ему предъявляют те или иные предметы, связанные с интересующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулом для припоминания: их вид вызовет связанные с ним в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию интересующего объекта. Приведем пример обращения к ассоциациям в тактике допроса. При расследовании возникла необходимость проверить алиби подозреваемого Г., который ссылался, в частности, на свидетельницу О. На первичном допросе О. показала, что пришла в гости к родственникам З-вым не ранее 13 часов и что к моменту ее появления Г. прощался с хозяевами и уходил из квартиры. Следователь при повторном допросе попросил вспомнить более подробно все обстоятельства, связанные с посещением З-вых. При этом он рекомендовал вести рассказ в таком порядке, в каком развивались события, начав, однако, не со времени прихода к З-вым, а с более раннего времени. О. вспомнила, что когда она собиралась в гости, муж попросил ее сходить в магазин и купить бутылку водки. Она пошла, но водку не купила, так как ее начинали продавать с 11 часов утра. Не смог уговорить продавца и муж О. Они с мужем взглянули на часы – было 9 час. 45 мин. После этого О. выехали к З-ым на трамвае (примерно 20 мин.). Таким образом, было установлено время прихода О-вых и ухода от З-вых подозреваемого Г. более точно. 1 
 
2. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств  
 
При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом допросе факты, обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, под которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.  
 
Приемы по "оживлению" ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.   
 
Таким образом, на практике следователь неизбежно приходиться сталкиваться с ложными показаниями при допросе свидетелей и потерпевших, по причине того, что в большинстве случаев указанные лица в силу тех или иных мотивов, уклоняются от дачи правдивых показаниях подозреваемого и обвиняемого,, тактика которых раскрывается в следующем параграфе.

 

 
1.\Следственные действия ( прцесс,характеристика,тактика и психологические особенности),Волгоград,1986 с.160. 
 
3.2.Тактика изобличения во лжи подозреваемого и обвиняемого  
 
 Следственная тактика располагает целым арсеналом приемов изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания. Рассмотрим основные.  
1. Убеждение. Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосердечному признанию путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления, а также преступлений прошлых лет, оставшихся нераскрытыми.  
2. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих случаях приносит пользу. Каждому человеку свойственно стремление к само-  
уважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допрашиваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, среди товарищей, его личному и социальному статусу, его можно убедить быть откровенным, правдивым.  
3. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому "развертывать" ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса. В этом случае лживые показания допрашиваемого немедленно отклоняются, ложь пресекается в "зародыше" путем предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами допрашиваемый часто переходит от лжи к правде. ледуемому событию.1  

 

 

4. Выжидание. Этот прием  применяется к лицам, у которых  происходит борьба мотивов, один  из которых побуждает к даче  ложных показаний или отказу  от дачи показаний, а другой - к  признанию своей вины, раскаянию  в содеянном. Такая борьба мотивов не затухает и может проявиться достаточно сильно при умелом тактическом воздействии следователя и в процессе допроса. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь, сообщая определенные сведения, умышленно "закладывает" в его сознание такую информацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов, и затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных показаний.  
5. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или обвиняемый дает ложные показания - легенду, предоставляет ему возможность изложить ее. Вступив в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из намерения выудить у того как можно больше деталей, конкретики, подробностей и как можно точнее и обстоятельнее зафиксировать рассказ в протоколе допросов. Дав возможность допрашиваемому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие, развенчивающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи допрашиваемый может дать правдивые показания.  
6. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным. Например, следователь заявляет обвиняемому, дающему ложные показания, о намерении провести очную ставку с лицом, которого, по мнению допрашиваемого, уже нет в живых.  
Разновидностью использования фактора внезапности на допросе является такой распространенный прием изобличения, как неожиданное предъявление доказательств. Эффективность этого приема зависит также от того, допускает ли подозреваемый или обвиняемый, что данные доказательства могут оказаться у следователя. А.В. Дулов назвал такой прием, оказывающий сильное психологическое воздействие на обвиняемого (подозреваемого), "эмоциональным экспериментом". Он пишет: "Это действие является экспериментом по той причине, что следователь специально создает условия, при которых резко изменяется эмоциональное состояние допрашиваемого, часто влекущее за собой и определенные физиологические реакции. Эмоциональным же эксперимент именуются в связи с тем, что цель его -выявление изменений в эмоциональном состоянии, последующий анализ и использование в допросе этого выявленного изменения. Чем больше событие преступления переживается, сохраняется в памяти обвиняемого (в силу раскаяния или в силу страха перед разоблачением), тем большее эмоциональное воздействие на него будет оказывать информация, напоминающая об этом событии, особенно в том случае, если он не знает о наличии ее в распоряжении следователя, если считает, что эта информация начисто разрушает его линию защиты от предъявленного обвинения".  
 
По факту недостачи материальных ценностей на значительную сумму, выявленную внезапной ревизией, для дачи объяснений к следователю был вызван бухгалтер Б., убежденный в том, что в процессе ревизии ему удалось убедительно обосновать свою непричастность к недостаче. По прошлому опыту Б. полагал, что проверка материалов ревизии будет продолжаться достаточно долго, а привлечение к уголовной ответственности ему во всяком случае не грозит. 
 
Следователь, извинившись перед Б., на несколько минут вышел из кабинета, оставив на своем столе постановление о возбуждении уголовного дела по факту недостачи, в тексте которого Б. увидел и свою фамилию. Это явилось для него настолько неожиданным, что он в волнении забыл, что его допрашивают в качестве свидетеля, и на первый же вопрос следователя дал уличающие себя  

 
показания.1 
7. Последовательность. Этот прием по своему характеру противоположен предыдущему. Считается, что иногда бывает целесообразно предъявлять доказательства последовательно (по примеру нарастания доказательной силы) и систематически, подробно останавливаясь на каждом из них, чтобы дать обвиняемому "прочувствовать" всю силу отдельного доказательства и всего их комплекса. Вообще в следственной тактике существует целый арсенал приемов предъявления доказательств:  
1) раздельное предъявление различных доказательств в той или иной последовательности;  
2) одновременное предъявление всех имеющихся доказательств;  
3) предъявление вначале косвенных, а затем прямых доказательств;  
4) внезапное предъявление доказательства (о чем речь шла выше);  
5) предъявление доказательств по нарастающей их весомости;  
6) предъявление комплекса доказательств после предварительного сообщения обвиняемому о наличии доказательств, их перечисления с указанием источников их происхождения (либо без указания);  
7) предъявление доказательств как бы невзначай, между делом;  
8) предоставление обвиняемому возможности самому изучить доказательство и оценить степень его убедительности;  
9) фиксация внимания на отдельных признаках доказательства;  
10) сопровождение процесса предъявления доказательства пояснением механизма его образования, обстоятельств его обнаружения;  
11) предъявление доказательств с демонстрацией возможности технико-криминалистических средств по выявлению и расшифровке скрытой информации, содержащейся в этом источнике.  
8-Снятие напряжения. Нередко во время допроса обвиняемый не отказывается от разговора, но и не может его вести, так как чувствует себя скованным, 

 
1. Бахин В.П.и др.Указ.соч.с 22 
 
чрезмерно напряженным. В этом случае следователь, воздействуя на допрашиваемого определенным образом, иногда только интонациями голоса, отдельными фразами старается снять эту напряженность. Успешное снятие напряжения довольно часто влечет за собой откровенное признание. Облегчение, наступившее после снятия напряжения, вызывает у допрашиваемого стремление "излиться в беседе", "поговорить по душам".  
9. Использование "слабых мест" личности обвиняемого. Под "слабым местом" личности следует понимать такие ее особенности, используя которые можно добиться правильных, правдивых показаний на допросе. "Слабым местом" допрашиваемого может быть склонность к меланхолическим переживаниям, вспыльчивость, тщеславие и т. д. Так, в запальчивости и гневе обвиняемый расскажет то, чего не высказал бы в обычном состоянии (например, выдаст своих соучастников). В то же время следственная этика запрещает апеллировать к низменным качествам допрашиваемого (жадность, стяжание и др.).  
10. Инерция. Это своеобразный прием, сущность которого сводится к тому, что следователь, беседуя с обвиняемым, незаметно переводит разговор из сферы отвлеченного, постороннего разговора в сферу разговора по существу. При этом обвиняемый, говоря о "постороннем", "по инерции" проговаривается о том, о чем не хотел бы говорить. Для получения большего эффекта необходимо более часто осуществлять такие переходы от одного предмета беседы к другому.  
11. Отвлечение внимания. Обвиняемый всегда чутко и пристально следит за ходом допроса с целью уловить, что для следователя важно и что представляется ему второстепенным. В связи с этим допрашиваемый стремится сосредоточить свое внимание на чем-то Т>дном, по его мнению, главном. "Учитывая это обстоятельство, - отмечают Л.Б. Филонов и В.И. Давыдов, - следователи искусственно переводят внимание допрашиваемого на участки, не имеющие первенствующего значения, и тем самым отвлекают его внимание от более важных участков. Все это предпринимается в расчете на то, что допрашиваемый будет относиться с меньшей осторожностью, небрежнее к тем обстоятельствам, о которых следователю было бы желательно получить более детальную информацию".  
12. Создание впечатления хорошей осведомленности следователя. Сущность этого приема заключается в том, что следователь, не обманывая допрашиваемого, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом, во-вторых, с помощью достоверной информации, в то время как обвиняемый не предполагает, что это за сведения (отдельные детали биографии, факты из дела и т. д.). В результате у допрашиваемого создается впечатление, что следователь знает не только отдельные подробности дела, но и все остальное. Это в итоге может заставить обвиняемого прекратить запирательство.  
13. Создание "незаполненности". Этот прием применяется в тех случаях, когда при отсутствии достаточного количества доказательств следователь ведет свои рассуждения, опираясь на ряд достоверных фактов. Он только показывает обвиняемому "незаполненные" места в деле. В то же время, рисуя в основном достаточно ясную и полную картину события, он вместе с допрашиваемым прослеживает логику отдельных фактов и предлагает ему заполнить неясные места. Эти незаполненные места и неясности, отмеченные следователем, вызывают у допрашиваемого беспокойство и естественную потребность освободиться от нелогичности, привести все сказанное в соответствие с логикой.  
14. Форсированный темп допроса. Этот прием состоит в том, что следователь, используя активную позицию, берет инициативу в свои руки и опережает мысль "противника" заранее заготовленными ходами в форме вопросов или суждений. При высоком темпе подачи вопросов допрашиваемый, приняв этот темп, окажется не в состоянии тщательно обдумывать и "растягивать" ответ.  
Существует ряд других тактических приемов допроса обвиняемого, более подробно рассмотренных Л.Б. Филоновым и В.И. Давыдовым в упомянутой работе.  
 
 
 
В завершении необходимо сказать, что теорией разработаны достаточно эффективные приемы воздействия на допрашиваемого дающего ложные показания в ходе допроса, позволяющее следователю разносторонне влиять на него с целью убеждения в бессмысленной занятой позиции, противоречивости заявления и доводов и в необходимости дать правдивые показания. Умелое использование данных приемов, в сочетании с профессиональными и личностными качествами следователя, станут действенным « орудием » в борьбе с ложью на предварительным следствии.    
3.3.Изобличение во лжи раннее судимого  
 
    Значительные трудности возникают при допросе обвиняемого-рецидивиста,имеющего опыт поведения при допросах, владеющего в известной мере тактикой противодействия следователю. Глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность субкультуре преступного мира,завышенный уровень притязаний, дерзость, агрессивность – все это требуетособой тактики. Рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильнооценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия. Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное 
 
доказательство. 
 
  В случаях специального рецидива следователь может использовать архивные дела и изучить тактику поведения данного рецидивиста при расследовании его прежних преступлений. Обычно рецидивисты тщательно продумывают свои ложные показания, ложные алиби, готовят лжесвидетелей, уничтожают доказательства,стремятся опорочить следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста целесообразно проводить в присутствии прокурора, 
 
руководителя следственной группы. При этом согласуется тактика 
 
параллельного воздействия на рецидивиста. Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон для психологического контакта с другим допрашиваемым. 
 
  Одно из средств предупреждения возможного последующего отказа рецидивиста от ранее данных показаний – собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи. 
 
    Еще одним приемом является допрос с использованием ассоциативных 
 
связей. Использование этих связей рассчитано на оживление в его памяти 
 
причинных и иных связей между событиями. Например, зная, что интересующее событие произошло в день рождения допрашиваемого, о чем тот забыл, следователь последовательно задает вопросы: «Как вы отмечали свой день рождения в этом году ?», «Что вы делали после того, как разошлись гости ?», «В каком месте парка вы гуляли ?», «Почему вы пересели на другую скамейку?», «Когда же вы впервые увидели обвиняемого Иванова ?» Контрольные вопросы задаются с целью проверить полученные показания или получить данные для такой проверки. Например: «На основании чего вы утверждаете, что все, о чем вы рассказывали, произошло именно 15 сентября?» Так, В., обвиняемому в нескольких убийствах и изнасилованиях, следователь подробно описал его действия, причем сделал это внезапно, перебив излагавшего свою легенду допрашиваемого. В ходе своего рассказа следователь сообщил, что при обыске квартиры В. были обнаружены вещи и ценности потерпевших, опознанные их родственниками. И хотя других доказательств на момент допроса не было, ему удалось создать у В. впечатление, что все рассказанное следователем подтверждено уже собранными доказательствами. Допрашиваемый был явно удручен, но замкнулся и перестал отвечать на вопросы. Тогда следователь прервал допрос и внезапно для В. предъявил его для опознания оставшимся в живых потерпевшим. Он был уверенно опознан всеми. Это, произвело на В. сильнейшее впечатление, и он признался не только в совершении расследуемых преступлений, но и рассказал о других, которые следствию были не известны1.  
 

 
Подводя итог сказанному, следует отметить, что допрос раннее судимых лиц имеет определенно свою специфику. Она проявляется в том, что допрашиваемый имеет определенную осведомленность о юридической значимости того или иного доказательства, характера и процедуры 

 
 
 
1.Тактика допроса обвиняемого. По  материалам ВНИИ Криминалистика. 
 
следствееных действий, специфики введения расследования. Однако умелое применение следователем тактических приемов изобличения во лжи и в конечном итоге приводит к тому, что допрашиваемому не остается другого выхода, кроме дачи правдивых показаний. 
 
      
Заключение 
 
Изучение тактических приемов изобличения во лжи имеет большое значение, так как всегда будут лица стремящиеся путем сообщения ложных сведений в ходе допроса противодействовать расследованию. Это инициирует необходимость в своевременной диагностики лжи, в эффективном применении специальных приемов по преодолению установки не дачу ложных показаний со стороны допрашиваемого.В настоящее время разработке теоретических и практических вопросов тактики допроса уделяется большое внимание. Вызвано это тем, что подготовка и высокий интеллектуальный уровень преступника требует незамедлительного появления новых тактических приемов, позволяющий оперативно справляться с нестандартными следственными задачами. Однако, несмотря на всю значимость допроса применения тактических приемов изобличения во лжи в ходе допроса, уровень их реализации на практике крайне низок по ряду причин. В настоящий период времени в правоохранительных органах в силу высокой рабочей нагрузке ,невысокой заработной платы в следственных органах отличается довольно большая « текучесть кадров », на смену которой приходит молодой контингент работников, не имеющий опыта в расследовании им преступлений. Изначально им в производства дают несложные дела, и если молодой следователь достаточно владеет теоретическими материалами, то такие дела раскрываются в большинстве случаев. Однако при поручении расследования более сложного, более тяжкого преступления у неопытных работников правоохранительных органов возникают существенные затруднения. Они порождаются отсутствием у молодого специалиста практического опыта ведения допроса и других следственных действий. Поэтому в процессе обучения было бы целесообразно введение дополнительных практических занятий по тактике допроса, прикреплять студентов в качестве помощников следователей различных ведомств на возмездной основе, проведение семинаров и так называемых « крупных столов »с практическими работниками следственных органов, изучение обобщенных результатов исследований, эффективного применения тактических приемов изобличения лжи в ходе допроса. В процессе профессиональной подготовке молодой специалист при поступлении на службу в следственные органы весьма и полезным было бы распространение так называемого института « наставничества ». суть которой состоит в прикреплении неопытных следователей к работнику следственного органа имеющий относительно продолжительный стаж работы. Однако нельзя забывать и о позитивных моментах, так например, следователей столкнувшийся с трудной ситуацией при подготовке к допросу или непосредственно при его проведении пытаясь найти решение ,неизбежно приобретает свой опыт первый применения тактических приемов.  
 
          Во многом эффективность деятельности по изобличению во лжи, да и самого допроса в целом зависит от организац3ии и материального оснащения органов следствия. Например, очень часто в одном служебном помещении размещены два и более следователя, что не позволяет им более точно сосредоточиться на проведении допроса.  
 
          Все эти и многие другие причины препятствуют выполнению задач следствия и требуют проведения комплексного характера по устранению указанных недостатков и повышению уровня профессиональной подготовки работников следствия.  
 
           Подводя итоги рассмотрению проблемы, хотелось бы отметить, что успешная борьба с ложью при допросе возможна только на основе глубокой продуманной стратегии, индивидуальном подходе к допрашиваемому и умелого проведения тактических приемов изобличения во лжи.  
                                  Список литературы:   
                                 1.Нормативно-правовые акты:  
1.1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001№174 ( с изм.от 27.07.2006г)//СЗ РФ 2001 №52 ч.1.ст.4921; 2006 №31 ч.1 ст.3452.   
                                  2.Монографии  
2.1 Андреева Г.М Социальная психология. М, Норма 2000  
 
2.2 Белкин Е.А. Алешина И.Ф. Допрос участников досудебного уголовного судопроизводства. Некоторые особенности проведения проверки показаний на месте. Метод пособие.М.2002.  
 
2.3 Белкин Р.С. Тактика допроса, Проспект 1997 г.  
 
2.4 Белкин Р.С Репортаж из мастерской следователя, Юрлитинформ,1998.   
 
2.5 Допрос.Руководство по расследованию преступлений. М. Юрлитинформ,2002  
 
2.6 Судебная психология. Дулов А.В, Минск,1975  
 
2.7 Закатов А.А Ложь и борьба с нею, Волгоград Ниж.- Волж. Книжное издательство, 1984.  
 
2.8 Зорин .Г.А Руководство по тактики допроса М , Юлитинформ,2001  
 
2.9 Кертэс И Тактические и психологические основы допроса. М. Юридическая литература 1965  
 
2.10 комиссаров Я.В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений М. Юлитинформ.2004 г.  
                 3. Учебники и учебные пособия:  
 
3.1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для ВУЗов. Под ред. профессора Р.С. Белкина.-М.: Издательство НОРМА, 2000.  
 
     3.2.Андреев И.С., Грамович Г.И., Порубов Н.И. Криминалистика:                                            Учебное пособие / под ред. Н.И.Порубова.-Мн.: Выш. шк., 1997.- 334 с.  
 
3.3.Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы.- М., Юр. лит., 1998.  
 
3.4.Виноградов И.В., Кочаров Г.И., Селиванов Н.А. Экспертизы на предварительном следствии. - М.: Юр.лит., 1967.  
 
3.5.Дергай Г.Б. Современные возможности судебных экспертиз. Учебное пособие.-Мн.: Академия МВД РБ, 2000.  
 
3.6.Каминский М.К., Любовицкий А.В., Камашев Г.М., Карипова С.В. Руководство по подготовке, назначению и проведению судебных экспертиз.- Ижевск, 1999.  
 
3.7.Криминалистика. Учебник для ВУЗов. Отв. Ред. проф. Н.П. Яблоков.- М.: Издательство БЕК, 1996.  
 
3.8.Криминалистика: Учебник\ под ред. В.А. Образцова. -М.: Юрист, 1997.  
 
3.9.Криминалистика: Учебник\ Под ред. С.А. Митричева.- М.: Юридическая литература, 1963.  
 
3.10.Криминалистика: Учебник для ВУЗ\ Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. - М.: Высш. Школа, 1994.  
 
3.11.Криминалистика: Учебное пособие\ А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин и др.: Под. ред. А.В. Дулова.- Мн.: ИП "Экоперспектива", 1998.3.12. Криминалистика: Учеб./ под ред. И.Ф. Герасимова, М.: Высшая школа, 2000 
 
3.13 Криминалистика: Учеб./ под ред. А.Ф. Волынского, М.: 1999 
 
3.14. Криминалистика: Учеб./ под ред. Р.С. Белкина, М.: 1999 
 
3.15. Криминалистика: Учеб./ под ред. А.Г. Филиппова, Омск, ч.2, 1993 
 
3.16.Руководство для следователей / под ред. Н.А. Селиванова, В.А.Снеткова, М.:1997 
 
3.17.Справочная книга криминалиста. М.: Норма, 2000 
 
3.18. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. М.: Юрид. лит., 1982 
                                4. Статьи:  
4.1 Абраменкова В.С. Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения// СибЮрВестник 2001,№4  
 
4.2 Валетов Д.А Человек как источник криминальной значимости информации, Мат. всерос. меж. научн. практической конференции/ Под.ред. Зинина А.М, Шухнина Н.М В-2 ч.Г.сарстов 2002г.  
 
 4.3 Знаков В.В Классификация психологических признаков сообщения в коммуникационных ситуациях// Психология. Журнал,1999 № 2.  
 
4.4 Клещина Е.Н Психологический контакт между следователем и обвиняемым как формирование профессионального общества// Следователь 2004 № 10  
 
4.5 Красносельских А.А Учет психологических особенностей,формирование свидетельских показании. Вестник Мос.Университета,1957 № 2.  
 
4.6 Чебуренков А.А Виды поведения подозреваемого и обвиняемого, подтверждающего его причастность к преступлениям// Следователь 2004 №4.  
 
4.7 Образцов В.А, Богомолова С.Н криминалистическая психология. Методы, рекомендации, практика раскрытии преступлений. М, « Закон и право » 2002  
 
4.8 Панченко Н.Н Ложь в коммуникации, выступление на семинаре. Лаборатория коммуникативных исследований М. 2004  
 
4.9 1 
 
                           5. Авторефераты диссертаций:   
5.1 Мартыненко Р.Г Коммуникативные противодействия расследования: способы выявления, преодоления. Автореф.дисс. кандидат юридических наук, Краснодар 2004 г.  
 
5.2 Бочкарев М.В Научные и тактические основы использование знаний о нервной системе при допросе подозреваемого и обвиняемого. Автореф.дисс. кандидат юридических наук Саратов 2006  
 
5.3 Лифанова М.В Выявление и разоблачение показанийна предварительном следствии. Автореф.дисс. кандидат юридических наук Уфа 1997.  
 
5.4 Стулин О.Л Тактические основы преодоления умышленного противодействия расследованию преступлений Автор.дисс. Кандидат юридических наук. Спб,1999  
 
5.5 Ушаков О.М теоретические и практические проблемы тактики допроса лица, склонного к даче ложных показаний.Автореф.дисс. кандидат юридическ.наук Спб 2001.

 

 

 


Информация о работе Тактика изобличения во лжи в ходе допроса