Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать по ряду категорий дел несовершеннолетние. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой. Дальнейшее укрепление этой связи на основе ее углубления и расширения является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще и одной из ее частей - допроса - в особенности.

Содержание

Введение
Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних
1.1 Уголовно-процессуальная форма производства допроса
1.2 Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних
Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних
2.1 Психологические основы допроса несовершеннолетних
2.2 Этические основы допроса несовершеннолетних
2.3 Педагогические основы допроса несовершеннолетних
Глава 3. Тактика допроса несовершеннолетних
3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетних
3.2 Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних
3.3 Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нсл.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, этические основы допроса  несовершеннолетнего – это свод нравственных заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых обеспечивает успешное проведение следственного действия.

 

2.3  Педагогические основы допроса несовершеннолетних  

 

С психологическими и этическими аспектами  производства допроса несовершеннолетних тесно связана педагогическая сторона  данного следственного действия. В частности, это касается допроса  несовершеннолетнего свидетеля. Осуществляя допрос несовершеннолетнего, следователь должен мыслить этическими категориями, а не только категориями тактического порядка. Эффективным средством педагогического воздействия и нравственного воспитания несовершеннолетнего должен стать такой метод, как побуждение подростка к активному проявлению мысли, чувства, к поступкам, имеющим высоконравственный характер. Такое воздействие должно быть направлено на вооружение знаниями о поведении, усвоении нравственных принципов, являющихся идейным руководством в практической деятельности. Ведь общеизвестно, что истина прочно усваивается тогда, когда она пережита, а не просто преподана. Следователь должен строить допрос на основе индивидуального подхода к личности и таким образом добиваться наиболее эффективного воздействия на сознание.

Воспитательные  основы тактики допроса несовершеннолетних – это совокупность организационных, правовых и педагогических мер воздействия  на психику допрашиваемого в виде определенной научно обоснованной системы  воспитательных методов и приемов в целях выработки конкретных привычек и навыков сознательного и высоконравственного его поведения не только в ходе производства допроса, но и в жизни вообще.

Воспитательную  роль в процессе допроса несовершеннолетнего  играют внешний вид следователя, его манера держать себя, разговаривать с допрашиваемым, т.е. все то, что относится к правилам этикета.

Душевная работа и чуткость следователя  к несовершеннолетнему должны быть естественными, а не показными. Отношение  к несовершеннолетнему как к взрослому, уважение его самостоятельности действуют на подростка облагораживающее, заставляют его предъявить к себе строгие требования, сдерживаться от совершения дурных поступков, проявления капризов и упрямства. При допросе несовершеннолетнего со стороны следователя не должно быть бездумного, механического претворения теоретических положений возрастной педагогики в практический опыт. Следователь должен осуществлять индивидуальный подход и сочетать различные приемы и методы, не принимать шаблонные, стандартные педагогические средства воспитания. Следует помнить совет В.А.Сухомлинского о том, что «та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной в третьем»[24].

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания, но, думаю, необходимо введение в подготовку следователей основ подростковой, юношеской  психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

 

Глава 3. Тактика допроса  несовершеннолетних

3.1 Подготовка к допросу  несовершеннолетних

При подготовке к допросу несовершеннолетних возникает необходимость в уточнении, к какой подгруппе относится лицо, подлежащее вызову. В этой связи надо определить, кого из педагогов, родителей, близких родственников стоит приглашать на допрос. Для получения объективных данных в процессе допроса важно присутствие именно педагога, сведущего в особенностях развития детей той или иной педагогической возрастной группы. Это обусловлено тем, что педагогическая возрастная периодизация не совпадает с психологической. В ней отмечены кризисные переменные моменты в развитии. Это не значит, что воспитание не считается с ними. Педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в соответствующей возрастной группе, знакомы с такими особенностями. Нужную программу воспитания составляют дифференцировано для каждого года пребывания ребенка в воспитательно-образовательном учреждении и в ней учитываются психологические особенности каждого возраста[25].

В процессе подготовки детей младшего дошкольного возраста, решая вопрос о возможности присутствия родителей  или близких родственников, следует  учитывать так называемый кризис 3-х лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. При подготовке к допросу несовершеннолетних целесообразно принимать во внимание, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его[26]. Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела лиц, которые постоянно ухаживают за ребенком, не следует привлекать к участию в допросе, поскольку негативная форма поведения редко направлена против других взрослых. Как правило, тактическое поведение взрослых, предоставление ребенку максимум возможностей самостоятельности смягчают проявление негативизма. Иногда у детей младшего и среднего дошкольного возраста самоутверждение может проявляться в форме капризов и упрямств. Следователь должен учитывать, что капризы нередко являются следствием неправильного подхода к ребенку, что психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз же – это средство обратить на себя всеобщее внимание, «взять верх» над взрослым[27]. В таких случаях следователю необходимо с помощью педагога выбрать наиболее правильный подход к ребенку, чтобы восстановить нарушенный психологический контакт.

Уголовно-процессуальный закон не устанавливает минимального возраста для несовершеннолетних, которых  можно допрашивать. В связи с этим отдельные авторы (например, Н.И.Порубов) высказывают суждение о том, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в определенный период несовершеннолетний находится в таком возрасте, когда предмет допроса при определенных обстоятельствах ему и доступен ( например, ребенок в возрасте 1 года 5 месяцев может понимать, о чем его спрашивают), но количество слов у него невелико. К тому же несовершеннолетние в возрасте от 1 года 7 месяцев в своем небольшом словарном запасе употребляют многозначные слова. Многозначные слова делятся на следующие группы:

1.  слова, образуемые по функциональному признаку (ребенок объединяет одним названием предметы, сходные друг с другом по функции);

2.  слова, в которых предметы объединяются по месту нахождения;

3.  слова, в которых предметы одинаково называются по внешнему признаку;

4.  название дается по звуку, связанному с предметами;

5.  слова, образуются по 2-3 смешанным признакам;

6.  слова-омонимы[28].

Поэтому, несмотря на то, что предмет допроса несовершеннолетнему может быть доступен, степень вероятности получения правильного ответа по изложенным причинам при определенных обстоятельствах невелика. В этой связи анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что с учетом акселерации минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного периода в становлении речи, ребенок овладевает значениями слов. При подготовке к допросу и в процессе допроса несовершеннолетних нельзя не учитывать особенностей общения детей с взрослыми. Особенности обусловливаются тем, что не все дети одинаково открыты для общения с взрослыми: некоторые относятся к взрослым с недоверием, осторожно. Нередко отношение детей к взрослому зависит от многих на первый взгляд случайных особенностей человека – от его одежды, возраста и пр. Поэтому перед допросом в зависимости от конкретных обстоятельств следователь может проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать непредвиденных случайностей. Решая вопрос о целесообразной тактике проведения допроса несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что дети в возрасте 2-х лет крайне недоверчиво относятся к взрослым: они часто убегают, прячутся, когда взрослый подходит к ним, избегают смотреть в глаза, когда взрослый разговаривает с ними, и отвергают все предложения незнакомого человека. Во всем их поведении проявляется напряженность и скованность[29].

При составлении плана допроса  несовершеннолетних следует учитывать  особенности памяти дошкольника. Память дошкольника в основном носит  непроизвольный характер. Запоминание  и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются внутри деятельности и зависят от его характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление. В некоторых случаях об одном и том же наблюдаемом явлении дети могут давать существенно отличающиеся показания. Одни из них пространные, лишь в общих чертах, другие исключительно подробные, с ярким описанием. Такие существенные различия в показаниях детей могут объясняться тем, что у некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти. Образы эйдетической памяти по всей яркости и отчетливости приближается к образам восприятия. Ребенок, в процессе допроса вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, как бы снова видит это явление перед глазами и может описать это во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, позднее – в период школьного обучения – как правило, утрачивают эту способность[30].

Детям дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению.

Особенности допроса несовершеннолетних состоят в том, что необходима тщательная подготовка к допросу. Проведение допроса экспромтом без всякой подготовки приводит обычно к нежелательным последствиям: хаосу, беспорядку, а в конечном итоге – к безрезультативности.

По мнению Л.Л. Каневского, мероприятия, которые направлены на подготовку к  проведению каждого следственного  действия с участием несовершеннолетнего, необходимо планировать, так как подготовка к ним сложна и требует много времени[31].

В целях обеспечения результатов  допроса следователю необходимо использовать следующие приемы подготовки допроса организационного характера:

ü  тщательное, всестороннее изучение материалов дела;

ü  изучение личности несовершеннолетнего;

ü  определение цели, задачи и предмета допроса;

ü  установление конкретного времени и места проведения допроса;

ü  решение вопроса о приглашении на допрос переводчика, специалиста или законного представителя несовершеннолетнего;

ü  получение консультации у специалистов по вопросам юношеской психологии и возрастной педагогики;

ü  подготовка научно-технических средств;

ü  составление письменного плана предстоящего допроса.

Чтобы допрос стал логически стройным и системным, следователю необходимо в письменном виде сформулировать соответствующие  вопросы. Рассматривая правильную последовательность постановки вопросов в качестве существенного условия успешного допроса, Л.Е.Ароцкер рекомендует ставить допрашиваемому вопросы наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции, затем перейти к нейтральным вопросам по обстоятельствам, наконец сформулировать наиболее существенные и интересующие допрашивающего вопросы.

Постановкой вопросов в определенной последовательности следователь заставляет допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого ответа.

Вопросы, которые ставятся следователем, должны отвечать следующим требованиям: ясность, четкость, понятность, целеустремленность, - и не содержать специальных юридических терминов.

3.2 Тактические приемы  производства допроса несовершеннолетних

Расследование преступлений в целом  и проведение допроса в частности является активным и динамическим процессом, общие направления которого определяются процессуальным законом. В то же время в рамках уголовно-процессуального порядка производства следственных действий необходимо найти наиболее рациональные и эффективные варианты активности, которые позволяли бы следователю с наименьшими затратами времени, средств, умственных и физических сил добиться максимальной результативности в его деятельности[32].

Если уголовно-правовые правила  определяют линию поведения следователя  в процессе проведения допроса, то тактические  правила выражают целесообразность использования тех или иных способов действий следователя, т.е. тактические  приемы допроса всегда применяются в рамках и на основе уголовно-процессуального закона.

Среди российских криминалистов нет  единой трактовки понятия тактического приема. Высказанные по этому поводу точки зрения можно условно разделить  на 3 группы. Так, по мнению Р.С.Белкина, «под тактическим приемом следует понимать наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразную в данных условиях линию поведения следователя»[33].

Н.А.Якубович пишет, что «тактический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ действия и  поведения лица, производящего дознание, следователя, избираемый ими в соответствии с решением, принимаемым на основе всесторонней, полной и объективной оценки данной ситуации»[34].

Г.Г.Доспулов считает, что «тактические приемы допроса – это основанные на законе способы воздействия следователя  на допрашиваемого в целях получения максимально полной информации по делу с наименьшей затратой времени и сил»[35].

Тактике допроса несовершеннолетних присущи специфические особенности. Применение следователем тех или иных тактических приемов при допросе этой категории лиц определяется в зависимости от особенностей психики подростков и юношей. Эта специфика в определенных случаях не позволяет использовать в отношении них тактику допроса, какую следователь применил бы при допросе взрослого. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свойственны всем четырем стадиям этого следственного действия.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних