Расследование контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:56, доклад

Краткое описание

Экономическая и общественная опасность контрабанды , а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

что-тоы.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая и общественная опасность  контрабанды , а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов  предварительного следствия, оперативно-розыскных  и таможенных отделов дознания с  оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходи&# 656d34fg 1084;о понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом. 

Таможенные органы, в соответствии с действующим  УПК, значатся органом дознания по делам  о  контрабанде . Возбудив уголовное  дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю. 

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с  контрабандой , независимы друг от друга и решают их своими специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы закон возлагает производство необходи&# 656d34fg 1084;ых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и федеральным законом ╚Об оперативно-розыскной деятельности╩, для пресечения и обнаружения  контрабанды , а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц, предприятий, учреждений и организаций при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за  контрабанду  и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов √ должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица. 

Вследствие этого  по одному и тому же таможенному  правонарушению ведется два дела: одно √ уголовное, второе √ административное. 

Уголовное дело расследуют вначале работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное дело √ о нарушении таможенных правил √ ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге одни и те же обстоятельства подлежат доказыванию как по уголовному делу о  контрабанде , так и по делу о нарушении таможенных правил. 

Вместе с тем  прекращение уголовного дела о  контрабанде  или ином таможенном преступлении не влечет за собой обязательного прекращения и административного дела в отношении юридического лица. 

Это еще раз  подчеркивает необходи&# 656d34fg 1084;ость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное  следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов, с другой стороны и лицом, осуществляющим административное расследование √ с третьей. 

Если сотрудник  отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самое тесное. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производи&# 656d34fg 1090; по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководи&# 656d34fg 1090;ель обеих подгрупп √ сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны.. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период проведения дознания по уголовному делу. 

По окончании  дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется. 

Опыт показывает, что, чем раньше следователь примет к своему производству дело о  контрабанде , досконально изучит его материалы  и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и взаимодействуют между собой. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам. 

Только тесное деловое взаимодействие органов  предварительного следствия с таможенными  органами обеспечивает позитивное положение  дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходи&# 656d34fg 1084;ости востребовать их. Следователь должен изучить следственную практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и в противном случае обязать таможенный орган информировать о ходе расследования и знакомить с новыми материалами и документами. 

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия √ создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводи&# 656d34fg 1074;ший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы таких товаров. 

План расследования  должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий. При этом необходи&# 656d34fg 1084;о отметить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения √ агентурно-оперативные и иные мероприятия. 

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь √ инициатор и  организатор взаимодействия с иными  подразделениями и органами в  интересах наиболее полного выявления всех обстоятельств расследуемого дела о  контрабанде . Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Все субъекты взаимодействия обязаны оказывать следователю необходи&# 656d34fg 1084;ое содействие в расследовании  контрабанды . 

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных  и транспортных прокуратур с таможенными  органами и пограничными контрольно-пропускными  пунктами показывает, что преобладают следующие формы взаимодействия: взаимная информация о фактах  контрабанды , примененных преступниками новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, проведение совместных действий по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами. 

Взаимодействие  с иностранными правоохранительными  органами требуется тогда, когда  по уголовному делу нужно проверить  факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами ╚дальнего╩ и ╚ближнего╩ зарубежья осуществляется в установленном порядке: через Генеральную прокуратуру Российской Федерации путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу, или через Государственный таможенный комитет Российской Федерации √ запрос направляется в зарубежную таможенную службу. 

Результативность  борьбы с  контрабандой  зависит  от своевременной информированности  соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о  совершенной или готовящейся  контрабанде . При поступлении сведений в прокуратуру или инспекцию о готовящейся  контрабанде  они в конечном итоге поступают в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков  контрабанды  и еe пресечению. При расследовании  контрабанды  выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные органы и пограничные КПП. 

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению  и пресечению  контрабанды  наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный  бесхозный контрабандный товар  на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями  контрабанды , сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходи&# 656d34fg 1084;ы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с  контрабандой  крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их тран


Информация о работе Расследование контрабанды