Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой в работе темы обусловлена характером социальных процессов, происходящих сегодня в России. Перемены последних лет, имеющие место во всех областях общественной жизни страны, породили в государстве состояние неустроенности и дискомфорта, что с особой силой сказывается на подрастающем поколении. Изменения в политической и духовной сферах выявили ослабление авторитета государственных и правоохранительных органов, рост насилия, снижение воздействия социальных институтов на воспитание несовершеннолетних. Произошло полное разрушение системы прежних идеалов, при этом формирование новых еще не завершено.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………...……………………………..………….. 3
1. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних ……….. 5
2. Причины и условия преступности несовершеннолетних …………………....… 11
3. Предупреждение преступности несовершеннолетних ………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..…… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Криминология.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Предупреждение (профилактика) преступности несовершеннолетних

 

На основании анализа  литературы и законных актов можно  выделить следующие определения  профилактики:

- использование совокупности  мер разработанных для того, чтобы  предотвратить возникновение и  развитие каких-либо отклонений  в развитии, обучении, воспитании;

- в системе реабилитации, профилактика связана с устранением,  сглаживанием, снятием причин, условий  и факторов, которые вызывают  те или иные отклонения в  развитии личности. Чаще всего  она связана со средой, социальным  окружением ребенка;

- научно обоснованные  и своевременно предпринимаемые  действия, направленные на предотвращение  возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий  у отдельных индивидов групп  риска, сохранение, поддержание и  защиту нормального уровня жизни  и здоровья людей, содействие  им в достижении поставленных  целей и раскрытие их внутренних  потенциалов.11

В литературе выделяется несколько  уровней профилактической деятельности:

- решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;

- меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;

- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная,  вторичная,  третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

К осуществлению вторичной  профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов  исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам  несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности  контакта между ними и ребенком), а также система приютов для  несовершеннолетних (в системе образования  и соцзащиты) в случае ухода ребенка  из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов  на родителей, не занимающихся воспитанием  собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности  в силу не достижения возраста уголовной  ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к  профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой  законодательно вменено осуществление  процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

Первые два подхода  можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

В современной интегрированной  модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактики праовнарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными  положениями являются следующие:

- центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;

- социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.

- интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;

- поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;

- создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;

- содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах); трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.  

Органы внутренних дел  занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так  и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим  направлениям:

- ограничение влияния  негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями  преступности несовершеннолетних;

- воздействие на причины  и условия, способствующие данному  виду преступности;

- непосредственное воздействие  на несовершеннолетних, от которых  можно ожидать совершения преступлений;

- воздействие на группы  с антиобщественной направленностью,  способные совершить или совершающие  преступления, участником которых  является несовершеннолетний, подвергающийся  предупредительному воздействию.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют  несовершеннолетним:

- ведущим антиобщественный  образ жизни (употребляющим спиртные  напитки, наркотики, не занятым  учебой и общественно полезным  трудом);

- группирующимся на антиобщественной  основе;

- вернувшимся из специальных  школ и профтехучилищ;

- осужденным условно или  к мерам наказания, не связанным  с лишением свободы, а также  тем, к кому применена отсрочка  исполнения приговора;

- освобожденным из воспитательных  колоний.

Таким образом, изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача, поскольку:

- для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75% всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);

- несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

- преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;

- рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

- существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;

- многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

- значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

- криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несовершеннолетний преступник - это  лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного  поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными  границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем  ряд процессов, влияющих на тенденции  развития указанной преступности, имеет  место и в среде младших  подростков (10 - 13 лет), а также у  лиц молодого возраста (18 - 21, 22 - 25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.

Психологическая ломка переходного  возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка  многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового  возраста, которую нельзя не учитывать  в следственно-судебной практике.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный  характер. Они, прежде всего, зависят  от конкретных исторических условий  жизни общества, от содержания и  направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

К условиям, способствующим преступному  поведению несовершеннолетних, относятся  и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с  преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается  фактическое бездействие общественно-государственных  структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает  возрастные особенности этих лиц  и их правовое положение (ограничение  дееспособности, обязанности родителей  и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет  единой профилактической системы. В  некоторых регионах проводится активная деятельность, в других регионах не реализуются даже обязательные программы. Поэтому в целом по России наблюдается  низкая результативность профилактики преступности несовершеннолетних. Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы  должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так  возможно и с другими странами. Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации  и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних