Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Общая цель дипломной работы заключается в том, чтобы, опираясь на анализ действующего законодательства и некоторых зарубежных стран, научных концепций, материалов практики и эмпирических данных, исследования сущности, специфики, содержания следственных действий, проводимых с санкции прокурора, - разработка на этой основе мер по совершенствованию процессуального порядка проведения следственных действий и оптимизации предварительного расследования.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
• исследование сущности и содержания понятия «следственные действия», определение характерных признаков, отличающих их от других процессуальных действий;
• теоретическое обоснование понятия «следственные действия, проводимые с санкции прокурора» и классификации следственных действий, проводимых с санкции прокурора;
• анализ теоретических и практических проблем принятия решения прокурором и судом о проведении следственных действий и на этой основе разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию порядка подготовки и осуществления следственных действий, проводимых с санкции прокурора;
• изучение процессуальных проблем отдельных видов следственных действий, проводимых в жилище и в отношении охраняемой законом тайны в целях совершенствования порядка их осуществления;
• обоснование выводов и предложений, направленных на совершенствование законодательства, регламентирующего порядок производства следственных действий, проводимых с санкции прокурора с учетом результатов исследования в целях оптимизации предварительного расследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан
1.1 Понятие и сущность следственных действий, их виды в системе процессуальных действий
1.2 Основания, общие правила и условия проведения следственных действий
Глава 2. Полномочия прокурора в уголовном процессе
2.1 Правовая сущность санкции прокурора
2.2 Понятие, система и процессуальные особенности осуществления следственных действий, санкционируемых прокурором
Глава 3. Проблемные вопросы производства следственных действий, санкционируемых прокурором
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_09_01_13.doc

— 499.30 Кб (Скачать файл)

Реквизит - обязательные данные, установленные законом или положениями для документов; отсутствие в документе хотя бы одного из реквизитов лишает его держателя возможности использовать этот документ для той цели, для которой он предназначен. См.: Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 426.

Реквизиты36 протокола следственного действия Для протокола любого следственного действия законом установлен перечень данных, указание которых является обязательным элементом признания законности данного документа, правильности проведения действия.

К реквизитам протокола следственного действия относятся:

  • место и дата производства следственного действия (название города, населенного пункта, географическое название местности, если действие проводится вне населенного пункта; день, месяц, год);
  • время начала и окончания с точностью до минуты (если протокол составлен непосредственно после производства следственного действия, то необходимо указать отдельно время производства действия и время составления протокола);
  • должность и фамилия следователя (под следователем необходимо понимать также дознавателя, уполномоченного проводить следственные действия, а также прокурора, который в процессе осуществления надзора за законностью предварительного следствия и дознания вправе лично проводить любое следственное действие). Соблюдение этого требования важно по следующим соображениям: это дает возможность проверить проведение следственного действия надлежащим лицом; проверить соответствие полномочий данного лица требованиям закона;

- фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес. Соблюдение этого правила важно в связи с тем, что участники следственного действия могут в последующем дать необходимые разъяснения следствию и суду либо выступать в качестве свидетелей или специалистов при рассмотрении дела Полнота указаний этих данных позволит своевременно вызвать в орган уголовного преследования или суд интересующих их лиц.

Порядок изложения в протоколе хода следственного действия. УПК предписывается в протоколе излагать процессуальные действия в том порядке, в каком они имели место, выявленные при их производстве существенные для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших в производстве следственного действия. Законодательное закрепление этого правила связано со следующими положениями:

  • на основании протокола можно установить правильность соблюдения процедуры производства конкретного следственного действия. Несоблюдение порядка производства следственного действия может повлечь его признание недействительным, а полученные в его результате сведения о фактах- недостоверными;
  • криминалистическая методика производства отдельных следственных действий предлагает научно обоснованные рекомендации, соблюдение которых дает оптимальные результаты, обеспечивает чистоту выводных данных, сформулированных в результате расследования по делу. Из протокола всегда можно сделать вывод о соблюдении или несоблюдении рекомендаций из области криминалистической методики. При необходимости допущенные пробелы могут быть восстановлены при повторном проведении данного следственного действия.

Заявления участников следственного действия могут быть занесены непосредственно в протокол либо приложены к нему в качестве самостоятельного документа. В роли заявителей могут выступать потерпевшие, понятые, специалисты, эксперты. Заявления должны относиться к предмету расследования и быть связаны с обстоятельствами, устанавливаемыми путем производства данного следственного действия. Что касается заявлений свидетеля или потерпевшего, дающего показания на допросе, то это предмет самостоятельного следственного действия. Применительно к ч. 3 ст. 203 УПК речь идет о заявлениях, сопутствующих иным следственным действиям. Поэтому в данном случае к числу заявителей не относятся те лица, которые являются участниками такого следственного действия, как допрос.

Применение научно-технических средств при производстве следственных действий. Современные методы расследования уголовных дел практически являются своеобразным отражением методов и средств, которыми пользуются преступники. Уровень технической оснащенности криминально ориентированных элементов социума объективно требует при расследовании преступлений применения адекватной высокотехнологической методики и специфических средств. Например, компьютерное преступление невозможно расследовать без применения соответствующей техники. Это одно из объяснений законодательного закрепления положений об использовании научно-технических средств при производстве следственных действий. Другое объяснение заключается в том, что научно-технические средства значительно облегчают процесс поиска доказательств по делу и позволяют с большей степенью вероятности формулировать те или иные посылки, которые будут иметь доказательственное значение. Расследование даже таких преступлений, которые принято относить к традиционным, и совершение которых не связано с применением научно-технических средств, становится более эффективным, хотя эти средства используются при производстве отдельных следственных действий.

Спектр самих научно-технических средств значительно расширился. Традиционное фотографирование дополнилось видеозаписью, рутинное калькирование схем и чертежей сменилось копировально-множительной техникой, значительно усложнилась и усовершенствовалась поисковая техника и т.д. Порядок применения этой техники предусматривает обязательное уведомление об этом участников следственного действия до начала производства последнего. В протоколе в обязательном порядке должно быть указано, какое научно-техническое средство было использовано; уведомление об этом участников следственного действия.

Необходимо помнить, что к научно-техническим средствам не относятся пишущая машинка, ПЭВМ, при помощи которых составляется протокол следственного действия.

Порядок предъявления протокола для ознакомления с ним участников следственного действия По окончании производства следственного действия и составлению об этом соответствующего протокола последний в обязательном порядке предъявляется для ознакомления участникам действия. Это делается для того, чтобы исключить внесение в протокол каких-либо неточностей, ошибочных сведений или восполнить отсутствующие сведения, имеющие значение для дела. Перед ознакомлением с протоколом участникам следственного действия разъясняется их право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. При внесении замечаний, исправлений в протокол они оговариваются и удостоверяются подписями соответствующих участников следственного действия.

Учинение подписей в протоколе следственного действия. Протокол должен быть подписан всеми без исключения участниками следственного действия: лицом, осуществлявшим процессуальное руководство следственным действием или непосредственно его проводившим (дознавателем, следователем, прокурором); допрошенным лицом; переводчиком; специалистом (педагогом, психологом, врачом и т.д.); понятыми, если их участие предусмотрено при производстве данного следственного действия, а также всеми иными лицами.

Практике известны случаи, когда тот или иной участник следственного действия отказывается от учинения своей подписи в протоколе. В подобных случаях закон предписывает применить положения ч. 8 ст. 126 УПК. В соответствии с данной нормой в протоколе следственного действия делается отметка об отказе участника подписать протокол, которая удостоверяется подписью следователя.

В тех случаях, когда участник следственного действия из-за своих физических недостатков не может сам прочитать или подписать протокол, то законом допускается прочтение протокола вслух и его подписание защитником данного лица, представителем или иным гражданином, которому это лицо доверяет. Эта действия также соответствующим образом отмечаются в протоколе (ч. 10 ст. 126 УПК).

Приложения к протоколу. Применение научно-технических средств, киносъемки, звуко- и видеозаписи, участие специалистов в производстве следственных действий сопровождается изготовлением чертежей, планов, схем, слепков и оттисков следов, получением диапозитивов, кинолент, фотографий, кассет видеозаписей, изготовлением фотоснимков, фотонегативов и т.п. Все эти сопутствующие материалы впоследующем могут быть использованы в качестве объектов экспертного исследования, вещественных доказательств, доказательств-документов. Поэтому все перечисленные материалы (предметы) должны быть приложены к протоколу соответствующего следственного действия, о чем в последнем делается отметка.

Участие специалиста в производстве следственного действия. Специалист, приглашенный для участия в производстве следственного действия, согласно ч. 2 ст. 84 УПК, вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания относительно полноты и правильности фиксации хода и результатов производившихся при его участии действий. Если мнение специалиста требует аргументации с привлечением сведений (положений, установок, требований) из области деятельности или знаний, которые он представляет, то специалист вправе составить об этом официальный документ. В качестве такого документа могут выступать справки, заключения специалиста, выписки из положений, прейскурантов и т.д. Подобные официальные документы, представленные специалистом в процессе следственного действия, прилагаются к соответствующему протоколу.

Меры обеспечения безопасности участников следственного действия. В случаях наличия оснований для принятия мер по обеспечению безопасности участников следственного действия следователь вправе в протоколе следственного действия не указывать данных на этих лиц, предусмотренных ч. 3 ст. 203 УПК. Принятие такого решения оформляется самостоятельным постановлением с изложением причин, положенных в основу решения, приведением псевдонима, под которым данное лицо будет проходить в протоколе следственного действия, атакжеучинением подписи участника, выступающего под псевдонимом, которая впоследствии будет использована в протоколах следственных действий, проведенных с его участием. В целях сохранения в тайне данных о личности постановление опечатывается в отдельном конверте и прилагается к материалам дела С постановлением следователя вправе ознакомиться только прокурор и суд. В случаях передачи дела от одного следователя другому или при производстве расследования группой следователей они также вправе ознакомиться с данным постановлением*.

Таким образом, соблюдение рассмотренных выше общих требований по составлению протокола следственного действия является одним из критериев законности предварительного следствия. В протоколе следственного действия как в зеркале находит отражение процессуальная деятельность уполномоченных органов. Наряду с этим требования, изложенные в ст. 203 УПК, не исчерпывают всех деталей и тонкостей, связанных непосредственно с процедурой производства отдельных следственных действий. Эти детали регламентированы в самостоятельных статьях, посвященных порядку производства следственных действий.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что в УПК РК отсутствует определение понятия «следственные действия» и не изложена четко их система. И здесь на помощь нам приходит теория. В принципе, определения, которые дают понятию « следственное действие» те или иные авторы, нельзя сказать, чтобы сильно отличались. Но все-таки, наиболее полным и предпочтительным, с точки зрения определения сущности следственного действия, как способа собирания доказательств, является, как мне кажется, мнение С.А. Шейфера: Следственное действие, как способ собирания доказательств, представляет собой регламентированный уголовно-процессуальным законом и осуществляемый следователем комплекс познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации.

Зная определяющий признак следственных действий - направленность на собирание и проверку доказательств, а также то, что они непосредственно производятся самим следователем (органом дознания), можно представить себе и их систему: осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, назначение и производство экспертизы, проверка показаний на месте, контроль и запись переговоров. При этом, несмотря на то, что законодателем среди следственных названы и такие действия следователя, как производство эксгумации, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, получение образцов для сравнительного исследования, они являются лишь необходимым звеном в структуре таких сложных следственных действий, как, соответственно, осмотр трупа, осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений, судебно-медицинская экспертиза и самостоятельно не направлены на извлечение доказательственной информации. Поэтому о них можно говорить только как об иных процессуальных действиях следователя, обеспечивающих производство вышеназванных следственных действий, но при этом имеющих немаловажное, а точнее определяющее значение для их осуществления.

 

Глава 2. Полномочия прокурора в уголовном процессе

2.1 Правовая сущность санкции прокурора

 

 

Прокурорский надзор в Республики Казахстан является особой формой государственно правоохранительной деятельности, которая урегулирована Конституцией Республики Казахстан, Законом РК «О Прокуратуре».

Часть 1 ст. 83 Конституции РК гласит: «Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативно-правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование». Аналогично содержание ст. 1 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», определяющей назначение прокуратуры. Из анализа данных статей мы видим, что прокурорский надзор имеет несколько самостоятельных направлений и что основной функцией прокуратуры во всех данных направлениях является надзор за соблюдением законности.

Прокурорский надзор за предварительным следствием, как одна из стадий уголовного процесса, регулируется, кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, а также Инструкцией «Об организации прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания», утвержденной приказом Генерального прокурора РК № 1 от 7 января 2003 года.

Информация о работе Правовые основы следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан