Отчет по практике в следственном отделе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:28, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения практики является применение теоретических знаний на практике, то есть ознакомление с деятельностью следственного отдела, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве помощника следователя в следственном отделе.
Совместно с руководителем практики непосредственно в следственном отделе был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.
Практика включает в себя следующее:
1) изучение организации деятельности следственного отдела;
2) изучение работы следователя.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предварительного следствия 4
2. Производство следственных действий 7
3. Документы первичного учёта 23
Заключение 25
Библиографический список 26

Вложенные файлы: 1 файл

otchyot_Lysenko.docx

— 55.85 Кб (Скачать файл)

Допрос подозреваемого и обвиняемого производится в основном по тем же правилам, что и допрос свидетеля (потерпевшего). Особенности состоят в следующем: Подозреваемый и обвиняемый не несут уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний20.

Лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого:

1) если в отношении  данного лица возбуждено уголовное  дело;

2) если оно задержано  по подозрению в совершении  преступления;

3) если к нему применена  одна из мер пресечения до  предъявления обвинения.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания. Допрос обвиняемого должен следовать немедленно после предъявления обвинения.

Перед началом допроса подозреваемому и обвиняемому должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности. Кроме того, подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, а у обвиняемого необходимо выяснить, признает ли он себя виновным и желает ли давать показания по существу предъявленного обвинения.

Очная ставка - это одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия.

Очная ставка производится в целях выяснения причин этих противоречий, их устранения и получения правдивых показаний от обоих лиц. Очная ставка не может быть произведена между лицами, ранее не допрошенными, а также лицами, в показаниях которых по поводу одних и тех же обстоятельств нет существенных противоречий21.

Очная ставка может проводиться между:

- двумя свидетелями или  потерпевшими;

- свидетелем и потерпевшим;

- свидетелем и обвиняемым (подозреваемым);

- потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым);

- двумя обвиняемыми (подозреваемыми);

- обвиняемым и подозреваемым.

В начале очной ставки следователь выясняет у допрашиваемых, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. После этого им предлагается поочередно дать показания об обстоятельствах, по которым у них имеются существенные противоречия. После дачи показаний каждому из допрашиваемых следователь может задать вопросы. С его разрешения участники очной ставки могут задавать вопросы друг другу, о чем отмечается в протоколе22.

Оглашение ранее данных показаний участников очной ставки и воспроизведение звукозаписи этих показаний допускается лишь после дачи ими показаний на очной ставке и записи их в протокол.

О производстве очной ставки составляется протокол. Показания каждого допрашиваемого записываются в первом лице, по возможности, дословно и в той очередности, в какой они были даны. Затем записываются заданные вопросы и ответы на них.

Участники очной ставки знакомятся с содержанием протокола и вправе требовать внесения в него дополнений и поправок. Они подписывают все свои показания и, кроме того, каждую страницу протокола и протокол в целом. Следователь подписывает протокол после допрашиваемых.

Предъявление для опознания - это следственное действие, в ходе которого опознающему предъявляется какой-либо объект для того, чтобы он установил его тождество или различие с тем объектом, о котором ранее давал показания. Предъявлению для опознания обязательно должен предшествовать допрос опознающего. Им может быть свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый. В протоколе допроса должно быть отражено, сможет ли данный участник процесса опознать какое-либо наблюдавшееся им ранее лицо или предмет и по каким именно признакам. Если же он заявляет о том, что не сможет опознать объект или не может назвать особых примет или признаков объекта, предъявление для опознания теряет всякий смысл.

В зависимости от объекта различают предъявление для опознания лица, предмета, трупа. На практике встречается также предъявление для опознания животных, помещений, строений, участков местности и других объектов.

Предъявление для опознания производится в присутствии понятых.

Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности сходными между собой по внешности (одного пола, примерно одного роста, возраста, если это имеет значение - с одинаковым цветом волос, глаз, в похожей одежде и т.д.). Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа.

Перед началом следственного действия опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем делается отметка в протоколе.

При невозможности предъявления для опознания лица или предмета в натуре оно может быть произведено по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц или предметов, внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех, которые также располагаются под номерами.

Опознающий приглашается в помещение, где производится опознание, только после выполнения указанных действий.

Если опознающим является свидетель или потерпевший, то они предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, что отмечается в протоколе.

Опознающему предлагается осмотреть предъявляемые объекты и указать лицо или предмет, о котором он ранее давал показания, а также сообщить, по каким приметам или признакам он произвел опознание. Наводящие вопросы при этом не допускаются. Нельзя проводить повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам23.

О предъявлении для опознания составляется протокол. В нем указываются сведения о личности опознающего, о лицах и предметах, предъявленных для опознания, и по возможности дословно излагаются показания опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то этот факт должен быть отражен в протоколе. Протокол зачитывается следователем вслух. Лица, участвующие в данном следственном действии, вправе требовать внесения в него дополнения и поправок. Протокол подписывается всеми присутствующими при опознании.

Проверка показаний на месте - следственное действие, состоящее в проверке или уточнении показаний ранее допрошенного участника процесса на месте, связанном с исследуемым событием, в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для дела. Постановление о производстве проверки показаний на месте не выносится. При производстве данного следственного действия обязательно присутствие понятых. В нем могут принимать участие защитник, переводчик, специалист. Если необходимо проверить показания на месте нескольких лиц, это должно быть сделано в разное время. По результатам проверки показаний на месте составляется протокол, в котором подробно описывается все происходящее.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что следственные действия - это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств. А также для производства следственных действий необходимы основания - фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Документы первичного учёта

Первичный учёт преступлений - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении. Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию - необходимое условие для составления отчётов о деятельности органов внутренних дел.

Первичный учёт преступлений заключается в фиксировании следователем основных сведений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме - единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке. В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учёта по карточной или списочной форме.

В документах первичного учёта содержится обширная информация по разнообразным признакам, характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, с другой - процессуальные, криминалистические аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений.

Учёт преступлений ведётся путём заполнения следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления по каждому ставшему им известным преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица. Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом. Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел24.

Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу процессуального решения.

Таким образом, сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами. Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, за время прохождения практики я ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела по Правобережному округу г. Липецка:

- нормативной базой, на  которой основывается его деятельность;

- общей организацией работы  следственного отдела;

- с порядком осуществления приема граждан;

- с планированием работы  в следственном отделе и формами  статистической отчетности;

- с распределением обязанностей  между начальником следственного  отдела и его заместителями;

- с методикой предварительного  расследования, а также тактикой  и порядком проведения некоторых  следственных действий и их  процессуальное оформление (составление  протоколов, вынесение постановление  и т.д.);

- с характером и формами  взаимодействия следственного отдела с другими органами власти и управления.

Ознакомился со структурой следственного отдела, общей организацией работы следственного отдела, с порядком осуществления приема граждан, с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности, с оформлением процессуальных документов. Изучил инструкции, положения, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности. Оформлял постановления о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, протоколы осмотра места происшествия, допроса подозреваемого и др.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнал много нового и нужного о деятельности следственных органов в частности, почерпнул знания о применении российского законодательства на практике.

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2001 г. (в ред. от 28 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
  2. О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон  Рос. Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ: принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 24 декабря 2010 г. (в ред. от 04 июня 2014г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 15.
  3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 17 января 1993 г. № 2202-1-ФЗ: принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 11 января 1992 г. (в ред. от 04 июня 2014г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  4. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ: принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 11 мая 2007 г. (в ред. от 04 июня 2014г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 24. Ст. 2830.
  5.   О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 06 июня 2007 г. № 90-ФЗ: принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 18 мая 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 24. Ст. 2833.
  6. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: указ Президента РФ (от 14 января 2011 г. № 38) (в ред. от 27 июня 2014г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 4. Ст. 572.

Информация о работе Отчет по практике в следственном отделе