Осмотр места ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Осмотр места происшествия является одним из самых сложных видов следственных действий и имеет огромное значение для расследования преступлений. Небрежное проведение этого следственного действия обычно приводит к невосполнимым утратам следов и вещественных доказательств, поскольку компенсировать пробелы, допущенные при первоначальном осмотре, путем повторного осмотра, как правило, не удается.

Осмотр места происшествия дает возможность решить главные задачи - составить точную картину события и определить механизм происшествия. Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого исследования обстоятельств каждого дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно произведен осмотр места происшествия. От лица, производящего осмотр, требуются достаточно глубокие знания и навыки в области Правил дорожного движения, умение пространственно мыслить, проводить точные измерения и переносить результаты измерений на бумагу.

Содержание

Глава 1 Осмотр места происшествия

1.1 Понятие, цели и задачи ОМП

1.2 Общий и детальный осмотр места происшествия

1.3 Объекты, подлежащие осмотру при ДТП



Глава 2. Следы ТС

2.1 Виды следов

2.2 Изъятие следов



Глава 3. Составление схемы ДТП и составление протокола ОМП

3.1 Схема ДТП

3.2 Протокол ОМП

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Осмотр транспортного средства

В зависимости  от цели проводимого расследования  и поставленных задач,

тщательному осмотру подлежат:

1. Транспортные  средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию, с целью:

– выявления  повреждений, полученных при дорожно-транспортном происшествии;

– выявления  неисправностей, которые могли явиться  причиной дорожно-

транспортного происшествия, а именно:

а) шины автомобиля (степень потери внутреннего  давления, степень износа протектора) – это имеет особое значение в мокрую и заснеженную погоду,

б) детали и агрегаты тормозной системы, рулевого управления, подвески и трансмиссии, способные оказать влияние на управляемость транспортного средства, его тормозные характеристики и устойчивость.

      Осмотр  транспортных средств начинается с  уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и трупу. Осмотр транспортных средств на месте происшествия осуществляется двумя методами: статическим и динамическим. При статическом осмотре транспортное средство воспринимается как элемент обстановки места происшествия, занимающий определенное положение по отношению к окружающим его объектам. Оно фотографируется, наносится на схему дорожной обстановки.

      В протоколе осмотра указывается, какое это транспортное средство, его тип (вид), модель, регистрационный  номер, цвет, характер груза, его количество, вес, и т.д.; где находится транспортное средство (на проезжей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке, пешеходном переходе и т.д.), как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других транспортных средств, трупа, а также объектов, избранных следователем В качестве ориентиров. Эти объекты-ориентиры избираются в процессе общего осмотра дорожно-транспортного происшествия.

      Определяя положение транспортного средства по отношению к элементам дороги (бордюру, обочине, линии разметки), указывается, куда обращена передняя часть транспортного средства. Осмотр транспортного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля: передней, боковых, кабины и кузова. Отыскиваются следы рук человека, фиксируется их форма, положение на частях автомобиля, размеры и высота над уровнем земли. Так же тщательно осматривается и задняя часть. Важное значение имеет обнаружение и фиксация динамических следов, образующихся на транспортном средстве в момент столкновения с другим транспортным средством или какой-либо преградой. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

      Анализ  следов столкновения позволяет определить направление силы, вызвавшей повреждения, что, в свою очередь, способствует установлению места первичного контакта автотранспортных средств и угла их столкновения. 

      Для определения линии столкновения сопоставляют парные следы на обоих транспортных средствах, совпадающие по своему расстоянию от поверхности грунта, локализации, механизму образования, форме, размерам. Определив следы первичного контакта, устанавливают линию столкновения для каждого транспортного средства в отдельности, а затем, сопоставив обе линии столкновения так, чтобы одна из них являлась продолжением другой, выясняют взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения.

      При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, обрывки ткани одежды. Они находятся чаще всего на выступающих частях переднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя. Нижнюю часть транспортного средства лучше осматривать из смотровой ямы и поэтому его доставляют в какой-либо гараж, ремонтную мастерскую или станцию технического обслуживания. Перемещение транспортного средства возможно лишь в хорошую, сухую погоду. В ненастное время нижняя его часть будет забрызгана грязью и имевшиеся пятна крови, мозгового вещества, волосы, волокна одежды потерпевшего могут быть утрачены.

      Осмотр  транспортного средства обычно заканчивается  проверкой технического состояния: тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.

      В случае если транспортное средство осматривается не на месте ДТП, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места происшествия.

      Следы и повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, описываются по общим правилам фиксации результатов следственного осмотра: с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали транспортного средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Виды  следов

Следы транспортных средств имеют важное доказательственное значение по делам об автотранспортных происшествиях, как в уголовном, гражданском судопроизводстве, так и при расследовании дел об административных правонарушениях, а также может быть использованы при проведении служебных расследований. Большую часть среди них занимают следы шин, а также следы и повреждения на автомобиле.

Изучение  следов позволяет:

• идентифицировать конкретный автомобиль по следам его протектора (шины) и следам, оставляемым его деталями на других объектах, в т. ч. и на других транспортных средствах;

• установить расположение транспортных средств относительно элементов дороги;

• определить механизм события происшествия и обстоятельства, которые с ним связаны (какой частью автомобиля (автомобилей) был произведен контакт, взаимное расположение транспортных средств в определенные моменты времени, направление движения, ориентировочное соотношение скоростей и т. д.).

      В данной работе мы рассмотрим следы, имеющие отношение к наиболее частым видам дорожно-транспортных происшествий, которыми являются

столкновение, наезд на препятствие, переезд, опрокидывание.

      Следы можно разделить на три вида:

• следы-предметы,

• следы-вещества,

• следы-отображения.

Следы-предметы - это различные осколки (фар и другого светосигнального

оборудования) и обломки (кузова, бампера и иных, в т. ч. навесных, частей),

образовавшиеся  в результате транспортного происшествия. Их обнаружение,

фиксация  и изъятие подчиняются общим  криминалистическим правилам обращения с вещественными доказательствами.

Следы-вещества возникают в результате протечки горюче-смазочных материалов (топливо, моторное или трансмиссионное масло, специальные жидкости из систем гидроусилителя), тормозной или охлаждающей жидкости (антифриз, тосол, вода) и т. п., образовывая при этом пятна, потеки, капли и брызги, прежде всего, на дорожном покрытии, по которому перемещалось транспортное средство или месте его остановки. К следам-веществам также относятся осыпи грязи, грунта, стекла и лакокрасочного покрытия. В зависимости от размеров осколков и отделившихся фрагментов, осколки стекла и фрагменты лакокрасочного покрытия могут быть отнесены как к следам-предметам, так и к следам-веществам.

      Многочисленные  следы-отображения автотранспортного происхождения подразделяются на следы,

• оставляемые автомобилем на другом автомобиле или ином транспортном средстве;

• оставляемые на дорожном покрытии и прилегающих к дороге объектах;

• оставляемые на транспортном средстве, контактирующем с другими объектами.

      В процессе следового воздействия  оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов. Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа. Объект, на котором расположен след, является следовоспринимающим, а другой объект, отобразившийся в следе, - следообразующим (образующим) объектом. В зависимости от твердости и прочности один и тот же объект может выступать и в роли следовоспринимающего и в роли следообразующего объекта.

      Следы, оставляемые на других автомобилях и иных транспортных средствах (мотоциклах, велосипедах, прицепах, гужевых повозках) обычно образуются передним или задним бампером, облицовкой радиатора, передними или задними крыльями и реже – поверхностями дверей, подножками и другими выступающими деталями (петли дверей, кронштейны зеркал и т. п.).

      Следует помнить, что наиболее информативными, с точки зрения установления механизма дорожно-транспортного происшествия, являются следы шин.

      В зависимости от характера взаимодействия шин с дорожным покрытием образуются объемные или поверхностные следы, характеризующие механизм столкновения.

Поверхностные следы, в свою очередь, подразделяются на:

• следы – отслоения (царапины шипов на покрытии проезжей части),

• следы – наслоения (темный след резины, образующийся при блокировке

колеса  на асфальте, грязь от колеса на проезжей части при выезде транспортного средства с обочины).

      Объемные  следы чаще всего образуются от контакта шины с мягкими покрытиями (снег, влажный грунт, песок или глина, размягченный асфальт).

Наибольшей  идентификационной информацией  при этом обладают следы качения колес.

По степени  восприятия различают следы:

• видимые;

• слабовидимые;

• невидимые.

      Видимые следы хорошо различимы невооруженным  глазом, и обнаруживаются без каких – либо специальных приемов. Слабовидимыми или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также из-за очень малых, микроскопических размеров. В зависимости от степени видимости следов их выявление может потребовать применения специальных технических средств (увеличительное стекло, микроскоп, ультрафиолет и т.п.) или приемов, например, в косопадающем свете. 

2.3. Фиксация дорожных условий и следов, обнаруженных на месте ДТП

      Фиксация  следов должна производиться вне зависимости от степени тяжести происшествия. Вместе с тем, в зависимости от того в рамках чего производится осмотр места дорожно-транспортного происшествия – уголовное дело или дело об административном правонарушении, результаты осмотра должны быть зафиксированы или в протоколе осмотра места происшествия и схеме к нему илив схеме дорожно-транспортного происшествия, без оформления протокола осмотра. Однако, как в том, так и в другом случае, фиксация следов производится путем их обязательного описания или пояснения (например, следы торможения, следы бокового заноса, следы разгона и т. п.) в схеме места дорожно- транспортного происшествия, с выполнением, по возможности, фото- видеосъемки и, при необходимости, составления дополнительных схем. При расследовании дел об административных правонарушениях повреждения транспортных средств фиксируются в протоколе осмотра технического состояния транспортного средства, а сопутствующие ДТП факторы (например, состояние покрытия, наличие уклона проезжей части, видимость в направлении движения, характер действий участников происшествия и т. п.) фиксируются в Справке по ДТП.

      Вне зависимости от формы расследования  обстоятельств дорожно- транспортного происшествия, осуществляется фотографирование по правилам судебной фотографии.

      Фотосъемка  на месте ДТП производится с соблюдением  общих правил фотосъемки следственных действий (от общего к частному и т. д.) и с использованием приемов и методов запечатлевающей фотографии. При необходимости проведения последующей идентификации следов (чаще при расследовании уголовных дел) поверхностные следы и повреждения, образовавшиеся на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на другом объекте, по возможности изымаются со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами

криминалистического изъятия микрообъектов.

      Следы–наслоения или отслоения частиц пыли, тонкого  слоя грязи и т. п. переносят на следокопировальные пленки или фотобумагу с влажным эмульсионным слоем. Запрещается изымать микрообъекты (микрочастицы) на ленту-скоч.

      Следы–предметы (детали автомобиля, осколки стекла, чешуйки краски) при необходимости изымаются для приобщения к материалам уголовного дела.

      Микроскопические  осколки стекла и частицы лакокрасочного покрытия изымаются в соответствии с правилами работы с микрообъектами.

Информация о работе Осмотр места ДТП