Общие положения тактики допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

Допрос — процессуальное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном порядке показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого относительно обстоятельств, имеющих отношение к расследуемому событию. Допрос - это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, значение и виды допроса
4
2. Подготовка к допросу
6
3. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших
10
4. Общие положения тактики допроса подозреваемых и обвиняемых
11
5. Особенности тактики допроса при изобличение во лжи
12
6. Особенности тактики допроса несовершеннолетних
15
Заключение
18
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.допрос.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

       Приемы  логического воздействия заключаются в демонстрации несоответствия показаний действительности. К их числу относятся:

       - предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого (последовательно или сразу главное доказательство),

       - предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и соучастниками,

       - логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого,

       логический  анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников,

       доказательство  бессмысленности занятой позиции.

       Тактические комбинации. Под тактической комбинацией при допросе понимается создание ситуации, рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что объективно приводит к его изобличению. При тактических комбинациях используют:

       - приемы, преследующие цель скрыть от допрашиваемого осведомленность следователя о тех или иных обстоятельствах дела;

       - метод косвенного допроса, который заключается в постановке вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос — о причастности к преступлению;

       - приемы, направленные на создание ситуации, при которой допрашиваемый проговаривается;

       - предложение допрашиваемому, утверждающему, что он говорит правду, сказать своему соучастнику или связанному с ним предварительным сговором свидетелю фразу примерно такого содержания: "Я сказал всю правду, расскажи правду и ты". Допрашиваемый попадает в сложную ситуацию: отказ будет означать признание в даче ложных показаний, согласие же может привести к его изобличению.

       Внезапность. Суть этого приема трактуется как неожиданная постановка допрашиваемому вопроса, не связанного с предыдущими, на который он должен дать немедленный ответ. Внезапный вопрос должен всегда опираться не на "голую" следственную интуицию, не на оперативные данные, не закрепленные процессуальным путем, а на какие-либо доказательства. Тогда в любом случае следователь не попадает в неудобное положение. Даже если внезапный вопрос "не прошел", следователь всегда может объяснить обвиняемому, почему этот вопрос был задан, сославшись на доказательства, которые лежали в основе вопроса.

       Последовательность. Прием заключается в последовательном предъявлении допрашиваемому доказательств в порядке нарастания их силы. Иногда можно встретить рекомендацию предъявлять доказательства в обратном порядке — начиная с самого веского. Этот совет весьма сомнителен: если самое веское доказательство оказало должное воздействие, незачем предъявлять остальные; если же предъявление самого веского доказательства не дало нужного эффекта, то вряд ли он будет достигнут предъявлением менее веских. В тактической комбинации этот прием сочетается с другими — "допущение легенды" и "пресечение лжи".

       Создание  напряжения обеспечивается путем предъявления множества доказательств, напоминанием о нравственной оценке совершенного преступления. В тактической комбинации этот прием может сочетаться с приемом, именуемым "снятие напряжения", что достигается различными средствами: голосом, интонацией, репликами следователя и т. п. Однако создание напряжения не должно происходить за счет грубости или иного психологического насилия со стороны следователя.

       "Допущение  легенды" — допрашиваемому предоставляется возможность беспрепятственно излагать свою ложную легенду. Данный прием сочетается с другими приемами, такими, как "пресечение лжи", внезапность, последовательность, повторность допроса.

 

6. Особенности  тактики допроса несовершеннолетних.

       Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов. Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15—17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивается на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

       Ложные  показания несовершеннолетних в  возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями. Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу "духа противоречия", свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

       При допросе несовершеннолетних подозреваемых  и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

       Допрос  потерпевшего или свидетеля в  возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

 

7. Завершение допроса.

       В уголовном процессе завершение допроса  означает проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса. В психологическом  плане завершение допроса имеет  несколько иное значение. Как любое  общение, допрос имеет начало, основную часть и окончание, причем начало и окончание, как правило, наиболее запоминаемы человеком. Это необходимо учитывать, тем более если с допрашиваемым еще придется встречаться не раз. Если начало допроса, а именно стадия установления психологического контакта, остается в памяти допрашиваемого как некий эмоциональный фон или сформированное отношение к следователю как к личности, что существенно упрощает установление и поддержание психологического контакта при последующих встречах, то завершение допроса выступает как финал только данного эпизода общения и закладывает прочный фундамент для продуктивных последующих встреч. Допросы обвиняемого и подозреваемого, как правило, бывают множественными. Поэтому, завершая текущий допрос, необходимо подготовить благоприятную почву для последующего. Исходя из достигнутых результатов, можно дать лицу тему для размышлений в виде нескольких дополнительных вопросов (например, демонстрирующих некоторую осведомленность следователя), которые даже если останутся без ответа, то станут надежным «якорем». Завершение допроса в дружелюбной, эмпатичной форме, даже если он проходил в ситуации конфликта, позволит в следующий раз не только быстро установить психологический контакт, но и существенно его углубить.

       Психологический анализ и оценка результатов  допроса. После окончания допроса у следователя имеется протокол с изложением процессуально значимых фактов, сообщенных допрашиваемым. В разных ситуациях они могут иметь различное значение и будут оцениваться в совокупности с другими доказательствами. Но при этом у следователя, как правило, имеется масса невербальной информации, полученной в ходе допроса, которая нигде процессуально не зафиксирована. Значение же она может иметь гораздо большее, чем сказанное допрашиваемым. Поэтому все наблюдаемые в процессе допроса невербальные проявления (жесты, мимика пантомимика, непроизвольные высказывания, физиологические реакции) должны быть подвергнуты тщательному анализу в совокупности с зафиксированными фактами. Важным моментом при этом выступает установление наличия причинно-следственных связей в триаде «вопрос — невербальные реакции — ответ».

       Кроме анализа наблюдаемых реакций  допрашиваемого важна и оценка их на предмет смысловой значимости, подлинности, важности для расследования. Конечно, невербальные проявления не могут  являться доказательствами, но, наблюдаемые в ходе допроса, они позволяют своевременно изменять тактику и применение тех или иных приемов и методов допроса, а подвергнутые анализу и оценке по завершении допроса станут опорными точками для выработки тактики последующих допросов и стратегии расследования в целом.

       Наряду  с анализом и оценкой невербальных проявлений допрашиваемого важен анализ и оценка сведений о его личности, полученных в ходе рассмотренных  стадий допроса, так как они позволяют  составить более полный психологический портрет лица, соотнести его с уже установленными фактами, выявить и даже разрешить имеющиеся противоречия. Это позволит более качественно проводить последующие допросы, планировать и проводить иные следственные действия, реализовывать имеющиеся следственные версии и выдвигать новые.

 

Заключение.

       Данное  процессуальное действие, допрос, является способом обеспечения одного из важнейших прав обвиняемого - давать показания по предъявленному обвинению в интересах собственной защиты. Уголовно-процессуальный кодекс РФ достаточно подробно регламентирует порядок проведения допроса, поскольку в ходе допроса совершается значительное число действий, как со стороны следователя, так и со стороны допрашиваемого; к тому же в допросе зачастую участвует множество лиц – переводчик, адвокат, педагог или законный представитель (при допросе несовершеннолетнего). Все эти факторы приводят к тому, что необходимо подробное описание правил допроса, установленные уголовно-процессуальным законодательством.

       Таким образом, допрос представляет собой процессуально сложный, психологически напряженный и многообразный по применяемым приемам и методам процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего, основанный на знании психологических закономерностей формирования показаний, оперирования доказательствами, выдвижения и реализации следственных версий, преодоления лжи и запирательства, психологического воздействия и психологической защиты, расшифровки «языка тела», психологического анализа и оценки результатов, подчиненный основной цели — получению объективной, процессуально значимой информации о событии преступления, механизме совершения и лицах, к нему причастных. Изменение условий функционирования правоохранных структур государства, форм, методов преступности и ее уровня диктует необходимость применения в следственной деятельности широкого спектра самых современных психотехнологий, изменения традиционных, а точнее, устаревших взглядов на средства и методы борьбы с преступностью, этических и нравственных критериев оценки допустимости и возможности средств психологической борьбы.

       Допрос является сложным процессуальным мероприятием, волнительным и трудным для допрашиваемого. Именно по этой причине присутствие при допросе адвоката является крайне желательным и даже более важным, чем при иных процессуальных действиях. Помимо оказания юридической помощи и корректировки поведения лиц, участвующих в допросе, адвокат вправе следить за ведением протокола допроса, а также делать письменные замечания по поводу правильности протокола. Очевидно, что подобные действия невозможно выполнить в одиночку, без участия адвоката. 
 
 
 

 

       

Библиографический список: 

     I. Нормативные акты

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст] : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : [принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.] // Совет Федерации 05 дек. 2001 г.

     II. Специальная литература

  1. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст]: Учебник / В.Л.Васильев. – Питер, 2005.
  2. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии [Текст]: Учебник / Доспулов Г.Г. - Москва, 1996.
  3. Мариновская, И.Д., Тихомиров, С.Н. Юридическая психология [Текст]: Учебное пособие / И.Д. Мариновская., С.Н. Тихомиров. – М. : Дело, 2005.
  4. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних [Текст]: Юридическая литература / Миньковский Г.М. - Москва, 2002.
  5. Руман, Н. Юридическая психология  [Текст]: Учебник для вузов / Н. Руман. – М.: НОРМА, 1999.
  6. Романов, В.В.  Юридическая психология [Текст]: Учебник / В.В.Романов. – М.: Юрситъ, 1998.

Информация о работе Общие положения тактики допроса