Криминологические характеристики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:16, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена многими причинами. Для социологов и психологов важны специфические особенности социальной политики в России 90-х годов, которые повлияли на судьбы детей и подростков. Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Точнее говоря, провозглашение «частнособственнических» норм поведения, осуждавшихся прежде, привело к сосуществованию взаимоисключающих ценностных ориентиров, одновременно действующих в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика КР.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время интерес к внушению как воспитательному воздействию, способному эффективно перестраивать отрицательные установки, прежде всего проявляется в сфере пенитенциарной и превентивной науки и практики. В этом отношении, на наш взгляд, представляет большой интерес и является весьма перспективной экспериментальная работа по внедрению методов внушения в процесс обучения и воспитания. Она была впервые разработана в 1996 г. кафедрой педагогики Пермского пединститута, и в частности доцентом этой кафедры А.С. Новоселовой, которая непосредственно занимается проблемами нейтрализации, блокировки асоциальных установок у несовершеннолетних правонарушителей и формированием новых установок социально одобряемого поведения, а также активизацией процесса самовоспитания, самосовершенствования7.

Внедрение методов внушения в практику воспитания и перевоспитания сопряжено с рядом серьезных трудностей как общетеоретического, так и практически-методического характера. Здесь требуется серьезная теоретическая разработка малоизученной в психологии проблемы неосознаваемых поведенческих регуляторов и психологических механизмов, а также создание и апробация специальных методик, внушающих программ, выделение условий эффективного внушающего воздействия. Кроме того, сторонники внедрения методов внушения в пенитенциарную практику встречают также определенные сомнения и возражения со стороны представителей юриспруденции, указывающих на недопустимость манипулирования поведением человека помимо его сознания. В этих доводах, безусловно, есть свой резон, однако нужно отдавать себе полный отчет, что без методов внушающего воздействия вряд ли найдутся другие эффективные пути и возможности перестройки таких прочных неосознаваемых регуляторов поведения, какими являются закрепленные с раннего детства фиксированные установки.

Проблема нейтрализации, блокировки установок асоциального поведения - это проблема, требующая в ближайшем будущем серьезной проработки не только со стороны психологии и педагогики, но и со стороны юриспруденции, которая должна определить юридически допустимые и обоснованные возможности применения внушающих методов воспитательно-профилактического воздействия.

Немалую роль в перестройке негативных установок могут сыграть методы самовнушения, аутотренинга, которые сегодня активно применяются и широко рекомендуются психотерапевтами по снятию состояния тревожности, навязчивости, по преодолению различных комплексов, по восстановлению эмоционально-психического здоровья и тонуса человека.

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

а) случайным, противоречит общей направленности личности;

б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.;

г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений.

Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их «цепочке». Метод косвенных оценок позволяет сделать вывод, что среди несовершеннолетних правонарушителей тип «а» составляет 25-35 %, тип «б» - 25-30 %, тип «в» - 30-40 %, тип «г» - 10-15 %.8

К сожалению, следует признать, что в настоящее время в силу различных причин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями:

1) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящее время функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

2) совершенно ненормальным является  положение, когда основную тяжесть  профилактической и воспитательной  работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие;

3) отсутствуют научно обоснованные  рекомендации по осуществлению  профилактической и воспитательной  работы;

4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций.

Для исправления сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как:

  • создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
  • создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния;
  • реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции, для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Заключение:

Основные выводы по работе:

1. Преступность несовершеннолетних  при значительных масштабах распространения  требует решительных, энергичных  и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

2. В настоящее время главные  институты социализации подростков: семья, школа, досуговая сфера, сфера  труда - сегодня находятся в кризисе. Рассогласованность их воздействия приводит к тому, что к личности подростка предъявляются противоречивые требования, которые накладываются на переходный характер подросткового возраста и затрудняют процесс усвоения подростком норм и требований общества. Особенно следует выделить непродуктивное влияние СМИ, которое транслирует делинквентные (противозаконные) и попросту криминальные модели поведения в подростковую сферу.

3. Социальный контроль в отношении  делинквентного поведения подростков  должен строиться на приоритетах  восстанавливающей юстиции, с использованием  ювенальных технологий. Современная  система социального контроля должна предполагать жесткую реакцию общества на проявление подростковой делинквентности, вследствие которой подросток, совершивший впервые правонарушение, претерпел бы лишения или ограничения, не связанные с изоляцией от общества. При преодолении делинквентного поведения необходимо сочетание превентивных мер с оказанием подросткам медицинской, психологической помощи.

Главная задача - предупредить делинквентные проявления, а не бороться с наступившими неблагоприятными последствиями. Предупреждение делинквентности должно носить комплексный характер, необходима координация деятельности всех субъектов профилактики. Следует усилить роль общественности в процессе принятия санкций по наказанию подростка за совершение им правонарушения. Рассматривая социальный механизм предупреждения подростковой преступности, следует отметить необходимость координации деятельности субъектов по профилактике; должного кадрового обеспечения субъектов предупредительной деятельности, работающих с подростками; расширения мер воздействия на преступника-подростка; создания программ по профилактике преступности как на федеральном, так и на региональных уровнях; обеспечения должного финансирования соответствующих программ. Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.

Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).

Список использованной литературы:

 

  1. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники //Социс, 2003, № 3, С. 57-60
  2. Антонян Ю.М., Перцова Л.В., Саблина Л.С. Опасные девицы //Социс, 2003, № 5, С. 24-28
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005 – 640 с.
  4. Курбатова Т.Н. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 300 с.
  5. Мирсагатова М.Н. Деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по восстановлению социального статуса безнадзорных детей //Социальная работа, 2003, № 2, с.55 - 60
  6. Оганесян М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних правонарушителей //Социальный журнал, 2004, № 8, С. 13-21
  7. Тагидтинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключённых //Социальный журнал, 2002, № 11, С.25-31
  8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология М.: Инфра-М, 2006 – 352 с.

 

1 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология М.: Инфра-М, 2006 – С.152

2 Оганесян М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних правонарушителей //Социальный журнал, 2004, № 8, С. 15

3 Курбатова Т.Н. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2007. – С.119

4 Антонян Ю.М., Перцова Л.В., Саблина Л.С. Опасные девицы //Социс, 2003, № 5, С. 25

5 Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники //Социс, 2003, № 3, С. 58

6 Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005 – С.408

7 Мирсагатова М.Н. Деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по восстановлению социального статуса безнадзорных детей //Социальная работа, 2003, № 2, с.59

8Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005 – С.417-418

9 Тагидтинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключённых //Социальный журнал, 2002, № 11, С.29


Информация о работе Криминологические характеристики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации