Криминалистическое почерковедение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:07, реферат

Краткое описание

В следственной практике лицам, ведущим расследование преступ-лений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

Вложенные файлы: 1 файл

криминалистика.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 
по криминалистике

 
на тему: «Криминалистическое почерковедение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Криминалистическое почерковедение.

 

В следственной практике лицам, ведущим расследование преступлений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед следствием и специалистами, проводящими исследование, различают два вида криминалистического исследования документов: криминалистическое исследование письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь, криминалистическое исследование письма состоит из двух своеобразных подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследования — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенностях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.

Задачами технического исследования документов является распознавание способа выполнения или наличия подделок.

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и. почерк.

Почерк — это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к раскрытию сущности письма" и закономерностей его"" развития является учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей. Подробная устойчивая система нервных связей носит название динамического стереотипа.

Благодаря возникновению чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т. е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как не сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения. Однако следует отметить, что изменения в почерке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков, а постепенно и в отдельных его элементах, что "ни в коей мере не препятствует процессу идентификации. Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека (20 — 60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.

Говоря об относительной устойчивости почерка, следует помнить, что он может изменяться и под воздействием ряда факторов, которые условно могут быть разделены на естественные, искусственные и патологические.

Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др. Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный) , замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица, которое может быть совершено по памяти, на глаз, путем срисовывания. Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривлении прямолинейных элементов букв, в угловатости овалов, в тупых началах и окончаниях штрихов.

Исследование рукописных текстов проводят эксперты-почерковеды, основываясь на данных судебного почерковедения. Судебное почерковедение — это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической.

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков, необходимые для получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи, пространственной ориентации движений (топографические) и почерка.

Письменная речь- это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1 — 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз.Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употребление профессиональных терминов, старых, вышедших из употребления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привычку строить предложения, которые могут быть простыми, лаконичными или витиеватыми, сложными. Стиль может быть литературным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структуру, наиболее часто встречающиеся обороты, употребление сравнений, пословиц, афоризмов.

Топографические признаки письма, или признаки пространственной ориентации движений. Это устойчивые привычки размещения текста. При изучении топографии обращают внимание на поля, абзацы, красные строки, строение строк по направлению, размеры между ними, на величину промежутков между словами. Сюда же можно отнести привычки выделять в тексте отдельные слова, способ сокращения и переноса слов, написание дат, нумерацию страниц. Если имеются обращения или подписи, исследуют их размещение относительно текста или срезов бумаги.

Почерк. Его признаки обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер букв, их разгон, наклон, связность и темп исполнения.

Степень выработанности характеризует уровень овладения техникой письма. В рукописях, исполненных скорописью, ее обычно подразделяют на три группы: малую, среднюю и высокую. Маловыработанный почерк определяется отсутствием ритмичности в движениях, медленным темпом, наличием извилистости прямолинейных элементов букв и угловатостью овалов. Средневыработанный — содержит ритмичность движений, в нем встречаются незначительные отклонения от принятой системы при среднем темпе письма. Для высоковыработанного почерка характерны сложные координированные движения при быстром темпе: наблюдается вариационность при исполнении письменных знаков в различном буквосочетании.

Конструктивная сложность почерка делится на сложную, простую и упрощенную. Простой почерк характеризуется системой движений, при которой написание письменного знака соответствует нормам типовых прописей. Он разборчив, четок, с выдержанной ритмичностью. Почерк, в котором письменные знаки и их элементы проще, чем это предусмотрено в прописях, относится к упрощенным. В основном это происходит за счет сокращения количества движений при выполнении графических знаков, что ведет к неразборчивости из-за утраты букв или их элементов. Усложненный почерк характеризуется увеличением движений и их сложностью.

Общее направление движения при выполнении рукописных текстов может быть округлым или угловатым, правоокружным или левоокружным, а также смешанным.

Размер букв считается средним, если их величина примерно равна 3 — 4 мм. Если буквы равны 2 — 2,5 мм, размер считается малым, а если более 4 мм — крупным.

Разгон (размер интервалов между основными элементами букв и буквами) может быть большим, средним и малым. При среднем — интервал колеблется от 1/2 высоты до высоты букв; при малом —менее 1/2 высоты букв; при большом—равен высоте букв или больше ее.

Связность характеризует степень безотрывности письма при выполнении букв или их сочетаний. Связность может быть большая (непрерывное выполнение б и более знаков), средняя (4 — 5 букв), малая (2 — 3 знака). По связности почерк может быть сплошным и отрывистым. Связность — вариационный признак, изменяющийся неодинаково от причин, влияющих на почерк, — позы, материала письма, состояния пишущего.

По наклону почерк может быть правонаклонным, левонаклонным, неустойчивым по наклону (смешанным) и может иметь продольную осевую букв.

Темп исполнения может быть быстрым, средним, медленным. Медленный следует отличать от замедленного, который проявляется при выполнении текста измененным почерком.

Общие признаки почерка (кроме степени выработанности) легко поддаются изменению по воле пишущего, а поэтому при идентификации исполнителя рукописи следует отдавать предпочтение частным признакам.

Частный признак — это характеристика движений, проявляющаяся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. Частные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповторимая совокупность признаков).

Информация о работе Криминалистическое почерковедение