Криминалистическая фотография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистическая фотография один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.
Криминалистическая фотография важна для успешного расследования преступлений на всем протяжении этого процесса, начиная с осмотра места происшествия при обнаружении признаков преступления и заканчивая направлением дела в суд для его рассмотрения. Широк и круг лиц, использующих в своей работе фотографические методы и средства – это следователь, специалист, эксперт-криминалист и другие участники уголовного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
3
1. История криминалистической фотографии …………………………….
5
1.1. История криминалистической фотографии в Европе ………………
5
1.2. История криминалистической фотографии в России …………….
9
2. Современное состояние криминалистической фотографии …………….
14
2.1. Понятие, система и назначение криминалистической фотографии
14
2.2. Виды и методы запечатлевающей фотосъемки ……………………..
16
2.3. Методы исследовательской фотосъемки …………………………….
20
2.4. Цифровая фотография в криминалистике ……………………………
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….…………………………………………………………
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..………………
25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_моя1.docx

— 69.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...

3

1. История криминалистической  фотографии …………………………….

5

1.1. История криминалистической  фотографии в Европе ………………

5

1.2. История криминалистической  фотографии в России …………….

9

2. Современное состояние  криминалистической фотографии …………….

14

2.1. Понятие, система и назначение криминалистической фотографии

14

2.2. Виды и методы запечатлевающей фотосъемки ……………………..

16

2.3. Методы исследовательской фотосъемки …………………………….

20

2.4. Цифровая фотография в криминалистике ……………………………

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….…………………………………………………………

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..………………

25


 

ВВЕДЕНИЕ

Криминалистическая фотография один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Криминалистическая фотография важна для успешного расследования преступлений на всем протяжении этого процесса, начиная с осмотра места происшествия при обнаружении признаков преступления и заканчивая направлением дела в суд для его рассмотрения. Широк и круг лиц, использующих в своей работе фотографические методы и средства – это следователь, специалист, эксперт-криминалист и другие участники уголовного процесса.

Актуальность темы обуславливается значимостью криминалистической фотографии и её дальнейшим совершенствованием.

Целью работы является познание исторического развития, понятия и современного состояния криминалистической фотографии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу, посвященную криминалистической фотографии;
  • рассмотреть историю развития криминалистической фотографии;
  • рассмотреть понятие современной криминалистической фотографии, её системы, видов и методов;
  • рассмотреть значение цифровой фотографии в криминалистике.

При написании контрольной работы были использованы научные труды многих выдающихся ученых: А. Бертильона, Е.Ф. Буринского, С.М. Потапова, В.И. Фаворского, Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса, А.А. Эйсмана, Н.В. Терзиева, Л.В. Русецкого, Н.С. Полевого, Е.Ю. Брайчевской, Н.М. Зюскина, Б.Р. Киричинского, Н.А. Селиванова, М.В. Салтевского, П.Ф. Силкина, А.А. Леви, Д.Я. Мирского, Н.П. Яблокова, Волынский В.А., Грановский Г.Л., Грамович Г.И., Грабовский В.Д., Гордон Э.С., Гончаренко В.И., П.П. Ищенко, В.А. Зотчева, Е.Н. Дмитриева, А.Ф. Волынского, А.В. Редько, и других ученых-криминалистов.

 

 1. История криминалистической фотографии

 

1.1. История криминалистической фотографии в Европе

История формирования человечества как общественной организации неразрывно связана с развитием процессов получения, хранения и передачи информации. Первоначально такую информацию, необходимую для общения между людьми, стремились сохранить в виде рисунков и картин.Первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры была предпринята в Англии в 1802 году1.

Камера-обскура представляет собой закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. Будучи направленной на какой-нибудь предмет, камера позволяла получить на противоположной стенке перевернутое изображение предмета.

В 1826 году в городе Грасе французскому изобретателю Жозефу Ньепсу в первый раз удалось зафиксировать через оптическую систему изображение на светочувствительной пластине.

Способ Ж. Hьeпca, названный им гелиографией (солнцеписью), состоял в следующем: раствор асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластину, затем на нее накладывали полупрозрачное штриховое изображение и длительное время выдерживали на свету, который задубливал асфальт в освещeнныx участках. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубленные участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Применяя его как клише, можно было получать типографские оттиски на бумаге.

Официальной датой изобретения фотографии считается 1839 год, когда французский художник Луи Жак Манде Дагеppпoлучил и зафиксировал на серебряной пластине изображение. Данный процесс получил название дагерротипии. Его работы были продемонстрированы 7 января 1839 года на лекции во Французской академии наук и произвели сенсацию. Сразу был издан учебник Дагерра, в котором подробно излагался метод фотосъемки изображений на полированные металлические пластины2.

Принцип получения фотографических изображений дагерротипным способом состоял в том, что серебряную пластину вначале полировали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод садился на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро – вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластину помещали в кассету камеры-обскуры и на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под воздействием света на пластине получалось слабое изображение. Его проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали. Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки йодистого серебра, т.е. закрепить изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия. Изображение на дагерротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути и серебра. При определенном угле наклона на дагерротипе было четко видно позитивное изображение.

Фотографический метод получения изображений быстро завоевал признание в различных отраслях человеческой деятельности. Судя по литературным данным, отдельные случаи использования фотоснимков в практике расследования преступлений имело место вскоре после изобретения дагерротипии. Так в одной американской газете, издававшейся в Калифорнии, сообщилось, что французская полиция изготовляет снимки преступников дагерротипным методом.

Но в результате дагерротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его изъянов. Кроме того, следует отметить и высокую стоимость снимков.

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Вильям Генри Фокс Талбот. Он получил высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу в сухом виде помещали для экспонирования в камере-обскуре. Получаемое изображение фиксировали в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фотогенным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому обществу 31 января 1839 года3.

Продолжая свои работы в сферы фотографии, Талбот в 1840 году изобрел процесс, суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислого серебра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали. Затем бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислот и снова сушили. Этим же раствором бумагу проявляли после съемки. При этом на бумаге получали негативное изображение. Если негатив по плотности был слабым, то его усиливали нагреванием. Для закрепления изображения Талбот вначале пользовался раствором бромистого калия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемого таким образом негатива производилась контактная печать позитивных копий на бумаге, очувствленной и проявляемой аналогичным способoм. Такой подход имел явное и неоспоримое преимущество: с бумажных негативов можно было получить любое количество отпечатков.

В 60-х годах XIX века проводились опыты по применению желатина в качестве связующей среды эмульсионного слоя. Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, в 1871 году предложил первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность.

В 1874 году Парижское полицейское управление создает собственное ателье, в результате работы которого в течение нескольких лет была накоплена большая коллекция портретов преступников. Работая над проблемой уголовной регистрации, французский криминалист А. Бертельон заложил основу судебно-оперативной фотографии. Он предложил фотографировать преступников по строго определенным правилам; сконструировал несколько типов крупноформатных камер и разработал приемы их применения при фиксации обстановки мест происшествий и трупов. Становлению и развитию судебно-оперативной фотографии способствовали труды ученых-криминалистов Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса и др.

Бертельон разработал способ измерительной съемки.При его применении фотоаппаратура устанавливали в строго горизонтальном положении, на определенной высоте. Полученный снимок наклеивали на специальный бланк, на котором справа имелись деления, показывающие, во сколько раз уменьшены на снимке предметы, находящиеся на уровне соответствующих делений. Деления слева показывали расстояния между фотоаппаратом и соответствующими предметами съемки. Дополнительные деления сверху и снизу использовали при вычерчивании плана места происшествия по снимку.

Бертельоном была сконструирована также специальная установка для опознавательной съемки преступников, состоявшая из фотокамеры, стула с головодержателем и платформы, жестко связывающей аппарат со стулом.

Бертельон рекомендовал производить опознавательную съемку лица в 1/7 натуральную величины с запечатлением в фас и правый профиль.

Свои рекомендации по применению фотографии в следственной работе Бертельон изложил в книге «Судебная фотография», изданной в 1890 году4.

Наряду с использованием фотографии при выполнении следственных и оперативных действий она постепенно внедрялась в судебную экспертизу.

Развитие криминалистики как науки проходило параллельно с формированием судебной фотографии как самостоятельной отрасли криминалистической техники. «Фотография, – писал в 1947 г. известный российский ученый-криминалист А.А. Эйсман, – была одним из первых методов, широко и органически воспринятых криминалистикой и творчески приспособленных к своеобразным условиям исследования вещественных доказательств. Первые серьезные успехи в развитии общей фотографии, знаменовавшие собою переход от периода опытов, удач и неудач к периоду, в котором окончательно сложились основные принципы и технические приемы фотографии, совпали по времени с первыми попытками использования ее в криминалистике».

 

1.2. История криминалистической фотографии в России

Большой вклад в развитие фотографии внесли также русские ученые и изобретатели. Их работы сыграли важную роль в совершенствовании оптики и химии, в разработке теории фотографических процессов и формировании ее как самостоятельной научной дисциплины.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «Художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу – выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду достигала 45 минут. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и прочее в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфат натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой «Кодак», С.А. Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И. Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л. Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги.

Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот ХIX в. на сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф. Буринского премии имени М.В.Ломоносова «За метод исследования, равный значению микроскопа»5.

В 1892 году при Прокуратуре Санкт-Петербургской судебной палаты была официально создана судебно-фотографическая лаборатория, которая в 1912 году преобразуется в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы. Один из трех его отделов был фотографический. Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф. Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф. Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

В 1913 – 1914 годах аналогичные кабинеты создаются в Москве, Киеве и Одессе. После революции все они прекратили свое существование, а наиболее прогрессивно настроены сотрудники их перешли работать в органы советской милиции.

Судебная фотография развивается в технических подразделениях органов милиции и в кабинетах научно-судебной экспертизы. В 1922 году в Петрограде был создан научно-технический кабинет, возглавляемый А.А. Сальковым. А в 1923 году подобные учреждения имеются уже в Киеве, Одессе, Харькове. Активная роль в развитии судебной фотографии принадлежит в эти годы Л.В. Русецкому и С.М. Потапову. Продолжали научную деятельность в этой области и другие ученные (например, профессор А.А. Захарьин возглавлял кафедру судебно-фотографической экспертизы в Высшем институте фотографии и фототехники).

Информация о работе Криминалистическая фотография