Контрольная работа по "Криминалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 04:09, контрольная работа

Краткое описание

Подготовительный этап осмотра места происшествия начинается с момента принятия следователем решения о производстве осмотра. [7]
Следователь, приняв такое решение, до прибытия на место происшествия должен:
1) принять меры к предотвращению или ослаблению вредных последствий преступления;
2) обеспечить охрану места происшествия;
3) обеспечить присутствие поблизости от места происшествия лиц, которые могут дать всю обходимую информацию о происшествии: очевидцев преступления, свидетелей, обнаруживших следы преступления, и др.

Содержание

Задача 1 …...…………………………………….…………….………….3
Задача 2………...........................................................................................5
Задача 3………………………………………………….………….........13
Задача 4…………………………………………………………………..17
Задача 5…………………………………………………………………...20
Задача 6……………………………………………………………..…….23
Библиографический список………….

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалистика РГЗ.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Заявление о проведении дактилоскопического исследования представлено в приложении 1.

 

Задача 4

 

В настоящее время при расследовании преступлений все чаще встречаются следственные ситуации, при которых возникает необходимость в производстве экспертизы звукозаписи и звукозаписывающих средств. Подобные ситуации имеют место чаще всего в процессе расследования уголовных дел, связанных с вымогательством, коррупцией, шантажом. [11]

Задачи, решаемые с помощью фонографических экспертиз, можно подразделить на следующие категории:

  • поисковые – получение информации о личности устанавливаемого лица по отображению его голоса;
  • ситуационные – определение по фонограммам условий обстановки, акустической среды и иных обстоятельств обстановки события;
  • идентификационные – отождествление личности проверяемого лица по голосу и речи, имеющихся на фонограммах;
  • диагностические – оценка достоверности отображенной информации на фонограмме в связи с возможностью ее фальсификации или изменения (монтажа).

Объектами фонографической экспертизы являются:

  • магнитные носители различных типов (аудиопленка, магнитные диски и т.д.);
  • средства аудиозаписи (магнитофоны, диктофоны и т.д.);
  • сравнительные образцы (фонограммы с записями голоса и речи, произнесенной проверяемым лицом).

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

№ п/п

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы

Материалы, необходимые для проведения экспертизы

1

Какие сведения, характеризующие говорящего, можно получить, исходя из фонограммы его речи?

Вещественные доказательства – исследуемые объекты (фонограммы)

2

Мужская или женская речь записана на фонограмме?

Вещественные доказательства – исследуемые объекты

№ п/п

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы

Материалы, необходимые для проведения экспертизы

3

Принадлежат ли голос и речь, зафиксированные на магнитные фонограммы, гр. Н.?

1. Вещественные доказательства –  исследуемые объекты (фонограммы).  
2. Образцы (фонограммы с образцами речи гр. Н.)

4

Произнесены фрагменты речи, зафиксированные на представленной фонограмме, гр. Н. и М. или кем-то другим? Какие именно фрагменты произнесены гр. Н., а какие – гр. М.?

1. Вещественные доказательства –  исследуемые объекты (фонограммы).  
2. Образцы (фонограммы с образцами речи гр. Н. и М.)

5

Какого типа магнитофон использовался при звукозаписи?

Вещественные доказательства – исследуемые объекты (фонограммы)

6

Изготовлены ли фонограммы на представленном магнитофоне?

1. Вещественные доказательства –  исследуемые объекты (фонограммы).  
2. Магнитофон

7

Являются ли звуковые сигналы на фонограммах, звуковыми сигналами данного автомобиля?

1. Вещественные доказательства –  исследуемые объекты (фонограммы).  
2. Образцы (фонограмма со звуковыми сигналами автомобиля)

8

Является имеющаяся на фонограмме речь неподготовленной или заранее подготовленной?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

9

Каково количество лиц, принимавших участие в разговоре, записанном на данной фонограмме?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

10

Является данная магнитная фонограмма оригиналом или копией?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

11

На одном или на различных магнитофонах были сделаны записи устной речи, представленные на фонограммах?

Вещественные доказательства – исследуемые объекты (фонограммы)

12

Какова природа звуковых сигналов, зафиксированных на представленной фонограмме?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

13

Могла ли быть произведена запись представленной фонограммы в указанном месте?

1. Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма).  
2. Образцы (фонограмма с аналогичной записью в конкретном месте)

14

Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись данной фонограммы?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

№ п/п

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы

Материалы, необходимые для проведения экспертизы

15

Какой текст (дословно) записан на представленной фонограмме?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

16

Не содержит ли представленная фонограмма признаков монтажа, выборочной фиксации, наложения одной записи на другую?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

17

Имеются ли на представленной фонограмме признаки стирания отдельных фрагментов записи?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)

18

Все ли фрагменты представленной на фонограмме записи выполнены одним и тем же звукозаписывающим устройством?

Вещественное доказательство – исследуемый объект (фонограмма)


 

В соответствии со ст. 196 УПК назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить [3]:

1) причины смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного  здоровью;

3) психическое или физическое  состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

4) психическое или физическое  состояние потерпевшего, когда возникает  сомнение в его способности  правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет  значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его  возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

В данной ситуации назначение фонографической экспертизы является нецелесообразным, так как  гражданка «К» подтвердила, что именно она звонила в суд.

 

 

 

Задача 5

 

В данной задаче должно быть возбуждено уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 162 УК РФ «Разбой» на основании заявления гражданина «С» в соответствии со ст. 140 УПК РФ. [2]

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о  направлении соответствующих материалов  в орган предварительного расследования  для решения вопроса об уголовном  преследовании.

 Основанием для возбуждения  уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. [3]

План неотложных первоначальных следственных действий:

  1. Допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев

При допросе потерпевшего выясняется, где, когда, при каких обстоятельствах и с кем потерпевший оказался на месте нападения, что предшествовало нападению; сколько человек участвовало в нападении, их приемы, как они называли друг друга, обстоятельства нападения, каковы были действия нападавших и потерпевшего, был ли преступник вооружен, чем именно, угрожал ли, применял или пытался применить оружие и иные средства нападения, что именно похищено, что осталось у потерпевшего, какие следы остались на геле и одежде потерпевшего, преступника, кто был или мог быть свидетелем нападения, что оставил преступник на месте нападения, каковы последствия нападения для потерпевшего, его состояние здоровья. Свидетели-очевидцы допрашиваются по аналогичному кругу вопросов. Кроме того, всем допрашиваемым задаются вопросы об их подозрениях относительно личности нападавших.

  1. Осмотр места происшествия

Располагая исходными данными о событии преступления, следователь производит осмотр места происшествия с целью обнаружения материальных следов преступления и преступника и сопоставления показаний потерпевшего с обстановкой события.

Одновременно с осмотром проводятся следующие оперативные мероприятия: прорабатываются меры преследования преступников подвижной группой с помощью собаки (по ходу преследования обращается внимание на предметы и вещи, которые могли быть спрятаны, оставлены или утеряны преступниками. С обнаруженных следов и предметов обязательно отбираются следы запаха и следы рук для последующего их использования в оперативных мероприятиях и следственных действиях); блокируются места возможного появления разыскиваемых (квартиры, притоны, железнодорожные и речные вокзалы, аэропорты, рестораны и т.п.); патрулируются дороги по маршрутам возможного движения преступников; о розыске преступников информируются органы транспортной и территориальной милиции соседних регионов; проверяются лица по оперативным учетам органов внутренних дел; наблюдаются места возможной реализации похищенного (на вещевых рынках, в коммерческих магазинах, около скупочных и комиссионных магазинов); проверяются ломбарды, комиссионные, скупочные и коммерческие магазины; ставятся на учет похищенные вещи и проверяются по антикварным, художественным учетам ценных номерных вещей; ставятся на учет и проверяются по учетам пули и гильзы (если они обнаружены на месте происшествия); выявляются подозреваемые из числа лиц: находящихся в розыске, совершавших преступления аналогичным способом ранее; ведущих паразитический образ жизни и находящихся под административным надзором.

  1. Судебно-медицинское освидетельствование потерпевшего

Судебно-медицинским освидетельствованием потерпевшего устанавливается, какие повреждения имеются на его теле, степень их тяжести, давность; каким оружием или предметом они нанесены. Исследование повреждений на теле и одежде потерпевшего может дать ответ на вопрос, в каком взаимоположении находились потерпевший и нападавший при нанесении первому повреждений. В этих случаях может быть проведена комплексная судебная трасологическая и судебно-медицинская экспертиза. Перед судебным медиком может быть поставлен и вопрос, могли ли быть причинены повреждения рукой самого потерпевшего. Иногда требуется проведение судебно-психиатрической экспертизы пострадавшего, если следствием нападения стала психическая травма жертвы.

  1. При задержании подозреваемого к числу первоначальных следственных действий относятся его личный обыск, допрос и обыск жилища.

Допрос подозреваемого следует начинать с детального выяснения вопросов, связанных с его местонахождением и действиями в то время, когда было совершено нападение.

Если есть основания полагать, что на теле и одежде подозреваемого могут быть следы преступления, в том числе следы оказанного ему сопротивления, проводятся его освидетельствование и осмотр одежды.

Одежда может быть обнаружена и при обыске жилища подозреваемого, основная цель которого — поиск похищенных вещей и орудий преступления. При обыске подлежат изъятию любые предметы, напоминающие по виду оружие или служившие орудиями преступления. В помещении обыскиваемого могут быть обнаружены вещи, похищенные при совершении иных преступлений. [9]

 

 

 

 

 

 

 

Задача 6

 

В соответствии со ст. 187 УПК РФ допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. [3]

В соответствии со ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних определяются рассмотренными выше возрастными особенностями их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию.

Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию).

Внушение — психическое воздействие одного человека на другого — имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети.

Использование в ходе допроса наводящих вопросов не только опасно для установления истины по делу, но и аморально. Наводящие вопросы действуют внушающее на допрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный для допрашивающего ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.

Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы.

У детей склонность к фантазированию особенно резко выражена. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нервных связей и преобразовании их в новые сочетания.

Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и лицо, производящее допрос, должно в ходе допроса с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять тактические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу.

Несовершеннолетние обычно поверхностно и некритично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характерны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях.

Для успешного проведения допроса лицо, производящее допрос, должно четко представлять себе психологический процесс формирования показаний.

Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера несовершеннолетнего (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.).

 

Перед началом допроса допрашивающий разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

На подготовительной стадии следователь (дознаватель) должен установить с допрашиваемым психологический контакт: расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть его недоверие и отчуждение, вызвать на откровенный разговор. Установлению необходимого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетнего свидетеля дошкольного возраста можно начать с любимой для него игры.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы. [13]

Форма свободного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной формой, так как она в большей степени обеспечивает достоверность показаний. Однако рассчитывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение несовершеннолетним, а тем более малолетним своих показаний нельзя. Их свободный рассказ обычно весьма отрывочен, непоследователен и сбивчив. Лицу, производящему допрос, приходится помогать допрашиваемому восстанавливать утерянную нить изложения, предостерегая себя при этом от случайных подсказок, чрезмерной настойчивости, внушения и наводящих вопросов.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистике"