Искусствоведческая экспертиза: суть и потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:27, реферат

Краткое описание

Объектами исследования являются во-первых, культурные ценности, т.е. движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. Это произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы1. Во-вторых, к объектам исследования относятся ювелирные изделия; исторические факты, связанные с созданием и дальнейшей судьбой произведений искусства, и, в-третьих, преступления, связанные с посягательством на исторические и культурные ценности.

Вложенные файлы: 1 файл

artcrim.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

    Искусствоведческая  экспертиза: суть и потенциал

    Объектами исследования являются во-первых, культурные ценности, т.е. движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. Это произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы1. Во-вторых, к объектам исследования относятся ювелирные изделия; исторические факты, связанные с созданием и дальнейшей судьбой произведений искусства, и, в-третьих, преступления, связанные с посягательством на исторические и культурные ценности.

    Разнообразие  возникающих на стыке искусствоведения и криминалистики задач вполне укладывается в сложившуюся в криминалистике триаду: идентификационные, диагностические  и ситуалогические задачи.

    К числу идентификационных задач, основывающихся на цели установления индивидуального тождества предметов, людей и иных объектов относятся следующие:

    — идентификация автора художественного произведения (произведения изобразительного искусства, музыкального произведения, хореографического произведения и т.д.);

    — идентификация изготовителя копии произведения изобразительного искусства;

    — идентификация модели (натурщицы, натурщика) по произведению изобразительного искусства (картине, скульптуре, рисунку);

    — идентификация прообраза (персонажа) по изображениям;

    — идентификация произведения по его разделенным частям;

    — идентификация мастера-изготовителя сопровождающих аксессуаров (багетов, рам и т.п.);

    — идентификация автора литературного произведения;

    — идентификация фотоаппарата по фотоснимкам и негативам;

    — идентификация множительной и печатной техники по экземплярам тиража;

    — идентификация произведения по его цифровым и иным копиям;

    — идентификация компьютера по цифровым произведениям изобразительного искусства.

    Криминалистическая  диагностика — деятельность по установлению свойств и состояний исследуемых объектов в целях судебного доказывания. Основоположником криминалистической теории диагностики является известный криминалист профессор Ю.Г. Корухов2.

    К диагностическим задачам арт-криминалистики относятся:

    — диагностика свойств инструмента, использовавшегося для создания произведения искусства, включая литературные произведения;

    — диагностика времени изготовления произведения;

    — установление способа изготовления произведения;

    — установление национальной принадлежности или страны изготовления произведения.

    Криминалистическая  ситуалогия — учение о закономерностях отображения в материальной обстановке происшествия обстоятельств происшествия и отдельных элементов исследуемого события. Основоположником криминалистической ситуалогии является профессор Г.Л. Грановский3.

    К задачам ситуалогического характера относятся:

    — установление последовательности изготовления отдельных частей произведения;

    — установление факта внесения последующих изменений в произведение искусства;

    — установление количества авторов и (или) исполнителей произведения;

    — установление обстоятельств разрушения произведения.

    Предполагается, что в арт-криминалистике наряду с историко-искусствоведческими  методами исследования будут активно  использоваться общенаучные методы познания (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математические, кибернетические и эвристические методы исследования), собственно криминалистические методы (технико-криминалистические, структурно-криминалистические) и специальные методы других наук (социологические, физические и химические методы, статистические, антропологические и антропометрические методы).

    Судебная  историко-искусствоведческая и искусствоведческая экспертизы исследуют произведения искусства с целью установления подлинного авторства (как правило, в спорных случаях), способа изготовления произведения, оценки его историко-культурной ценности4. Судебная и судебно-экспертная практика последних десятилетий выявила все возрастающую актуальность искусствоведческих экспертиз и исследований как в сфере уголовного, так и гражданского судопроизводства.

    Судебно-искусствоведческие экспертизы проводятся по уголовным делам о хищениях произведений искусства, контрабанде, мошенничестве, умышленном уничтожении чужого имущества, нарушении авторских прав, приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, об обмане потребителей, о незаконном обороте оружия, незаконном распространении порнографических материалов или предметов, об уничтожении или повреждении памятников истории и культуры.

    Основными задачами судебно-искусствоведческой экспертизы являются установление подлинности  исследуемого произведения, его культурной или исторической ценности, установление автора произведения.

    Предметом судебно-искусствоведческой экспертизы являются сведения о фактах в связи  с расследуемым или рассматриваемым  в суде делом в пределах задач, разрешаемых судебной экспертизой в отношении произведений изобразительного искусства, музыки, литературы, антикварных изделий с помощью специально разработанных для этого методик и средств в определенном процессуальным законодательством порядке.

    К числу объектов экспертных исследований относятся картины, рисунки, портреты, гравюры, иконы, нотные записи музыкальных произведений, художественные фотоснимки, кинофильмы, видеозаписи и другие произведения искусства. Как и в других классах экспертиз, при назначении и проведении судебно-искусствоведческих экспертиз решаются идентификационные, диагностические, классификационные задачи.

    В качестве экспертов приглашаются лица, обладающие специальными познаниями в  области искусствоведения. Ими, как  правило, являются преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских учреждений соответствующего профиля, работники музеев, картинных галерей, реставрационных мастерских, композиторы, художники.

    В различных пособиях для следователей и судей приводятся следующие  вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:

    — является ли автором представленного произведения данное лицо;

    — представляет ли данное произведение изобразительного искусства значительную художественную ценность;

    — является ли данное произведение изобразительного искусства оригиналом или копий;

    — в какой период создано данное произведение;

    — не является ли автором данного произведения искусства кто-либо из известных мастеров (кто именно);

    — к какому направлению искусства (школе) относится данное произведение искусства;

    — не подвергалось ли данное произведение искусства реставрации или переделке (какой именно);

    — каково состояние сохранности произведения искусства;

    — является ли данное произведение порнографическим?

    Большинство авторов к числу искусствоведческих относят и литературоведческую экспертизу, на разрешение которой ставят следующие типовые вопросы:

    — является ли данное литературное произведение самостоятельным, плагиатом или компиляцией;

    — является ли автором представленного произведения данное лицо?

    Большинство судебно-искусствоведческих экспертиз являются комплексными, что вытекает из интегративного характера стоящих перед данным видом экспертизы задач. Так, для установления автора произведения почти всегда приходится исследовать материалы, из которых изготовлено исследуемое художественное изделие, подпись автора (если она есть), манеру письма или рисования, признаки реставрации.

    Общее количество проводимых в России и  за рубежом судебных и внесудебных экспертиз произведений и предметов искусства свидетельствует о назревшей потребности дальнейшего развития этого самостоятельного класса экспертиз.

    Родами  судебно-искусствоведческой экспертизы являются:

    — экспертиза произведений живописи;

    — экспертиза произведений графики;

    — экспертиза произведений скульптуры;

    — экспертиза художественных фотоснимков;

    — экспертиза кинофильмов и видеозаписей;

    — экспертиза художественных произведений народных промыслов;

    — экспертиза антикварных изделий;

    — экспертиза особо ценных музыкальных инструментов;

    — экспертиза литературных произведений;

    — экспертиза музыкальных произведений;

    Каждый  из этих родов судебно-искусствоведческой экспертизы требует создания ряда видовых  и частных методик исследования, основанных на свойствах исследуемых  объектов и применяемых научных  методах и средствах.

    В отечественной криминалистике были высказаны обоснованные утверждения о формировании «музейной криминалистики»5. Объектами исследования в музейной криминалистике являются произведения живописи, графики, скульптуры, оружие, документы, предметы нумизматики и филателии, декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия и другие.

    Возникновение активного и масштабного оборота  произведений искусства в последние  десятилетия вызвало интерес  преступного мира к кражам шедевров, мошенничествам с произведениями искусства, контрабанде. Криминалистическая наука ответила на это явление ростом числа публикаций, посвященных методике расследования преступлений, связанных с произведениями искусства.

Информация о работе Искусствоведческая экспертиза: суть и потенциал