Косметика в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

У многих племен в древности существовал обычай рас¬крашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности. Интересно, что этот обычай сохранился до наших дней у многих народов Африки, Австралии, Южной Америки. Волосы раскрашивают иногда в самые пестрые тона, на лицо и тело наносят татуировку. В Австралии есть племя аборигенов, в котором все мальчики определенного возраста подвергаются следующей операции - у них на лице вырезаются кусочки кожи в виде священных для племени знаков или наносится соответствующая татуировка. Женщины острова Пасхи и сегодня в дни праздников красят волосы в рыжий цвет.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

1. Введение

 

Само слово  “cosmet” греческое, означает оно искусство украшать.

Уже в Древней  Греции существовала специальная профессия — “космет”. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры.

Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики— косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки.

У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности. Интересно, что этот обычай сохранился до наших дней у многих народов Африки, Австралии, Южной Америки. Волосы раскрашивают иногда в самые пестрые тона, на лицо и тело наносят татуировку. В Австралии есть племя аборигенов, в котором все мальчики определенного возраста подвергаются следующей операции - у них на лице вырезаются кусочки кожи в виде священных для племени знаков или наносится соответствующая татуировка. Женщины острова Пасхи и сегодня в дни праздников красят волосы в рыжий цвет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Косметика  в древнем мире

 

Уже первобытный  человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней.

В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали

тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян. Дело в том, что в загробный мир полагалось брать семь сортов притираний и две краски для лица — черную и малахитовую. До наших дней дошла мода египетских красавиц — удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже — черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля.

        Женщины Древнего Египта не  только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Кстати, ногти египтянки красили зеленой краской. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами. Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир   льва,  а   не   касторовое   масло.   В   косметических целях применяли   коровий   и   костный   жир, вывозили   из Финикии оливковое и  кедровое  масло, на которых  приготовляли косметические средства.

        В Древнем Египте давно было  известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена.

        Японские модницы сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью. Они белились, замазывали все щербинки, родимые пятна на лице и груди, тушью же обводили лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. До нашего времени дошли рисунки, сделанные на кости: маленькие женщины в кимоно, с высокими пятиярусными сооружениями на голове. Пятиярусный узел поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывались специальные подушечки на деревянной подставке. Сок алоэ пришел к нам в Европу с Востока. В Японии женщины опрыскивали себя алоэ, смазывали им волосы, чтобы они блестели.

Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы, выбривали себе лоб и волосы на висках и затылке, а волосы на макушке завязывали в пучок.

      В Древнем Китае мужчины отращивали  длинные волосы и заплетали их в косу. Девочкам с пятилетнего возраста бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

       Женщины  Индии чернили брови и красили  ногти красной краской, красили  ресницы, золотили губы и покрывали  коричневой краской зубы.

      В Древней Греции  существовал культ физической красоты. Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции, чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь.

      Гречанки широко использовали  в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин.

     В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черт волос в белые, который удалось найти спустя много веков.

Волосы протирались  губкой; смоченной мылом из козьего  молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода. Римляне хорошо знали секрет изготовления душистого мыла. Описание способов его изготовления вошло в специальную книгу по косметике, которая появилась в Италии в XIV веке. В нее вошло и много других ценных рецептов.

Знаменитый врач древности  Гален (130—204 гг. н. э.) создал рецептуру   кольдкрема.   Гален   выделял   косметику   с   целью маскировки косметических недостатков и косметику для сохранения естественной красоты. В комплект косметических средств восточной   женщины   входило   семь   декоративных    средств: хна,   басма,    краска   для   ногтей,    белила,    румяна,    сурьми (для   искусственных   мушек),    ароматическая   смесь   “галия” (создатель Гален).

         В эпоху Возрождения косметика  проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь в основном как декоративная косметика. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства — румяна, пудры, помады, кремы и пасты— завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи. Гримировались и женщины и мужчины. С 1566 г. при дворе нужно было появляться с крашеным лицом и белокурыми завитыми волосами.

Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству.

В XVI веке в Париже доктором медицины Парижского университета Андре ле Фурние издается популярная книга “Украшение человеческой натуры и убранства женщин”. В этси же период выходит еще одна книга — “Секреты сеньора Алексиса”, в которой даются рецепты приготовления косметических средств.

       В  средневековой Европе закрепилась  мода на бледную кожу, которую  ввели еще римские матроны.  Аристократическая бледность считалась  признаком богатства, а здоровый  румянец и загар говорили о  низком социальном статусе женщины, ведь богачки редко покидали дом, в то время как девушки низших сословий и женщины легкого поведения были вынуждены работать на улице. Модницы VI века ради красоты шли на самые настоящие жертвы - чтобы заполучить вожделенную бледность, девушки делали себе кровопускание.

В эпоху Ренессанса женщины продолжали отбеливать лицо свинцовыми белилами, хотя это было очень опасно для  здоровья. Впрочем, составители рецептуры  пудры едва ли подозревали о вреде  своего косметического средства, чего нельзя сказать об известной отравительнице сеньоре Тоффане, подмешивавший в пудру мышьяк

    В Англии елизаветинских  времен в косметике видели  угрозу для здоровья - верили, что  косметика мешает естественному  притоку энергии к телу. Мужская  косметика была менее очевидной, чем женская (женщины наносили на лицо яичный белок, чтобы придать ему завершенность живописного полотна), и поэтому считалась даже более вредной.

    В середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против “чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались.

И все-таки попытки  запретить косметику какими-либо указами были безрезультатны. Косметические рецепты переходили из поколения в поколение различными путями, одним из которых была литература.

На Руси еще  в древности для улучшения  кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились.

В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое “девье молоко”. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. История пудры

 

Пудра слово "пудра" французского происхождения, хотя в  русский язык пришло из немецкого. 
Привычка пудриться восходит к периоду истории Древнего Египта. Тогда весьма четко шло разделение людей по цвету кожи: на светлокожих и смуглых. На протяжении многих веков молочно-белый цвет кожи почитался как один из первейших атрибутов женственности. Когда великий живописец XVI века Паоло Веронезе изобразил на одной из своих фресок знатную даму и ее служанку, то первую он наделил белоснежной кожей, лицо второй получило темный цвет загара. Белизна лица подчеркивала социальную принадлежность благородной дамы в отличие от крестьянок и вообще женщин из простонародья с обожженными солнцем лицами.  
Белизна, кроме того, связывалась с представлениями о жемчуге, молоке, белой лилии, снеге - символах чистоты и непорочности.  
Издавна существовала пудра двух видов - растительная и минеральная. Первая, более ранняя, готовилась из риса и пшеницы (муки тонкого помола). Ее применение было ограничено участками тела, не трущимися друг о друга, так как под действием пота пудра вызывала раздражение кожи.  
Древним египтянам и шумерам пудрой служила красная и желтая охра. И сейчас ею пользуются многие племена Африки, Южной Америки и Океании. Гречанки пудрили лица свинцовыми белилами, этот обычай у них переняли римлянки, которые пудрились также белой глиной и даже экскрементами крокодила.  
Римский поэт Овидий сообщал, что у его соотечественников была в большом ходу диасразмата - нечто вроде современной компактной пудры, из смеси бобовой и пшеничной муки.  
Благодаря римскому историку Плинию Старшему, мы знаем несколько античных рецептов приготовления пудры. Глаза и брови подводили специальными черными грифелями, карандашами или просто копотью от сжигания особой эссенции.  
Но все это было доступно только знатным женщинам, бедные женщины и рабыни наводили красоту при помощи масок из ячменного теста с яйцом.  
В XVII веке косметикой пользуются все слои населения. Снова появляется мода на пудру. Ее наносили на кожу, смешав с яичным белком: чем толще, тем лучше. Чтобы лицо не было похоже на маску, английская королева Елизавета I слегка прорисовывала на слое пудры голубые кровеносные сосуды.  
В это время были распространены книжечки, листочки которых покрывались бело-розовой краской. Оторванным листком, так называемой испанской бумагой, натирали щеки.  
Густо румяниться, белиться и пудриться было необходимо по нескольким причинам: чтобы скрыть возраст; чтобы не быть мертвенно-бледным при освещении свечами; чтобы скрыть следы оспы и венерических болезней, обезобразившие лица большинства людей той эпохи.  
В России пудра окончательно обосновалась в екатерининские времена, но была известна на Руси еще с XVII века. Дамы и кавалеры пользовались рисовой и пшеничной пудрой, которую ароматизировали, подкрашивали.  
Пудра так обильно покрывала голову, что приходилось надевать на парики и прически специальный чехол, - иначе не уберечь от пудры одежду. Расход пудры был колоссальным. В Пруссии, например, в конце XVIII века 9 миллионов ее жителей расходовали 91 миллион фунтов пудры в год. Неудивительно, что французские революционеры круто обошлись с париками и пудрой: ведь на изготовление пудры шли рис и пшеница, которых так не хватало бедному народу.

 

 

 

 

 

5. История помады

 

Как всем хорошо известно, еще в глубокой древности люди с помощью натуральных красителей наносили на свои тела узоры и рисунки. А со временем стали раскрашивать не все тело, а определенные его части, делая акценты, например, на глазах и губах. 
Собственно губная помада была изобретена в Древнем Египте. Правда, следуя представлениям древних египтян о красоте, женщины с помощью помады старались не увеличить губы, а наоборот их уменьшить, чтобы они сливались в изящную тонкую линию.  
Через некоторое время и древние греки, позаимствовав идею у египтян, тоже стали пользоваться губной помадой. Красавицы Древней Греции хранили губную помаду в маленьких коробочках из золота с нанесенным на них орнаментом. Наносили помаду с помощью специальных палочек или пальцем. 
Римские женщины переняли обычай красить губы у варваров. Естественно, это мода распространялась по мере захвата римскими легионами земель Европы. 
А вот в годы мрачного Средневековья использование губной помады могло стать поводом для уличения женщины в колдовстве. Взойти на костер не улыбалось, пожалуй, даже самым отчаянным чаровницам, поэтому возрождение в сфере косметики случилось лишь в эпоху Ренессанса с ее культом человеческой красоты. 
Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства. 
Французы во второй половине 18 века использовали помаду только из натуральных продуктов, а пользоваться разрешалось ею только мужчинам: чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами. И лишь в начале 20 века женщины получили доступ к помаде, но только особы легкого поведения. Остальным использование помады было запрещено. 
XX век стал важной вехой в истории губном помады. 
 
1903 год - на Всемирной выставке в Амстердаме настоящей сенсацией стала косметическая новинка, предназначенная для нанесения на женские губы. Она была изготовлена на основе оленьего жира и по сути представляла собой столь знакомую нам губную помаду. Это средство по достоинству оценили посетившие выставку женщины, среди которых была знаменитая актриса Сара Бернар. 
1915 год - в США впервые появились в продаже удобные тюбики. Авторство самого популярного в мире косметического продукта – помады в тюбике – принадлежит фирме GUERLAIN. Появление первой помады в металлической упаковке вызвало «помадный бум», который длится до сих пор. С появлением кино в моду вошла театральность. Нанесение помады стало настоящим искусством, в котором возникли свои стили. 
20-30-е годы - благодаря кинозвездам Марлен Дитрих, Грете Гарбо, Джоан Кроуфорд, помада прочно вошла в повседневную жизнь каждой женщины, перестав быть уделом избранных. 
В 1947 году, Париж переживает настоящий косметический бум. Отныне уже большинство женщин постоянно носит в своих сумочках тюбик помады. Парфюмерная промышленность очень быстро смогла предложить женщинам на выбор помаду всех цветов и оттенков. 
Для современной женщины помада является необходимым атрибутом. Современный футляр помады стал не менее ценным украшением, чем кольцо или браслет. На сегодняшний день губные помады не только украшают, но и ухаживают за губами. 
 

Информация о работе Косметика в древнем мире