Языки общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой. Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами и человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи в своих делах и заботах, закладывались психологические механизмы и структуры, вызывающие в нас тягу к общению с природой, ощущение себя ее частицей.

Содержание

Введение……………………………………...……………………………3
Размышления индийского философа……………………………………4
Общение человека и природой…………………………………………..5
Объекты общения для человека……………………………………..5
Общение человека с природой………………………………………5
Размышления философов об общении с природой…………………….8
Общение человека с природой………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Один из них касается проблемы происхождения, изначальности чувства природы в человеке. Современная наука в попытках дать ответ на этот вопрос начинает понимать, что основы единства человека и природы залегают значительно глубже, нежели считалось прежде.

Чувство природы, единства с ней вопреки широко бытовавшим представлениям вовсе не исчезло в нас. Просто это чувство в современной жизни мало востребуется, и потому мы редко замечаем его проявления. Согласно последним исследованиям биологическая память человека оказалась оттесненной глубоко в подсознание. Конечно, эта память не те первозданные ощущения, которыми, наверное, обладали наши предки. У современного человека ощущение интимной связи с природой несколько иное, хотя где-то в глубине нашего существа сохраняется его биологическая первооснова, которая позволяет чувствовать природу как начало всех начал. Случайная или намеренная близость к природе, особенно жизнь в ней, весьма явственно обостряет наши первородные ощущения. Именно такое обостренное ощущение природы дало основание Генри Бестону, популярному американскому писателю-натуралисту, написать следующие строки: «Проживая на дюнах… я находился в самой гуще обильной природной жизни, проявлявшейся днем и ночью, и благодаря этому оказался вовлеченным в круговорот великой жизненной силы, чувствуя, как получаю от нее тайную питающую энергию. Наступило время — это было на пороге весны,— когда эта энергия стала ощущаться так же реально, как и тепло, излучаемое солнцем… Я полагаю, что те, кому приходилось жить в окружении природы, стараясь не затворяться от нее, согласятся со мной. Жизнь — это вселенская энергия, подобная электричеству или земному тяготению; ее присутствие поддерживает саму жизнь. Эта сила может вмешиваться в отдельную жизнь, подобно мгновенному соединению лавины огня с пламенем свечи».

Как  видит читатель,  в данном  случае общение с природой   представляет  уже   не   просто  удовлетворение эстетических  чувств,  а  непосредственную  энергетическую  подзарядку  из каких-то неявных,  неизвестных нам источников. Интересно, что для того, чтобы осуществилась такого рода  «корреспонденция», человек,  как пишет Бестон, должен  не  «затворяться»  от природы, а быть по-доброму открытым для тех впечатлений, которые она доставляет. Во многом наши отношения с природной средой так же загадочны, как и она сама, как загадочен наш собственный мир, наше тело, мозг, душа. То таинство отношений, что было «понятным»  дикарю,   во  многом  утрачено.   Самые  древние, глубокие, возможно, и богатые пласты нашей психики не задействованы,  а  ведь  им  многие  миллионы  лет. «Даже  звери   замечают,   что   человеку   совсем   не так   уж   уютно   в   созданном   им   мире   значений   и знаков»,— сказал Р. Рильке, одним из первых почувствовавший надвигающееся на человека одиночество из-за излишнего рационализма его бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

 

Особые отношения складывались у человека с животными. Общение с ними было более динамичным и наглядным: своим поведением, позами, издаваемыми звуками животное могло достаточно определенно «высказать» свое отношение к человеку, с которым оно контактирует. На глубокие размышления могут навести, например, материалы этнографических исследований  одной  из народностей, населяющих высокогорные районы Кавказа,— сванов. В условиях заметной изоляции от других культур и обычаев сохранились почти в своем первозданном виде отношения человека с домашними животными.

В каменном доме свана на некотором расстоянии от его стен строятся деревянные щиты с окошками, украшенными резным орнаментом. За этими Щитами и находятся животные (коровы, быки, лошади), которые имеют возможность через окошки всю долгую зиму рассматривать жилую часть дома и его обитателей. Таким образом, вся жизнь людей с их повседневными хлопотами вокруг семейных очагов, разводимых прямо на полу, большую часть года протекает буквально на глазах у животных, делая их как бы причастными ко всем делам человека. Более того, у сванов до наших дней сохранился обычай в определенный день года совершать перед животными традиционные ритуальные действия, разыгрывая сценические картинки, из которых животные должны «узнать», какое их поведение угодно хозяевам.

В своем ежедневном общении с животным сваны постоянно наблюдают внимательные глаза безмолвных, беззащитных, но преданных существ. Поэтому и относятся к ним как к самим себе, приписывают животным человеческие свойства и способности, одухотворяют их, то есть субъективируют и тем самым делают возможным взаимное общение с ними.

Этот вид общения психологически обеспечивается тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные

инициативы человека. Только у совсем уж пустого человека не возникают в ответ чувства привязанности, преданности, любви. Наконец, многим сугубо человеческим качествам может научить человека дружба с животными. Способности понимать и сочувствовать, сострадать, а подчас и преподать пример надежности, верности и преданности.

Сформировавшаяся сравнительно недавно наука этология (этос — нрав, характер), изучающая поведение животных в естественных условиях, значительно расширила наши представления об умственных способностях животных, убедительно показала, что наряду с инстинктами, присущими им от рождения, их поведение определяется еще и навыками, приобретенными в результате индивидуального опыта. Ряд исследований по сравнительной оценке принятия правильных решений у животных и у детей двух — трехлетнего возраста показал, что «умные»  животные справляются с поставленной перед ними задачей лучше, чем дети. Это обстоятельство свидетельствует о том, что «разумность» не является достоинством исключительно человека. Существенные проявления этого качества в различной степени свойственны и нашим «братьям меньшим». Главный же вывод, важный для темы нашего исследования, заключается в том, что психика животных при всем сходстве с нашей не просто значительно отличается от психики человека, она совершенно не сравнима с нашей (как, например, психика детей  младшего возраста отличается от психики взрослого человека). И именно в этом ее достоинство, достоинство большей непосредственности и искренности, чем это бывает у человека, в силу практически полного отсутствия рациональности (но не разумности).

Трудно глубже и содержательнее сказать на этот счет, чем сделал это Г. Бестон: «Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления: ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они — существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял: они живут, прислушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные — не меньшие братья и не бедные родственники, они — иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего сказанного подчеркнем еще раз, что общение с природой, с животными, по сути дела, представляет собою своеобразные варианты остро необходимых для нас актов автокоммуникации, позволяющих глубже познать себя, проявить и активировать в себе эстетические и гуманистические начала.

Природа - естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. И человечество не смотря на всё свою нынешнюю мощь и достижения прогресса, является частью и продолжением природы.

И поэтому, чтобы общаться с природой и пользоваться её ресурсам, человек должен понимать её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.И. «Концепции современного  естествознания » - М., Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики. 2002.

2. Аруцев А.А, Ермолаев «Концепции современного естествознания» - учебное пособие.- М., 2009 

3.   Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 2000

4.  Т.А.Демина «Экология, природопользование, охрана окружающей среды». Аспент Пресс, Москва,2000.

5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 2003. С. 69.

Электронные источники

6. http://clubs.ya.ru/4611686018427416298/replies.xml?item_no=16451

7. http://pihtahvoya.ru/zdoroviy-obraz-zhizni/priroda-i-chelovek

8. http://www.medicus.ru/psyhiatry/patient/obschenie-s-prirodoj-specificheskaya-forma-psihoterapii-24140.phtml

9. http://xreferat.ru/112/1007-1-chelovek-i-priroda.html

10. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/spi06.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Языки общения с природой