Этические аспекты современной биологии. Проблема социальной ответственности ученых-биологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

Во второй половине XX века в связи с усиливающимся технологическим давлением современного производства, истощением природных ресурсов, увеличением энергетических расходов, экологическими последствиями происходят существенные изменения в отношении общества к науке. Позитивистская изоляция науки от других сфер духовной жизни общества равнозначна сегодня ее рациональному самоуничтожению. Рассмотрение науки в контексте внутреннего единства целей и смысла существования общества определяет актуальность разработки этических проблем науки. Особое значение эти разработки имеют для тех направлений науки, которые объективно сориентированы на человека. XXI столетие, видимо, будет веком биологии. В медицине наступает эпоха генетики и молекулярной медицины - науки, которая занимается диагностикой, лечением и профилактикой наследственных болезней на генном уровне.

Содержание

Введение 3
1 Этические аспекты современной биологии. 4
1.1 Проблема отсутствия должного регулирования 4
1.2 Биотехнология за рубежом и в РБ 4
2. Проблема социальной ответственности ученых-биологов 5
2.1 Социальная этика науки 5
2.2 Универсализируемые проблемы социальной ответственности 6
Заключение 7
Сноски 8
Список литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

Этические аспекты современной биологии.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И 

СОЦИАЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

                                                             Кафедра маркетинга

РЕФЕРАТ

по курсу  «Основы современного естествознания»

 

ТЕМА:

«Этические аспекты современной биологии. Проблема социальной ответственности ученых-биологов. »

 

 

Выполнил

Студент 2-го курса

специальности «Маркетинг»

Новиков Д.А.

 

Проверила

Преподаватель

Барсук  И.А.

 

Минск 2013

Оглавление

Введение 3

1 Этические аспекты современной биологии. 4

1.1 Проблема отсутствия должного регулирования 4

1.2 Биотехнология за рубежом и в РБ 4

2. Проблема социальной ответственности ученых-биологов 5

2.1 Социальная этика науки 5

2.2 Универсализируемые проблемы социальной ответственности 6

Заключение  7

Сноски  8

Список литературы 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во второй половине XX века в связи с усиливающимся технологическим  давлением современного производства, истощением природных ресурсов, увеличением  энергетических расходов, экологическими последствиями происходят существенные изменения в отношении общества к науке. Позитивистская изоляция науки  от других сфер духовной жизни общества равнозначна сегодня ее рациональному  самоуничтожению. Рассмотрение науки  в контексте внутреннего единства целей и смысла существования  общества определяет актуальность разработки этических проблем науки. Особое значение эти разработки имеют для  тех направлений науки, которые  объективно сориентированы на человека. XXI столетие, видимо, будет веком  биологии. В медицине наступает эпоха  генетики и молекулярной медицины - науки, которая занимается диагностикой, лечением и профилактикой наследственных болезней на генном уровне. Биотехнологии (живые системы) являются системообразующими и могут внести решающий вклад  в решение глобальных проблем  человечества.

 

 

 

 

 

 

 

1. Этические аспекты современной биологии

1.1 Проблема отсутствия должного  регулирования

Всем сегодня ясно, что отсутствие должного регулирования со стороны  общества и государства использования  новых биомедицинских технологий может  привести к необратимым социокультурным  и демографическим последствиям.

Актуальность данной проблемы непосредственно связана с определением критериев этичности научных  исследований в области репродуктивных функций, стадий умирания, генома человека, с возрастанием роли морально-нравственной культуры медицинской деятельности, с необходимостью преобразований в  области социально-гуманитарного  блока медицинского образования, разработкой  и принятием новых законов, регулирующих деятельность в области биомедицины  и здравоохранения.

Сегодня при внедрении  в нашу жизнь биоинженерных технологий, манипулирования наследственным материалом человека, природная основа человеческого  существования оказалась под  угрозой самоуничтожения. Вследствие этого резко очерчивается граница  между естественно вырастающим  и искусственно сделанным, между  физической целостностью и личной идентичностью, между природной судьбой и  судьбой социальной, что представляет реальную опасность самой природе  человека.

1.2 Биотехнология за рубежом  и в РБ

За рубежом биотехнология  на основе биоинженерии является признанным научно-техническим приоритетом, развиваемым  в рамках и государственного, и частного сектора. В Республике Беларусь разработка фундаментальных основ биотехнологии ведется достаточно успешно как в области генной и клеточной инженерии, так и в сфере биогеотехнологии, инженерной энзимологии и биосенсорики. Активно развивается нормативно-правовая база биотехнологии. В то же время для выхода Республики Беларусь на мировой рынок биотехнологической продукции необходимо резко увеличить финансирование.

2. Проблема социальной ответственности ученых-биологов

2.1 Социальная этика науки

В чем же должна заключаться социальная ответственность  учёных? В отличие от профессиональной, социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки  и общества. Поэтому ее можно характеризовать  как внешнюю (иногда говорят —  социальную) этику науки. При этом следует иметь в виду, что в  реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых бывают тесно переплетены между  собой. Интерес к проблемам социальной ответственности ученых возник, конечно, отнюдь не сегодня, однако в последние 20—25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно новом свете. И сегодня, когда  социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, когда  непрерывно увеличивается число  каналов, связывающих науку с  жизнью общества, обсуждение этических  проблем науки остается одним  из важных способов выявления и ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик.  
              Еще один факт. В 70-е годы широкий резонанс вызвали результаты и перспективы биомедицинских и генетических исследований. Кульминационным моментом стал призыв группы молекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) [1] к объявлению добровольного моратория [2] (запрета) на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять потенциальную опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Суть дела в том, что созданные в лаборатории рекомбинантные [3] молекулы ДНК, способные встроиться в гены какого-либо организма и начать действовать, могут породить совершенно невиданные и, возможно, потенциально опасные для существующих видов формы жизни. В развернувшихся дискуссиях предметом обсуждения стали этические нормы и регулятивы, которые могли бы оказывать воздействие как на общее направление, так и на сам процесс исследования.

2.2 Универсализируемые проблемы  социальной ответственности  

Мы можем заметить, что проблемы социальной ответственности  ученых не только конкретизируются, но и в определенном смысле универсализируются — они возникают в самых  разных сферах научного познания. Таким  образом, едва ли можно считать, что  какая-либо область науки в принципе и на все времена гарантирована  от столкновения с этими далеко не простыми проблемами. В одном отношении  ученый не может отвечать за последствия  своих исследований, так как в  большинство случаев не он принимает  кардинальное решение о том, как  применить его открытие на практике. Другие ученые, представляющие крыло  прикладного знания и работающие непосредственно на заказ, могут  использовать сформулированные им и  законы для создания конкретных аппаратов  и приборов, способных создать  человечеству проблемы. Что же касается массового применения открытых законов  на практике, то это и вовсе на совести бизнесменов и политиков  — правительств, президентов, военных. С другой стороны, ученый не марионетка, а человек с ясным умом и  твердой памятью, поэтому он не может  не осознавать собственный вклад  в изготовление тех или иных предметов  и систем, опасных для людей. [4]

 

Заключение 

Развитие науки  и техники - одна из объективных закономерностей  в развитии общества. Необходимо максимально  гуманизировать данный процесс, повернуть  его в сторону человека. Добро  и зло идут не от науки и техники, а от общества и человека. Никаким  машинам, в том числе и современным  роботам, нельзя запрограммировать  какие-то нравственные установки, например, чувство совести. Один из создателей кибернетики Норберт Винер в  своей книге "Человек и робот", перефразируя известное библейское выражение, пишет: "Человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное". Опираясь на свои знания и опыт, он был  глубоко убежден, что машина всегда останется инструментом в руках  человека. Вложить в неё нравственные качества невозможно, так как природа  нравственности далеко выходит за рамки  свойств и закономерностей предметного  мира, на основе которых создаются  все машины. Будет ли такая машина использоваться для добра или  во зло человеку, зависит от людей, которые используют её в своих  целях, от их нравственных установок. 

 

 

 

 

 

 

Сноски

[1] Пол Наим Берг — американский биохимик, почётный профессор Стэнфордского университета, лауреат Нобелевской премии по химии.

[2] Мораторий – запрет.

[3] Рекомбинантные – гибридные молекулы.

[4] Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. — М.:   ИМПЭ, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Борисов Ю. Генетика поведение человека: этический контекст // Человек. -2003.
  2. Лисеев И.К. Идеи P.C. Карпинской и философия биологии сегодня // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. -М., 1996.
  3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1991.
  4. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М., 1994.
  5. Вопросы по естествознанию [Электронный ресурс] http://www.erudition.ru – Дата доступа: 05.10.2013

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этические аспекты современной биологии. Проблема социальной ответственности ученых-биологов