Эмперический и теоретический метод познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:49, контрольная работа

Краткое описание

Современная наука достигла своего нынешнего уровня во многом благодаря развитию своего «инструментального набора»— методов научного исследования. Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель—установление истины, главным различием— подход к исследованию.

Содержание

Введение
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эмперич и теотрит метод познпн .docx

— 17.00 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

Эмпирический и теоретический  уровни научного познания.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

    Современная наука  достигла своего нынешнего уровня  во многом благодаря развитию  своего «инструментального набора»—  методов научного исследования. Все существующие сейчас научные  методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель—установление истины, главным различием— подход к исследованию.

    Учёных, которые  считают эмпирическое познание  главным, называют «практиками», а сторонников теоретического  исследования соответственно «теоретиками».  Возникновение двух таких, казалось  бы на первый взгляд противоположных «школ науки», обусловлено частым несоответствием результатов теоретического исследования и практического опыта.

    Судить о том,  какая школа права, трудно, да  и нет необходимости, так как  они взаимно дополняют друг  друга. Однако вопрос определения  места и роли теоретического  исследования и практического  результата эксперимента, их взаимодействия  и взаимодополнения остаётся актуальным.

    В современной  философской литературе, как в  учебных пособиях, так и в научных  работах, данная тема получила  обширное освящение, что также  свидетельствует об её значимости.

    Целью данной контрольной работы является рассмотрение научного исследования как единого гармоничного целого практики и теории, определение критерий научности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмпирический и теоретический  уровни научного познания.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют  два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое  исследование. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения).Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне-рациональное.

Основные критерии, по которым  различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе-это всегда знание истинное. Т о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исле-я

2) тип применяемых средств  исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я - теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

 Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает  постановку задачи и необходимую  активность, а также определенный  опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются  различные приборы.

 

 

Сравнение, которое предполагает выявление сходства и различия в  изучаемых объектах, что позволяет  делать определенные выводы по аналогии.

 Метод измерения является  дальнейшим логическим развитием  метода сравнения и означает  процедуру определения численного  значения величины посредством  единицы измерения..

Эксперимент,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

На уровне теоретического познания — исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Практический  опыт играет важнейшую роль  в установлении истины и даже  в определении самого объекта  исследования. Однако набор установленных  фактов не представляет собой  ценности без их систематизации  и обработки, которая осуществляется  благодаря применению разработанных  теоретических методов. Только  теория позволяет объяснить сложные  закономерности и отклонения, дать  полное описание явлению на  основе ограниченного объёма  представленного практического  материала.

    Главными инструментами  эмпирического метода являются  наблюдение, сравнение, измерение  и эккперимент, а результатом исследования— научный факт, который может подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию, частично построенную на допущениях. В то же время, тот или иной факт может привести исследователя к поиску его теоретического объяснения.

    Научного познание—это поиск истины в виртуальном мире, созданном самим учёным. Любой из методов научного познания (абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматический метод) требуют от учёного не только базовых знаний, но и более глубинного представления природы вещей на уровне подсознания.

    Все охарактеризованные  методы в реальном научном  исследовании работают в тесной  взаимосвязи и взаимодействии. В  процессе развития науки обогащается  и система ее методов, формируются  новые приемы и способы исследовательской  деятельности.    Любой факт  или теория, претендующие на роль  научного открытия должны соответствовать  требованиям научности, а именно: не должны иметь противоречий  и должны быть проверяемы на  истинность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004.

 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.

 Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2002.

 Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.

 Концепции современного  естествознания. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.


Информация о работе Эмперический и теоретический метод познания