Человек и космос. Место человека во Вселенной. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:16, реферат

Краткое описание

солнечная активность,космические циклы,внеземные цивилизации,жизнь вне земли,антропный принцип

Содержание

Проявления солнечной активности на Земле………………………………3
Общая циркуляция атмосферы………………………………………..3
Биологические проявления солнечной активности. Солнечная активность и биологические ритмы…………………………………..5
Техногенные проявления солнечной активности……………………5
Обнаружение солнечно-земных связей и воздействие на землю солнечного излучения………………………………………………….6
Применение статистики для анализа солнечно-земных связей……..8
Космические циклы……………………………………………………………9
Влияние космического излучения на общественно-политические процессы на Земле…………………………………………………………………..…...10
Место человека во Вселенной……………………………………………….15
Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций………………..18
Внеземные цивилизации………………………………………………19
Антропный принцип…………………………………………………..20
Жизнь вне Земли……………………………………………………….20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

заготовка.docx

— 283.09 Кб (Скачать файл)

Анализ  вариаций земных процессов и проявлений солнечной активности, а также  сравнение их между собой показывают, что солнечная активность и обусловленные  ею возмущения межпланетной среды проявляются  во всех оболочках Земли, включая  магнитосферу, все слои атмосферы, литосферу, биосферу и даже техносферу.

Рис.4. СХЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОСТ ДРЕВЕСИНЫ 

  1. КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.

Как известно из астрологии каждый космический цикл составляет 2160 лет, рассчитанный по длительности прецессии земной оси в 25920 лет. Этот космический цикл включает в себя воздействия всех 12 знаков Зодиака  на Землю, а по сути – все 12 планет атмического мира несут на Землю  свою энергетическую мощь в спектрах, которые вычисляют астрологи  по их силовому воздействию на организм человека. Другие "Знаки Зодиака", несущие энергию с казуального  мира мы не ощущаем, т.к. их спектры резко  отличны по диапазону своего влияния  на наш физический мир.

Этот  расчетный цикл прецессии связан с двумя этапами в атмическом мире, в течение которых происходит смена полярных воздействий на структуру  низлежащих космических систем (виртуальных  миров). Эти этапы являются основой  циклического развития этих космических  систем, в том числе и нашего физического мира. Для нас это  Эпохи развития. Их длительность составляет 25920:2=12960 земных лет, т.е. тот период, когда в атмическом мире сменяется  энергетический Сезон, чередующийся по интенсивности энергопотоков, как  и у нас летний период чередуется с зимним. Поэтому в период энергонасыщенности (атмическое Лето) происходит развитие виртуальной космической жизни, засеянной в атмическом мире. А  в период недостатка энергии (атмическая Зима) позитивное развитие в нашем  Космосе останавливается и сменяется  на негативное.

Атмическое  время. 25920 земных лет – это один год в атмическом мире. Соответственно, он составляет 25920:3=8640 атмических суток (1 атмический день составляет 3 земных года). Следовательно, 4320 дней составляет атмическое условное лето.

  1. ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЧЕССЫ НА ЗЕМЛЕ.

Выдающийся  российский  ученый Александр Чижевский  свидетельствуют о наличии глубинных связей, закономерностей общественно-политического и социально-экологического развития на Земле с космопланетарными процессами. Общее рассмотрение этих систем позволяет определить прямые и обратные связи между социально-политическими и эколого-природными системами и моделировать их как общий коэволюционный процесс развития общества и окружающей среды в каждой из его сфер: лито- гидро- атмо- био- сферах. Социум, который также принадлежит к биосфере, то есть, является неотъемлемой частью природы, создает, по Владимиру Вернадскому, сферу человеческого ума - ноосферу, а по Павлу Флоренскому - духовную сферу - пневматосферу.

Определив эти закономерности и их причинность, можно через различные регуляторы целенаправленно усиливать влияние  положительных тенденций и ослаблять  влияние отрицательных. Таким образом, системный анализ и прогнозирование  циклично-эволюционной динамики социально-экономического и эколого-природного развития с  акцентом на синхронизацию разнохарактерных циклов имеет цель предупреждения и смягчения последствий социальных и природных катастроф.

В научной  среде существует определенный скепсис  относительно возможности предвидения  будущих исторических событий, поскольку  это очень редко удавалось  ученым с использованием традиционных подходов. Более того, довольно часто  при реализации масштабных целевых  комплексных программ получали результаты, иногда диаметрально противоположные  тем, которые были задуманы при их планировании и проектировании. Но ряд ученых всё ж продолжали поиск  коэволюционных взаимосвязей между  общественными и космическими процессами в их циклично-эволюционной динамике.

Еще в  конце ХVІІІ столетия основатель звездной астрономии, английский ученый Уильям Гершель, который построил первую модель Галактики и открыл планету  Уран, сделал попытку установить связь  между числом солнечных пятен, неурожаями и ценами на хлеб и определил довольно большую корреляцию между ними.

В 70-е  годы ХІХ столетия его соотечественник  Уильям Джевонс (известен больше как  основатель теории маржинализма вместе с другими экономистами - австрийцем Карлом Менгером и швейцарцем Леоном Вальрасом) развил мысль, что поведение социальных коллективов в их деятельности зависит от циклических явлений на Солнце. Это помогло ему объяснить экономические циклы не только в сельском хозяйстве, где они связаны с прямым влиянием солнечной активности на урожайность, но и в промышленности. Кстати, теория маржинализма, которая является, возможно, наиболее кардинальным переворотом мировой экономической мысли (признание ее на постсоветском пространстве происходит больше чем через 120 лет после открытия) была создана независимо друг от друга тремя указанными учеными в одном и том же 1871 году. В конце ХІХ столетия немец Мовес и француз Делоне также подтвердили подчиненность социальной динамики на Земле ритмичности в 11 лет в соответствии с солнечными циклами.

В первую четверть ХХ столетия было проведено  исследование влияния солнечной  активности на биосферу и социум российским ученым Александром Чижевским (рядом  с ним на это еще во времена  революций 1917 г. обратил внимание и  российский астроном Дмитрий Святский). В 1924 г. Чижевский в Калуге издал  книгу “Физические факторы исторического  процесса: влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р.Х. и по сие время. Краткое изложение исследований и теории”. Именно эта работа заложила основы системных исследований общественных и природных процессов с оценкой влияния на них космофизических факторов. Но его главный труд “Земля в объятьях Солнца” был полностью напечатан только в 1995 г., которое было отмечено мировой научной общественностью 7 февраля 1997 г. международным научным форумом, начавшимся в этот день в Москве.

В главном, была доказана синхронность максимумов солнечной активности с периодами  возникновения революций и войн. Найдено, что слом в развитии социума  происходит в реперных точках динамического  экстремума (наиболее высокого прироста по модулю солнечной активности). На синхронность “пассионарных толчков” с экстремумами солнечной активности указывал в своей теории этногенеза и Лев Гумилев.

На гелиокосмические факторы всё чаще появляются ссылки в научных и публицистических трудах. Так, еще в январе 1935 г. выдающийся российско-индийский культуролог  и мировой общественный деятель  Николай Рерих в эссе “Звезды  смерти” писал: ”Аббат Море - французский  астроном - обращает внимание всех дипломатов на 1936 и 1937 год. В эти годы, он говорит, будет наблюдаться сильное нарастание и деятельность солнечных пятен. Астроном напоминает, что периоды  усиленной деятельности солнечных  пятен часто совпадали с войнами  и всякими общественными смятениями.

“В  периоды наименьшей деятельности солнечных  пятен на Земле обычно замечались мирные времена, тогда как максимальная деятельность этих пятен, по-видимому, вызывает нервное напряжение, которое  увлекает народы во зло и дикую борьбу” - говорит Аббат. “Если солнечная деятельность увеличивает всякие магнетические отклонения, то среди последствий развивается также и странное лихорадочное состояние, которое эпидемически овладевает человечеством. Иногда такое лихорадочное состояние начинается несколько ранее максимума, как это случилось при первой мировой войне в 1914 году”.

“Приближается ли другая война - это неизвестно, но я напоминаю, что согласно статистике, покрывающей многие столетия, годы 1936 и 1937 должны быть считаемы особенно опасными”.

“ <…> трудно сказать, будет ли этот год  уже показательным в грубо  земном значении, или же он заложит  следствие ближайшего времени”. Этот прогноз новейшая история подтвердила очень скоро. Уже в 1936 г. началась война в Испании, на следующие два года припал пик репрессий в СССР, а в 1939 г. была развязана вторая мировая война.

На сегодня, кроме открытого в середине ХІХ  столетия 11-летнего цикла солнечной  активности Швабе-Вольфа, известны открытый в конце ХІХ столетия 72-летний (2 по 36 лет) цикл Ганского и открытый в середине ХХ века больше чем 600-летний цикл Рубашева, а также несколько менее значительных флуктуаций Солнца. Уже в 60-е годы ХХ века в Кисловодской обсерватории был открыт связанный с изменением полярности солнечных пятен 22-летний парный цикл Гневышева-Оля, в котором второй в паре 11-летний цикл по сравнению с предыдущим в 1,4 раза выше по солнечной активности. Как раз такой цикл должен закончиться в 2000-2002 годах, которые только с учетом правила Гневышева-Оля должны иметь почти полуторные значения чисел Вольфа по отношению к их величинам в 1989-1991 годах. (Выдающийся австрийский астроном Рудольф Вольф еще в середине ХІХ столетия в качества индикатора солнечной активности предложил использовать количество пятен на Солнце, число которых было обозначено заглавной буквой его фамилии - W). И вдобавок, ХХ век от страшного ХІV столетия пандемий моровой чумы - “черной смерти” - и голодоморов, связанных с наводнениями, засухами, землетрясениями и периодическими нашествиями саранчи, отделяют 600 с лишним лет. Это совпадает с циклами появления в поле зрения землян комет, которые так зачастили к Земле в конце второго тысячелетия новой эры. Учитывая периодичность как солнечных, так и земных исторических процессов, и важность выявления эффектов их синхронизации, системный анализ полициклического процесса коэволюции природы и общества усматривается сегодня одним из наиболее перспективных направлений научных исследований в сфере прогностики.

В частности, в реперный 1988 год максимального  прироста солнечной активности (от среднегодовой величины чисел Вольфа W=29,4 в 1987 г. до 100,2 в 1988 г.) началась армяно-азербайджанская  война за Карабах. Она ж синхронизировала со страшным землетрясением в Армении  в конце года, когда среднемесячные величины чисел Вольфа увеличились  с W=125,1 в октябре и ноябре до W=179,2 в декабре с непостоянными  суточными индикаторами солнечной  активности, которые в отдельные  дни достигали W=255.

На пике возрастания солнечной активности - в июне 1991 года (11 июня W=250) в Югославии  началась жестокая война и в августе  того же года (19 августа W=280) в Москве произошел августовский путч, который, по сути, заложил основы процесса распада  СССР. В конце 1994 г. (год локального двойного максимума солнечной активности и столкновения кометы Шумейкеров-Леви с Юпитером) началась война в Чечне. Закончились обе эти войны  в 1996 г. - году минимума солнечной активности, когда по Чижевскому существенно  уменьшается частота социальных катаклизмов.

Таким образом, катастрофические социально-политические события в реперные годы максимального  прироста солнечной активности географически  перемещались в зависимости от эндогенной социально-психологической подготовленности социумов в тех или других ареалах  Земли к участию в бифуркационных событиях на пике солнечной активности. При этом механизм влияния наращивания  солнечной активности на резкие изменения  в социально-психологической среде  в том или другом регионе Земли  очень напоминает механизмы, которые  срабатывают в ее недрах, вызывая  землетрясения. Так, на это впервые  обратили внимание родоначальники метода оценки интенсивности землетрясений - выдающиеся американские ученые Бено Гутенберг и Чарльз Рихтер. Первый теоретически обосновал в 1941 году, а  второй практически предложил еще  в 1935 году 12-балльную шкалу Рихтера, что классифицирует землетрясения  по их магнитудам, которые оценивают  энергию сейсмических волн. Они указывали  на возможности экзогенного влияния  космических факторов на тектонику  Земли и психику проживающего на ней социума в качества “спускового механизма”, для включения которого в том или другом ее ареале задолго до этого эндогенно вызрели соответствующие условия тектонического или социально-психологического напряжения. Знание этих условий с учетом регионального их распределения и временных характеристик изменения солнечной активности, путем их пространственно-временного совмещения позволяет сделать соответствующие заключения, как при анализе, так и при прогнозировании катастрофических событий. Это становится в особенности эффективным при рассмотрении уже не годовых или месячных, а суточных показателей интенсивности изменения солнечной активности.

Таким образом, синхронизация социально-политических катастрофических событий с реперными  периодами изменения солнечной  активности, которые уже научились  прогнозировать астрономы, напоминает нам очень актуальное, и на сегодняшний  день, высказывание Чижевского: “Государственная власть должна знать состояние Солнца в любой момент и сопоставлять с ним решения, которые принимаются ею, поскольку свидетельства Солнца безошибочные и универсальные в пространстве и времени”. Внедрение механизма отслеживания динамики солнечной активности и других космофизических факторов, которые влияют на природные и общественные процессы на Земле, позволит предупреждать катастрофические события с включением способов их смягчения и ликвидации отрицательных последствий, предотвратить которые полностью невозможно.

  1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ.

Уровень знаний, достигнутый за последние  десятилетия, качественно изменил  не только наши представления об окружающем мире, но и сам способ жизни человека. Однако, чем глубже мы познаем Природу, тем все отчетливее убеждаемся, насколько  сложны ответы на, казалось бы, самые  простые, но в то же время фундаментальные  вопросы. Почему окружающий нас мир  именно таков, каким мы его наблюдаем? Почему в нем существуют галактики, звезды, планеты? Случайно или закономерно  появление человека? Есть ли другие миры, заселенные разумными существами? И хотя человечество продвинулось в  изучении основных законов природы, оно также далеко от исчерпывающего ответа. Попытаемся показать один из возможных  подходов к решению этих проблем, причем, далеко не бесспорный. В его  основе лежат следующие соображения. Ядро современного естествознания —  физика — наука, изучающая фундаментальные  свойства природы. Предполагается, что  должен существовать некий единый принцип, позволяющий однозначно и с необходимостью ответить на сформулированные выше вопросы. Но современная наука такой принцип  еще не предложила. Поэтому попытка  научно объяснить наблюдаемую структуру  физического мира основывается не на фундаментальной физике, а на ... биологии, так как бесспорен факт — существование  разумной жизни на Земле. Такой подход получил название антропного (или  антропоцентрического) принципа.

Вопрос  о назначении человека, его роли и месте в мире так или иначе  затрагивался и решался в любой  философской проблеме. Согласно христианским воззрениям, человек — образ и  подобие Бога. Поэтому, в сущности, цель создания окружающего мира заключалась  именно в сотворении обстановки для  жизнедеятельности человека и удовлетворении его духовных и плотских потребностей. По этой причине геоцентрическая  система Мира Аристотеля-Птолемея, поставившая Землю и человека в центр Вселенной, столь импонировала христианству. Развитая Коперником гелиоцентрическая система Мира стала началом цепи великих открытий, нанесших тщеславным амбициям человека невосполнимый урон. Астрономические наблюдения показали, что не только Земля, но и само Солнце занимает весьма скромное положение в нашей Галактике, находясь на расстоянии около 30 тыс. св. лет от ее центра. Галактика также оказалась обычной среди сотен миллиардов, похожих на нее. Более того, теперь известно, что Вселенная в больших масштабах однородна и изотропна, т. е. нет ни выделенных точек, ни избранных направлений. Отсюда следует вполне закономерный вывод о возможности существования разумной жизни в других уголках Вселенной. И все же, если место человека во Вселенной не выделено, вполне уместно предположить, что человек выделен как специфическая форма существования материи. Чтобы понять следствия из этого предположения, нужно четко представлять, что такое жизнь, и в особенности, разумная жизнь. Одно из наиболее общих определений, с нашей точки зрения, дано М. В. Волькенштейном: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, самоорганизующиеся и самовоспроизводящие системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Качественное отличие человека от всего живого — его способность мыслить. И хотя существуют различные определения разума, мы воспользуемся следующим: разум есть способность материи познавать саму себя, при этом имеется в виду познание фундаментальных законов природы, различных сущностей, скрытых за видимыми явлениями. Далее необходимо сформулировать еще два положения. Первое — носителем разума может быть только живая материя (об этом упоминала ранее) и второе — носителем может быть только высокоорганизованная материя (клетки коры головного мозга, имеют, пожалуй, самую сложную организацию в природе, причем они качественно отличаются от простейших живых клеток). Данные утверждения следует рассматривать как обобщения опытных фактов, известных современной науке, но с нашей точки зрения дальнейшее развитие знания вряд ли заставит отказаться от сформулированных принципов (по крайней мере от второго).

Информация о работе Человек и космос. Место человека во Вселенной. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций