Учение Вернадского о биосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение естественнонаучного аспекта перехода к устойчивому развитию в учении В.И. Вернадского с позиций современного естествознания.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть учение Вернадского о биосфере и ноосфере
2. Понять проблему происхождения жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Учение Вернадского о биосфере…………………………………….4
2. Проблема происхождения жизни……………………………………5
3. Биогеохимические принципы……………………………………….8
4. Эмпирические обобщения Вернадского……………………………9
5. Концепция ноосферы……………………………………………….13
6. Переход к устойчивому развитию…………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…22
Библиографический список……………………………………………….....…23

Вложенные файлы: 1 файл

Учение Вернадского о биосфере.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Между проектированием  будущей ноосферы и стихийным  естественно-историческим процессом  появляется некоторый временной  цивилизационный разрыв, обусловленный необходимостью позитивного решения глобальных проблем мировым сообществом. Причем это решение потребует отказа от старой модели цивилизационного развития, неумолимо ведущего к глобальной катастрофе и формированию, вначале в теории, а затем и на практике, новой модели развития, которое должно стать глобально управляемым. Собственно говоря, речь идет об устранении не всех стихийных и естественных процессов, а лишь тех из них, которые ведут к гибели человечества и окружающей его природы. Управление также будет связано с формированием новых черт будущей реальности, т. е. с историческим творчеством, социально-технологическим проектированием, созданием того нового, что требуется моделью ноосферы и вместе с тем еще по силам и средствам человечеству XXI века.

Ноосфера, вначале придуманная  как некая концептуальная конструкция, как утопическое общество, стало  обретать свои практические очертания  уже в текущем веке именно благодаря  принятию мировым сообществом стратегии  устойчивого развития,

Будущее общество, которое будет создано при эффективной реализации модели устойчивого развития мировым сообществом, вполне уместно именовать сферой разума, поскольку все уже известные определения этого типа развития, принципы, средства, пути воплощения и т. п. зиждятся на научно-рациональной и нравственно-гуманистической основе. Это действительно свободный научный поиск, творчество, стимулируемое потребностью выживания цивилизации. Иного средства, кроме человеческого разума и научной мысли, для создания новой цивилизационной модели развития просто неизвестно. Да и главным механизмом опережающего воплощения модели устойчивого развития также окажется коллективный человеческий разум, который может существенно трансформироваться в ходе ноосферогенеза, превратившись в так называемый ноосферный интеллект1. Устойчивое развитие- это процесс, который будет иметь ряд этапов. Конечной же его целью, ступенью эволюции должно оказаться то общество, которое сейчас довольно часто именуют устойчивым обществом (sustainable society), обществом с устойчивым развитием, а в России теперь все чаще именуют ноосферой.

Говоря о том, что  учение о ноосфере в любых его  известных вариантах может быть использовано для концептуального  продвижения идей устойчивого развития, можно поставить вопрос,

который логически вытекает уже из осознания наличия связи  этих двух и до сих пор относительно самостоятельно разрабатываемых концептуальных систем. Совершенно ясно, что движение теоретического знания не может идти лишь от учения о ноосфере к формирующейся теории устойчивого развития. Существует и обратное движение знаний, и оно уже значительно влияет как на учение о ноосфере, так и на всю мировую науку в целом, причем наибольшее влияние осмысление идей устойчивого развития должно оказать на общественные науки.

Уже имеет смысл говорить о новом этапе в учении о  ноосфере. Если не обращать внимание на идейно-исторические предпосылки и  считать, что учение о ноосфере берет  свое начало с 20-х гг. XX в., то сейчас, в начале XXI в., можно говорить о новом этапе развития учения,о сфере разума (спустя более десяти лет после установления связи этих концептуальных образований). Вполне понятно, что этот новый, современный этап связан с влиянием концепции устойчивого развития на учение о ноосфере.

Среди важнейших черт нового, неклассического (современного) этапа учения о ноосфере, кроме вышеупомянутых, можно назвать следующие.

Во-первых, процесс ноосферогенеза связывется с сохранением биосферы (а не с превращением ее в ноосферу), причем механизм этого сохранения видится в биотической стабилизации и регуляции окружающей среды.

Во-вторых, становление  ноосферы предполагает реализацию принципа преемственности поколений как принципа выживания и непрерывного развития цивилизации (как принципа равенства возможностей поколений людей на планете удовлетворять свои жизненные потребности).

В-третьих, новый этап развития учения о ноосфере включает в орбиту исследований космическую деятельность и широкомасштабное освоение Вселенной как новую магистраль устойчивого развития человечества и обретения им социального бессмертия (согласно идеям К.Э. Циолковского).

В-четвертых, этот этап развития учения о сфере разума связан с новым осмыслением проблемы обеспечения безопасности в условиях перехода к устойчивому развитию, поскольку в модели неустойчивого развития безопасность (тем более на длительное время) обеспечить невозможно.

В-пятых, как переход  к устойчивому развитию возможен только в глобальном масштабе (включая  появление общемирового уровня управления), так и становление ноосферы имеет только планетарный характер (хотя в перспективе возможно и становление космоноосферы).

В-шестых, создание сферы  разума будет сопровождаться усилением  роли рациональных и нравственно-гуманистических  ценностей и формированием ноосферной культуры (включающей в себя и экологическую культуру, и биосферную этику).

В-седьмых, в процессе ноосферогенеза, развертывающегося  через переход к устойчивому  развитию, формируются опережающие механизмы деятельности, в том числе мыслительно-коммуникационной (ноосферный интеллект), управленческой (упреждающее принятие решений и опережающее управление), а также новая модель образования (ноосферно-опережающего образования), ноосферно-ориентированная наука и т. д.

Столь быстрое и весьма существенное влияние концепции устойчивого развития на учение о ноосфере объясняется тем, что проблемой устойчивого развития уже занимается огромное число ученых, поскольку она стала не только государственной (по крайней мере, для большинства государств-членов ООН), но и общепланетарной проблемой, так как остальные государства в духе глобального партнерства вынуждены будут присоединиться к общемировому переходу к устойчивому развитию.

Глобальный характер становления сферы разума определяется не только экологическими соображениями, но фактически всеми составляющими системы перехода к устойчивому развитию. Развернувшиеся в настоящее время процессы глобализации как стихийные процессы движения цивилизации к постиндустриальному обществу и единому человечеству важно направить в русло реализации целей устойчивого развития ноосферной ориентации. Глобально-экологические императивы должны быть дополнены экономическими и социальными требованиями, вытекающими не из стихийных процессов, происходящих в рамках модели неустойчивого развития, а из принципов и ориентиустойчивого развития. Это означает, что, например, всемирные организации (ООН, ВТО, ФАО, ВОЗ, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНКТАД, Всемирный банк и т. п.), выполняющие экономические, социальные, экологические и иные функции в планетарном масштабе, должны учитывать требования и цели устойчивого развития.

Хотя процесс глобализации начался до перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, т. е. в  рамках старой цивилизационной модели, тем не менее позитивные перспективы  его развертывания должны прийтись на эпоху перехода к устойчивому развитию как принципиально планетарного процесса по своей сущности  и  масштабам.  

Глобальная сущность устойчивого развития диктует необходимость не только перехода суверенных государств к новой цивилизационной стратегии в течение XXI века, но и существенного усиления интегративных тенденций в мировом сообществе. Можно даже сказать, что с переходом к устойчивому развитию наступает эпоха планетарной конвергенции стран и других субъектов мирового процесса, находящихся на различных уровнях своего развития, т. е. эпоха интенсивной глобализации. Несмотря на различия в уровнях социально-экономического развития, политические, этнические, культурные и прочие особенности, все государства планеты должны будут по историческим масштабам одновременно включиться в глобальный процесс, обеспечивающий в текущем тысячелетии выживание всему человечеству и сохранение биосферы.

Постиндустриальное общество может оказаться завершающей стадией модели неустойчивого развития (своего рода «концом истории»), поскольку следующая за ним эпоха стихийного развития либо не наступит вообще (в связи с переходом к новой цивилизационной стратегии), либо ввергнет человечество в пучину глобальной катастрофы. Вот почему XXI век может стать переломным в истории цивилизации в обоих упомянутых вариантах развития человечества. В начале 3-го тысячелетия разрешится противоречие между старой и новой моделями развития в пользу, как мы надеемся, второй. Есть значительная вероятность разрешения человечеством упомянутого противоречия в пользу выживания и создания сферы разума как качественно новой формы цивилизационного процесса, открывающей путь к социальному бессмертию.

Именно в ноосфере, формирующейся через переход  к устойчивому развитию, проявятся позитивные черты, которыми и сейчас обладают человек и человечество. Ноосфера будет представлять (в своем идеальном варианте) социоприродную систему, в которой планетарное опережающее управление реализуется нравственно-справедливом разумом человека и глобальным интегральным интеллектом, формируемым с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий (в том числе систем «искусственного интеллекта») и глобальной сети Интернет. Становление ноосферы предполагает, что главным ресурсом дальнейшего развития станет информация (позволяющая экономить вещественно-энергетические ресурсы), что реализуется опережающее развитие информационно-интеллектуальных процессов и духовной культуры (прежде всего науки и образования). Критерием уровня развития и качества жизни в сфере разума станут гуманистические ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой в условиях всеобщей безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ состояния современного естественного мира свидетельствует о том, что причиной отсутствия гармонии в равноправных отношениях человека и природы есть еще до сих пор не преодоленные процессы отчуждения человека от природы. Другая причина - это политика покорения природы, которая приводит к появлению косвенных влияний антропогенно измененной природы на человека. При этом косвенные влияния, как правило, несут только неблагоприятные следствия своего влияния на природу и особенно на человека. Эти обстоятельства, к сожалению, не учитываются современной наукой, которая в конечном результате сдерживает наше продвижение на пути к объединению человека с природой.

Сам Вернадский, отмечая  нежелательные, разрушительные следствия  хозяйствования человека на Земле, считал их временными. Он верил в человеческий ум, гуманизм научной деятельности, победу добра и красоты. Ноосферу нужно принимать как символ веры, как идеал умного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений.

Для выполнения всех условий, которые В.И. Вернадский считал необходимыми для входа к ноосфере, необходимая стабилизация экономики Страны и переориентация правительства на решение экологических проблем через употребление системы мероприятий. К системе таких мероприятий должны входить: основы  ядерного законодательства,  государственное  регулирование   ядерной   и   радиационной безопасности,  государственные  программы  минимизации следствий Чернобыльской катастрофы,  нормы  обращения  с  радиоактивными   отходами   и повышение  безопасности  атомных станций,  система социальной защиты населения.

Именно в ноосфере, формирующейся через переход  к устойчивому развитию, проявятся позитивные черты, которыми и сейчас обладают человек и человечество. Ноосфера будет представлять (в своем идеальном варианте) социоприродную систему, в которой планетарное опережающее управление реализуется нравственно-справедливом разумом человека и глобальным интегральным интеллектом, формируемым с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий (в том числе систем «искусственного интеллекта») и глобальной сети Интернет. Становление ноосферы предполагает, что главным ресурсом дальнейшего развития станет информация (позволяющая экономить вещественно-энергетические ресурсы), что реализуется опережающее развитие информационно-интеллектуальных процессов и духовной культуры (прежде всего науки и образования). Критерием уровня развития и качества жизни в сфере разума станут гуманистические ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой в условиях всеобщей безопасности.

 

Библиографический список

  1. Воронов В.К. Основы современного естествознания: Учеб. пос. – М.: Владос.1999. – 247 с. 
  2. Гончарова О.В. Концепции современного естествознания: Учебно-метод. пос. – Омск: «Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь», 2004. – 40 с.
  3. Горбачёв В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 446 с. 
  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пос. – М.: Курс, 1998. – 208 с. 
  5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учеб. пос. – М.: Аспеки-Пресс.2000. – 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. РАН М.Ф.Жукова. – Новосибирск: «Изд-во ЮКЭА», 1997. – 832 с. 2001.
  6. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. РАН М.Ф.Жукова. – М.: Академия, 2003. –608 с.

 


Информация о работе Учение Вернадского о биосфере