Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, контрольная работа
Если попытаться, хотя бы в самом общем виде, представить себе историю мысленного овладения миром, то в ней обнаруживаются три линии, образующие единство цивилизационного процесса: действие, знание и понимание. Они не только взаимодействуют - они дополняют, и взаимно инициируют друг друга. Так, в предельно сжатой и упрощенной форме можно определить суть именно человеческого существования - овладение миром в процессе деятельностного, познавательного, осмысленного существования в нем.
Введение 2
1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур 4
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры 7
3. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе 11
Заключение 13
Список литературы
План:
Введение
1. Специфика
и взаимосвязь
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры 7
3. Необходимость
единства естественнонаучной и
гуманитарной культур в современном
обществе
Заключение
Список литературы
Введение
Если попытаться, хотя бы в
самом общем виде, представить
себе историю мысленного
Курс "Концепции современного естествознания" - продукт совместных усилий специа-листов, обеспечивших анализ творческих возможностей мыслящего человечества. Этот курс аккумулирует историю науки, теоретические, общеначальные и философские аспекты прогресса естественных наук, объяснение и оценку их роли в решении современных технических и, в определенной мере, социальных проблем. Заметим, например, что серьезные социальные перемены и возможности образования социально-ориентированных обществ, в значительной степени определяются уровнем современного производства, реализацией возможностей научно-технического прогресса, порожденного, в том числе, успехами естественных наук. Авторы исходят из понимания общечеловеческого характера, единства науки, как выражения единства мира, в самом широком и универсальном его понимании. Это единство скрепляется логической обусловленностью и органической взаимосвязью абстрактного и конкретного, материального и духовного, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего, теоретического и прикладного.
Осваивая природу, человек
1.Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
Начиная со школы большинство людей замечают у себя определенную привязанность, стремление изучать предметы или естественнонаучного, или гуманитарного направления. При этом имеется в виду не какая-то отдельная дисциплина, а целый «блок» предметов.
Для конкретного человека проблема дифференциации натуралистики и гуманитаристики является, в основном, задачей выбора профессии или рода занятий. Для общества же в целом имеется задача сочетания, гармонии и согласованности ценностей различных типов культур — гуманитарного и естественнонаучного.
Cуществует проблема совмещения двух типов культур — естественнонаучной и гуманитарной.
Культура — есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять. Таким понятием обычно подчеркивают надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего. Культура есть совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Мир человеческой культуры существует внутри природного мира.
Любой предмет культуры можно разложить на две составляющие — естественную основу и ее социальное оформление и содержание. Именно эта двойственность мира культуры и проявляется в двух ее направлениях, ветвях, типах - гуманитарном и естественнонаучным. Предметная область первого - область явлений, в которых представлены связи, свойства и отношения самих людей как существ социальных, духовных, обладающих разумом. В него входят «человековедческие» науки, а также право, религия и т.п. Второй тип культуры — естественный — охватывает природные связи, свойства и отношения вещей, «работающих» в мире человеческой культуры в виде технических приспособлений и изобретений, индустриальных технологий и т.п.
Естественные
науки часто именуются “
Присутствие в монолитной человеческой культуре двух разнородных типов явилось предметом философского анализа уже в XIX столетии, когда формировалось большинство наук о проявлениях человеческого духа. Но в тот период интерес к рассматриваемой проблеме имел скорее академический, теоретический характер. Однако в ХХ веке данная проблема перешла уже в практическую плоскость: появилось острое чувство увеличивающегося разрыва гуманитарной и естественнонаучной культур.
И это вовсе не придуманные страсти, а абсолютно реальная угроза для развития культуры, поскольку культура — это, в первую очередь, система общественных ценностей. В целом, всеобщее признание той или иной системы ценностей объединяет, сплачивает общество, а ценностный раскол чреват большими социальными катаклизмами. Во второй половине ХХ столетия обострилось противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур. Этот период характеризуется огромными успехами естествознания и его практических воплощений. Появление компьютеров, телевидения, ядерных реакторов, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — все эти и многие иные блистательные достижение стественнонаучной культуры значительно изменили образ жизни и стиль человека.
Показать такие же внушительные успехи гуманитарная культура была не в состоянии, но и одобрить образцы и стандарты мышления естествоиспытателей она долго не соглашалась. Гуманитарная культура, в результате, культивируя свою специфику и изоляцию, все более становилась чем-то вроде музейной ценности, либо средства развлечения утомленных от практических забот носителей естественнонаучной культуры.
Такова была
отправная точка бесчисленных споров
«лириков» и «физиков» о
Общественная значимость и статус двух типов наук - гуманитарных и естественных - оказались в центре внимания. Несомненно, взгляды представителей обоих типов культур намного сложнее и глубже. Тем не менее, их современную структуру и тенденции определяют, в конечном счете, гуманитарные и естественные науки. Поэтому анализ разбираемой проблемы следует проводить с помощью выявления особенностей естественнонаучного и гуманитарного знания.
Вторая половина XX в. отмечена грандиозными успехами естествознания.
2.Анализ роли «наук о природе»
Двойственность типов культур не может не отражаться в структуре науки, порождая проблему различения наук. Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
Объяснение
- понимание.Науки о природе
Цель наук о природе - отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.Таким образом, метод наук гуманитарных противопоставляется методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.
Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания. Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину. Ценности в науках о природе и в науках о духе являются диаметрально противоположными, даже в методах их разграничения. Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактов», которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Таким образом, ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись.
Антропоцентризм.Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма – то есть представления о центральном месте человека в мироздании в целом. На таком фоне подлинное утешение и необходимую дозу самоуважения доставляют человечеству лишь гуманитарные науки. В них человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Таким образом, науки о природе отрицают антропоцентризм (1/антропоцентризм), в товремя как науки о духе включаю антропоцентризм в явном виде. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность. Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией.
Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует знание теоретического, научного уровня. Расхождение же между ними лежит в области целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес.
В естествознании картина иная. Его объект - мир природы - по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов. И его конечные выводы практически не затрагивают интересы конкурирующих социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес - то, наверное, общечеловеческий. Но в науке все же существует идеологическая нагруженность – разные научные школы имеют собственную идеологию.
Таким образом, в результате дифференциации наук о природе, наук о духе, возникают множество научных и духовных школ, каждая из которых может иметь собственную идеологию.
Субъект-объектное отношение. Различия в объекте познания (мир природы и мир человека) являются, конечно, главным основанием выделения специфики гуманитарных и естественных наук. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны», отстраненно.В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают. Это ведь, по сути, самопознание общества.
Количество
- качество. Существенное значение в
обсуждаемой проблеме имеет и
очевидная разница в объеме применения
общенаучных методов
Информация о работе Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культур