Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Живые организмы резко отличаются от объектов физики и химии – неживых систем – своей исключительной сложностью и высокой структурной функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства. Живое представляет собой особую ступень развития материи.
Многочисленные определения сущности жизни можно свести к двум основным. Согласно первому, жизнь определяется субстратом – носителем ее свойств, например белком. Вторая группа определений оперирует совокупностью специфических физико-химических процессов, характерных для живых систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность живого, его основные признаки……………………………………..4
Отличие живого от неживого……………………………………………………7
Многогранность живого…………………………………………………………7
Критерии живых систем…………………………………………………………9
За счет чего функционирует энергетика всего живого? 17
Организации живых систем. 19
Список литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Первоисточником энергетического  потока, проходящего сквозь все пищевые  цепочки в биосфере, служит энергия  солнечного электромагнитного излучения, попадающая на поверхность Земли  в видимом диапазоне (свет). Финалом  преобразований в пищевых цепочках является освобождение энергии в виде тепла при переработке микробами органических остатков. Вся высвободившаяся в процессе жизнедеятельности в биосфере энергия возвращается поверхностью Земли в мировое пространство главным образом в виде электромагнитного инфракрасного диапазона.

В глобальном энергетическом балансе принципиально важно, что  энтропия поступающего на Землю коротковолнового излучения меньше, чем энтропия длинноволнового  излучения, переизлучаемого нашей  планетой. За счет этой отрицательной разности энтропий на поверхности Земли возможно образование и поддержание упорядоченных структур (как это происходит и во многих других природных системах). Вся биосфера Земли представляет собой высокоорганизованную систему, упорядоченность в которой поддерживается за счет отрицательного энтропийного баланса.

плотность радиации во Вселенной  была бы столь велика, что жизнь  не могла бы существовать. Углерод  синтезирован в звездах-гигантах несколько  миллиардов лет назад, Если бы возраст, Вселенной был меньше, то жизнь также не могла бы возникнуть. Планеты должна иметь определенную массу для того, чтобы удержать атмосферу.

 

Организации живых систем.

С момента возникновения  жизни органическая природа находится  в непрерывном развитии. Процесс  эволюции длится уже сотни миллионов лет, и его результатом является то разнообразие форм живого, которое во многом до конца его не описано и не классифицировано.

Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одноклеточными и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое их этих царств объединяют разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы.

Первые представления  о системах и уровнях организации  живых систем были заимствованы из опыта изучения живой природы. Следующий, теоретический шаг в понимании сущности вопросов неизбежно связан с анализом непосредственно данной живой системы, ее расчленением на отдельные подсистемы и элементы, изучение структуры системы, выявлением различных структурных уровней организации живых систем.

Можно выделить несколько  разных уровней организации живого: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, онтогенетический, популяционный, видовой, биогеоцентрический, биосферный. Перечисленные уровни выделены по удобству изучения.

При изучении молекулярно-генетического  уровня достигнута, видимо, наибольшая ясность в определении основных понятий, а также в выявлении  элементарных структур и явлений. Развитие хромосомной теории наследственности, анализ мутационного процесса, изучение строения хромосом, фагов и вирусов вскрыли основные черты организации элементарных генетических структур и связанных с ними явлений.

Представление о структурных  уровнях организации сформировалось под влиянием открытия клеточной теории строения живых тел. В середине XIX в. клетка рассматривалась как последняя единица живой материи, наподобие атома неорганических тел. Л. Пастер высказал мысль, что важнейшим свойством всей живой материи является молекулярная асимметричность, подобная асимметричности левой и правой рук. Опираясь на эту аналогию, в современной науке это свойство назвали молекулярной хиральностью (от греч. cheir – «рука»).

Наряду с изучением  структуры белка в последние 50 лет интенсивно изучались механизмы наследственности и воспроизводства живых систем. 

Особенно остро этот вопрос встал перед биологами  в связи с определением границы  между живым и неживым. Строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Имеются как бы переходные формы от нежизни к жизни. Большие споры возникли вокруг природы вирусов, обладающих способностью к самовоспроизводству, но не имеющих возможности осуществлять процессы, которые мы обычно приписываем живым системам: обмениваться веществом, реагировать на внешние раздражители, расти и т.п.

Вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые для обмена веществ ферменты, и поэтому они могут расти и размножаться, лишь проникая в клетки организма-хозяина и используя его ферментные системы. Очевидно, если считать определяющим свойством живого обмен веществ, то вирусы нельзя назвать живыми организмами, но если таким свойством считать воспроизводимость, то их следует отнести к живым телам. В зависимости от того, какой признак мы считаем самым важным, мы относим вирусы в живым системам или нет. Как это ни странно но до сих пор нет удовлетворяющего всех определения понятия «жизнь, живое».

Переход на молекулярный уровень исследования во многом изменил  представления о механизме изменчивости. Согласно доминирующей точке зрения основным источником изменений и последующего отбора являются мутации, возникающие на молекулярно-генетическом уровне. Однако, кроме переноса свойств от одного организма к другому, существуют и другие механизмы изменчивости, важнейшим из которых являются «генетические рекомбинации». В одних случаях, называемых «классическими» они не приводят к увеличению генетической информации, что наблюдается главным образом у высших организмов. В других, «неклассических» случаях рекомбинация сопровождается увеличением информации генома клетки. При этом фрагменты хромосомы клетки-донора могут включаться в хромосому клетки-реципиента, а могут оставаться в латентном скрытом состоянии, но под влиянием внешних факторов они становятся активными и поэтому могут соединиться с клеткой-реципиентом.

Дальнейшее исследование «неклассических» форм генетических рекомбинаций привело к открытию целого ряда переносимых, или «мигрирующих», генетических элементов. Важнейшим из них являются автономные генетические элементы, названные плазмидами, которые служат активными переносчиками генетической информации. На основе этих результатов некоторыми учеными высказано предположение, что «мигрирующие» генетические элементы вызывают более существенные изменения в геномах клеток, чем мутации.

Все это не могло не поставить вопроса: работает ли естественный отбор на молекулярно-генетическом уровне?

Появление «теории нейтральных  мутаций» ещё больше обострило ситуацию, поскольку она доказывает, что изменение в функциях аппарата, синтезирующего белок, являются результатом нейтральных, случайных мутаций, не оказывающих влияния на эволюцию. Хотя такой вывод и не является общепризнанным, но хорошо известно, что действие естественного отбора проявляется на уровне фенотипа, то есть живого целостного организма, а это связано уже с более высоким уровнем исследования.

 

Список литературы.

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций – М.: Центр, 2000.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1996.
  3. Концепции современного естествознания. Учебник. Под ред. профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова. М.: «Культура и спорт». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.
  4. Самыгин С.И., Голубинцев В.О., Любченко В.С., Минасян Л.А. Концепции современного естествознания: экзаменационные ответы. Серия «сдаем экзамен». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  5. Чипак Ю.А., Борисов Д.А., Попова Н.С., Сарафанова Е.В. «Экзамен по курсу концепции современного естествознания». Под ред. Т.В. Макеевой. М.: «приор-издат», 2004.

1 Вольенштейн М.В. Современная физика и биология. // Вопросы философии. 1989. №8. С.9.

2 Физика бессмертия. Интервью с Ф. Типлером. // Зеленый мир. Спец. вып. №29. 1996. с.13.

3 Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987. – с.32.




Информация о работе Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи