Письменное контрольное задание по дисциплине " Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Вы – президент России и вам нужно принять решение по способу преобразования ее экономики от директивной к основанной на рыночных принципах, исходя из двух альтернативных подходов:
- управляемый переход к свободному рынку;
- обеспечить свободную конкуренцию, и рынок сам все расставит по своим местам.
Используя сведения о принципах самоорганизации природы, которые она реализовала на этапе возникновения жизни и биосферы, обоснуйте вариант, которому вы отдадите предпочтение.
2. Согласно второму закону термодинамики в природе все стремится к состоянию равновесия. Поскольку этому закону подчиняются и экономические процессы, то дифференциация по доходам на душу населения между развитыми и развивающимися странами должна со временем уменьшаться, а она растет.
На основе анализа процессов: «перекачки мозгов», «кредитной иглы», неуправляемого роста народонаселения в развивающихся странах, рассмотрите принципы функционирования так называемого «дьявольского насоса», обеспечивающего перераспределение энтропии в обществе.
3. Вы наблюдали, что вода в воронке, образующейся при стекании воды в ванне, вращается по часовой стрелке. Вы также знаете, что время полета из Москвы в Новосибирск на полчаса короче, чем из Новосибирска в Москву. Есть ли что-либо общее у этих явлений? Помогло бы вам понимание происходящих процессов в этих явлениях при обсуждении в Европарламенте вопроса о соотношении трансграничных переносов вредных веществ со стороны европейских стран и в обратную сторону?

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.DOC

— 91.50 Кб (Скачать файл)
  1. Когда свет падает на предмет, то часть света отражается. Объясните, куда девается остальная часть и как свет взаимодействует с веществом.

Свет обладает свойствами частиц - корпускул. Корпускулярные свойства света проявляются при взаимодействии с веществом, например при фотоэффекте. Он излучается и поглощается отдельными «порциями» - квантами или фотонами. Часть света отражается, а другая часть отдает свою энергию атомам вещества (вещество нагревается). Атомы вещества приходят в возбуждение и излучают квант энергии.2

 

  1. Когда португальцы приплыли на своих утлых суденышках в 17 веке в Китай, то обнаружили, что там уже имеются огромные корабли водоизмещением до 10000 тонн с бассейнами и достаточно сложным навигационным оборудованием. Почему португальцы приплыли в Китай, а не наоборот?

Стремление людей к улучшению условий своей жизни путем обретения новых знаний и зарабатывания денег на основе использования этих знаний является актуальным во все исторические эпохи. Некоторые народы, являются, особенно предприимчивы и упорны в достижении этой цели. Португальцы  приплыли  в Китай, поскольку знали о том, что Китай – страна с высоким уровнем  развития науки, различных знаний, овладение которыми  сулило  большие выгоды. А китайцы не стремились в другие страны  во избежание  возможного негативного опыта, который может быть получен. Китайцы  направляли свои усилия на развитие  и совершенствование условий своей жизни и труда, а также  стремились  уберечь  всё это от  разрушения  извне.

 

  1. Во время возникновения кибернетики и генетики появились десятки других наук. Почему представители только этих наук подверглись гонениям в нашей стране?

Кибернетика и генетика показывали, что человек не имеет приоритета перед другими живыми существами, и точно также как все остальное живое подчинен действию естественно-природных законов. Законы природы одинаково действуют на всех уровнях развития  всех форм жизни. А невежественные люди, участвовавшие в управлении государством искренне предполагали, что все  проблемы можно решить с помощью постановлений и директив, а не рассуждать о каком-то научном подходе к управлению или о генетическом коде человека. Эти науки подрывали «авторитет» тех, кто управлял страной. Существуют универсальные законы развития и никто не вправе их нарушать, независимо от занимаемой должности.

Идеология командно-административного системы той эпохи основывалась на всестороннем контроле за жизнью каждого гражданина, управлению жизнью через насаждение определенный идей, а также контроль и властвование над всем  живым, окружающим «хозяина» земли. А идеология кибернетики, напротив опровергала такое отношение к пониманию мира . Генетика же исповедовала истину  относительно  определнной информации, заложенной  в человека с момента зачатия, которая управляет многоими его мыслями и действиями. Этим  объяснялась изначальное стремление человека к свободе выбора решений, но это же и противоречило  и основам   и принципам  рукодящей политики  государства.

 

  1. Приведите собственные примеры (2-3), показывающие, что знание основ естествознания вам нужно не только для расширения кругозора, но и для понимания процессов, происходящих в обществе.

В науке существует понятие «гомеопатические зоны» - места, в которых произошли надломы земной коры, и жизнь в тех местах опасно для человека с точки зрения влияния на его психологическое здоровье. На земле наблюдаются случаи, когда люди приходят в одно и то же место для совершения самоубийства, в одном доме все жильцы жалуются на плохое самочувствие, постоянное депрессивное состояние, доводящие некоторых из них до суицида. Объяснение этому  заключается  в большом скоплении негативной информации в недрах земли, и в определенных местах – местах надлома -  эта информация выходит из земли и оказывает негативное влияние на людей.

В период солнечной активности, которая наблюдается в настоящее время, на Земле возрастает количество аварий, повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому в такие периоды необходимо всем людям быть более осторожными при общении друг с другом (возрастает эмоциональная нестабильность) быть более внимательным, отправляясь в поездку, садясь за руль автомобиля.

 

  1. Человек, как homo sapiens, существует на Земле, по крайней мере, не менее миллиона лет. Почему естествознание начало развиваться только в последние два тысячелетия, а основные результаты получены за последние столетия?

На протяжении многих веков практические приложения знаний развивались независимо от науки, так как во–первых, сама наука не была выделена организационно, во-вторых, не была ориентирована на сознательное применение знаний в технической сфере. С нового времени в западной культуре  стали развиваться практические приложения науки. Постепенно естествознание стало сближаться с техникой, а затем и преобразовываться в технику, причем развивался систематический подход к объектам, такими же, как в науке, подходами – математикой и экспериментом. В течение нескольких столетий  возникла и потребность специального осмысления роли техники в связи с ростом её значения  для культурного прогресса в 19 -20 веках.  Уже около ста лет   существует  как самостоятельное научное направление  «философия техники».

Мы живем в эпоху, называемой научно-технической революцией. Это значит, что наука превратилась в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества, стала непосредственной производительной силой. Если обратиться к началу ХХ века, когда были сделаны крупные открытия в науке и технике, можно проследить процесс подготовки НТР.

 

  1. Сформулируйте основные концепции современного естествознания и приведите собственные примеры проявления некоторых из них в любой из его областей.

Основные концепции современного естествознания:

- концепция относительности пространства  и времени;

- концепция корпускулярно- волнового  дуализма и атомного строения вещества;

- концепция неопределенности и  дополнительности, являющиеся определяющими  для квантовой механики;

- концепция фундаментальности  случайности также являющаяся  основой физики микромира;

- концепция необратимости и  роста энтропии в закрытых  системах;

- концепция безграничности и  эволюции Вселенной;

- концепция иерархичности построения  нашего мира;

- концепция структурности и  организации биологических объектов;

- концепция биосферы и регулирующей  роли биоты;

- концепция эволюции биологических  объектов и биосферы в целом;

- концепция самоорганизации открытых  систем;

- концепция системности окружающего  мира и нашего познания о  нем;

- концепция единства природы  и общества и их коэволюционной  взаимообусловности;

-концепции корпускулярно-волнового  дуализма, атомного строения вещества, неопределенности и дополнительности квантовой механики,развитие которых дало мощный толчок развитию техники. Мы уже не можем представить себе жизни без компьютеров, телевизоров с больши плоским экраном.3

Пример относительно концепции единства природы и общества и их коэволюционной взаимообусловности. Человек ежедневно черпает все жизнеобеспечивающие ресурсы от природы , природа способна существовать без человека, но человек без нее не сможет. Поэтому во имя  выживания  всех людей  на этой планете, человечеству как можно интенсивнее  необходимо  противодействовать разрушению экосистем  всего живого на земле, так как  это равнозначно саморазрушению.

 

  1. Объясните разницу между экологией и охраной окружающей среды. Может ли быть экология плохой, если это наука?

Понятие «экология» шире. понятия «охрана окружающей среды».

В одном из докладов директора программы ООН по окружающей среде, еще в 1976 г. подчеркивалось, что охрана окружающей среды в самом широком смысле слова означает в первую очередь разумное и рациональное использование природных ресурсов. Экология по представлению Ю. Одума, одного из крупнейших зарубежных специалистов «Это междисциплинарная область знаний, это наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе и об их взаимодействии».

 

  1. Рассчитайте подъемную силу ковра-самолета площадью S, который обладает следующими свойствами: молекулы воздуха, попадающие на него сверху, прилипают и скатываются, а ударяющиеся снизу взаимодействуют обычным образом.

Движение слоев воздуха сверху вниз,дает условие для возникновения подъемной силы. Разница между различными скоростями создает подъемную силу

 

чем больше будет скорость скатывания, тем меньше будет давление воздуха над ковром-самолетом, тем больше будет его подъемная сила.

 

  1. Что физически означает, что вы родились под каким-то знаком, если Земля вращается, а длительность периода, к которому относят этот знак, порядка месяца?

Если кто-то родился под каким-либо знаком Зодиак, то это означает, что Солнце в момент рождения находилось в данном созвездии и такому положению Солнца соответствует определенное положение планет, оказывающих в этом то или иное приливное действие, в зависимости от расстояния до планеты. Кроме того определенное положение планет влияет на Солнечные процессы. В течение суток Земля проходит  треть  своего пути вокруг солнца. Это движение составляет около 1°, поэтому солнце относительно звезд каждые сутки смещается на 1°, а в течение года описывает на небе относительно звезд большой круг, называемый эклиптикой. Солнечная система представляет собой резонансную систему. Между частотой обращения планет существует связь, объясняемая приливными силами между ними, которые синхронизируют динамику колебаний Солнца. Поскольку приливное действие планет влияет на Солнце, то оно не может влиять на земные процессы.

 

  1. Откуда взялся кислород, если он химически активен и не мог в свободном виде поступить из недр Земли?

Кислород в атмосфере Земли накоплен растениями. Впервые 2 - 3 млрд. лет было накоплено примерно 1 - 2% кислорода.

Потребовалось еще 2 - 2,5млрд. для накопления кислорода до совершенного уровня, т.е. до 21% в составе атмосферного воздуха.

При фотосинтезе растениями поглощается из атмосферы углекислый газ и выделяется кислород, т.к. кислород очень активен, то в недрах земли он может существовать только в вязаном виде, следовательно поставщиком О2 в атмосферу является биота. Количество О2 в атмосфере в 103 раз превосходит требуемые для разложения всего органического углерода биосферы (за исключением того, что биота захоронила в недрах земли). Это связано с тем, что при синтезе органического углерода, захороненного в осадочных породах, высвобождающийся кислород не участвовал в дальнейшем в его разложении, а накапливался в атмосфере.

 

  1. Производит ли лес кислород, если при круговороте в биосфере количество веществ сохраняется? Какова главная функция леса?

Лес производит кислород, как и все другие земные растения. Кроме кислорода  леса  производят  органические вещества, без которых невозможна жизнь на Земле вообще, а  отсутствие водно-воздушного режима, который обеспечивается лесами, привел бы к катастрофе на планете.

Занимая 38%  суши земли, леса производят 43% кислорода поставляемого ежегодно всеми земными растениями. Они вырабатывают примерно 50% органического вещества создаваемого наземными растениями. Кроме этого леса являются фитонцидами, которые обеспечивают очистку воздуха от вредных микробов; леса улучшает микроклимат, предохраняют почву от промерзания, улучшают водно-воздушный режим, являются мощными водорегуляторами, а так же имеют санитарно-гигиеническое и эстетическое значение.

 

 

1 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Феникс, 2002. – с. 154.

2 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2002. – с. 194.

3 Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с.207.

 


 



Информация о работе Письменное контрольное задание по дисциплине " Концепции современного естествознания"