Новые концептуальные подходы картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Цель работы: описать новые концептуальные подходы картины мира.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать сущность и содержание науки;
2. проследить эволюцию развития науки;
3. выявить трудности и парадоксы в развитии науки;
4. описать предпосылки становления современной научной картины мира;
5. обозначить основные принципы современной научной картины мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Современная научная картина мира.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Еще одна фундаментальная черта науки — стремление абстрагироваться от человека, стать максимально безличной. Эта в свое время положительная особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек стал самым мощным фактором изменения действительности.

Следует также отметить, что политика в области научных исследований, как и любая другая форма человеческой деятельности, не обладает такой степенью гибкости, чтобы немедленно реагировать  на изменение ситуации, а реагирует с задержками.

Человек овладевает миром через  его познание, но это познание не может быть абсолютным. Тем не менее  наука, давая человеку ценнейший, неубывающий  ресурс — информацию, является необходимым  способом отражения объективного мира, и ни мистика, ни интеллектуальное созерцание, ни поэтическое отношение к природе не заменят науку в деле объяснения мира и прогнозирования последствий его изменения человеком.

Более того, рост масштабов преобразовательной деятельности человека требует повышения теоретического уровня исследований системы «природа — общество», усиления их прогностической мощи, без чего невозможно эффективное управление природой. Чем выше технический уровень, тем более прочные и важные связи в природе нарушаются и тем насущнее потребность в научных рекомендациях для выбора альтернативы: или попытаться облегчить адаптацию среды к техническим новшествам, или изменить и даже отказаться от задуманного плана преобразования.8

В дополнение к отмеченным выше преобладанию анализа в науке, ее обезличенности, абстрагирующего характера, чрезмерной специализации, дисгармоничности в развитии ее отдельных частей, выходы за рамки наглядности и в ту область, где все решается не объективными законами, а случайностью и свободной волей, можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с тем раздаются призывы об отделении науки от государства (П. Фейерабенд).

К парадоксам развития науки относится  то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду  сделать людей счастливыми и  дать им истину. Об этом говорил еще Л.Н. Толстой. Действительность нельзя познать с помощью науки, так как научное познание — это частное познание, имеющее дело с определенными предметами, а не с самим бытием, — утверждает современный немецкий философ К.Ясперс. Сделать человека счастливым науке не удастся никогда, а отказ от претензий на абсолютную истину подрывает ее лидирующую роль в культуре.

 

Заключение

 

Подведем некоторые итоги проведенного исследования.

1. Научная картина мира функционирует  и развивается под воздействием  совокупности когнитивных, социокультурных и институциональных факторов. Она является особым слоем знания, который, с одной стороны, взаимодействует с эмпирией и теориями внутри научной дисциплины и обеспечивает междисциплинарные связи, а с другой - коррелирует с мировоззрением и философскими образами мира, которые фиксируют систему ценностей и приоритетов техногенной культуры.

Выступая как видение предмета исследования, научная картина мира определяет границы (иногда имеющие  нежесткий характер) между научными дисциплинами. Через ее описание определяется предмет науки в его главных  системно-структурных характеристиках, а усвоение ее принципов является условием воспроизводства субъекта научного познания на каждом конкретном этапе исторического развития науки.

2. Общекультурный смысл современной  научной картины мира определен  ее включенностью в решение  проблем глобального характера  и выбора жизненных стратегий человечества. Научная картина мира воплощает в себе идеалы "открытой рациональности". Она активно участвует в поисках мировоззренческих ориентиров, определяющих стратегии современного цивилизационного развития, выявляя соразмерность новых ценностей и приоритетов, формирующихся в науке техногенной культуры, философско-мировоззренческим идеям, развитым в различных, иногда даже противоположных, культурных традициях (мировоззренческим идеям традиционных культур Востока и идеям философии русского космизма).

Современная научная картина мира, основанная на принципах глобального  эволюционизма, органично включается в процессы формирования планетарного мышления, диалога культур, становясь  основой кросскультурного взаимодействия Запада и Востока.

3. Область научного исследования  постоянно расширяется, распространяясь  на объекты, которые до этого  находились вне сферы ее интересов  (сложные, неустойчивые, открытые  системы и т. п.). Тем не менее  основные требования к научному  исследованию — всеобщность опыта, универсальность объяснения — остаются в силе («Опыт — единственный верный руководитель», — говорил Н. Винер). Натурфилософские концепции, построенные на основе науки, например, концепция ноосферы, непроверяемые эмпирически, остаются на периферии естествознания9.

Список литературы

 

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
    1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998.
  1. Карпенков С.Х Концепции современного естествознания – М.: Культура и спорт, 1997.
  2. Концепции современного естествознания – Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  3. Кун Т. Предмет естествознания. М., 1989.
  4. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания – СПб.: СОЮЗ, 2000.
  5. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.
  6. Пуанкаре А. О науке. М., 1987.
  7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания – М.: ЮНИТИ, 1997.
  8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - 274 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. – с.252

2 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.

3 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.

4 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998.

5 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - с.251

6 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - с.254

7 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998.

8 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.

9 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998. – с.169




Информация о работе Новые концептуальные подходы картины мира