Наука и «квазинаучная» мифология в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Наше время, время иллюзорного торжества научного знания, заполнено мифами о пришельцах из космоса, о Лохнесском чудовище, о Бермудском треугольнике и Атлантиде, о летающих тарелках и снежном человеке, об усыхании Каспийского моря, о разрушении озонового слоя... И все это пытаются «научно» обосновать.
Эта тенденция приобретает черты масштабного культурного феномена, и есть основания утверждать, что в системе духовной культуры очерчиваются границы пласта квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Сероводородный миф……………………………………………………..5
2. Экологический миф……………………………………………………….6
3. Миф о предсказуемом будущем………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Концепции современного естетвознани Реферат.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ  И ПРАВА

               _________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

По дисциплине  ____Концепции современного естестовознания

 

 

 

На тему __________Наука  и «квазинаучная» мифология в

                                    современной  культуре

 

 

                                                            Выполнила студентка

                                      2го курса

                                                                                  Экономического   факультета

                                                                                       Ширяева Т.Б.

                                          Проверил

                                                            к.х.н. Троицкий Д.А.

 

 

МОСКВА 2010

 

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………3

1. Сероводородный миф……………………………………………………..5

2. Экологический миф……………………………………………………….6

3. Миф о предсказуемом будущем………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука – один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов  человеческой культуры. Это социальный институт, организующий усилия сотен  тысяч ученых исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека; это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры  общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний.

Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она  нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит от ни от человека, ни от человечества, исключает все личностное, привнесенное исследователем от себя; стремится построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует независимо от человека.

Научное познание – это  историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания, т.к. возможности науки в каждую конкретную эпоху ограничены ее методологическими возможностями.

Наука, являясь  одной из составляющих культуры, живет, развивается и болеет вместе со всем обществом. Когда оно не способно реально решать насущные задачи, то зачастую обращается к ритуальному замещению реальной деятельности. Отсюда возникают и смутные упования на зарубежную помощь, пришельцев, инопланетян, якобы руководящих человечеством. Люди пытаются отгородиться от реальных опасностей системой мифов.

             Так как авторитет науки в нынешнем мире гипертрофирован, а заявления с эпитетом «научные»  приобретают видимость истины, то около науки и даже в ее недрах также формируются разнообразные мифы. Как правило, заложенные в них исходные идеи, по сути своей аргументации не выдерживают критики, но по форме они нередко обладают всеми внешними атрибутами «научной информации», что и делает их притягательными для неподготовленных людей.

Наше время, время иллюзорного торжества  научного знания, заполнено мифами о пришельцах из космоса, о Лохнесском чудовище, о Бермудском треугольнике и Атлантиде, о летающих тарелках и снежном человеке, об усыхании Каспийского моря, о разрушении озонового слоя... И все это пытаются «научно» обосновать.

Эта тенденция приобретает  черты масштабного культурного  феномена, и есть основания утверждать, что в системе духовной культуры очерчиваются границы пласта квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира.

 

 

 

 

 

 

  1. СЕРОВОДОРОДНЫЙ МИФ

 «Сероводородный миф» по своей абсолютной бессмысленности интересен и в качестве модели материализованного абсурда, и как психосоциальное явление. В начале 1990 года «Литературная газета» опубликовала сенсационную статью «Загорится ли Черное море?» В другое время эта статья была бы в лучшем случае отрецензирована в «Крокодиле*. Но наступило время «перестройки», время нестабильности, нового мифотворчества и неуважения к действительным знаниям.

В основе упомянутой статьи лежала пропаганда идеи, по своей грандиозности соизмеримой с «проектом века» — переброской северных рек. Ее развивали сотрудники энергетического института им. Г.М. Кржижановского и НИИ химических удобрений, ядохимикатов и инсектофунгицидов. Ими предложено было выкачивать из Черного моря сероводородосодержащие воды в объеме двух с половиной тысяч кубокилометров в год — двенадцать ежегодных стоков Дуная. При этом предполагалось получение из выкачиваемой воды марганца и серебра, сероводород же рекомендовали сжигать в качестве топлива. Расходы на строительство соответствующих предприятий были бы соизмеримы с расходами на «переброску рек» и преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, т.е. значительной части страны предлагалось заниматься получением и утилизацией H2S. В случае отказа от этого проекта, отмечалось в газете, уровень сероводородного заражения поднимется и, когда сероводород выйдет на поверхность, Черное море сгорит со всеми жителями на его берегах. Статья вызвала переполох. Летом 1990 г. в Черное море была отправлена на корабле на 15 месяцев экспедиция во главе с академиком Ласкориным.

Нет никаких оснований предполагать, что зона сероводородного заражения достигнет поверхности Черного моря, а если бы это все же случилось, то и это не представляет особой опасности. Подобное не раз происходило у побережья Перу и Южной Африки, где сероводород находится на глубине 15-30 метров. Когда такие прорывы происходят, то в воздухе пахнет сероводородом, а железные предметы покрываются темным налетом, так называемой «кальянской краской», названной по городу Кальяно в Перу.

Тем не менее, в атмосфере абхазской войны  этот миф приобрел характер уродливо-трагический. В 1992 году Сухумский физико-технический институт, руководимый физиком Р.Г. Салуквадзе, получил заказ Госкомитета по науке и техники Грузии на разработку сероводородного оружия. Обсуждался и другой вопрос — отравление Гудауты сероводородом путем бомбардировки моря и подъема зоны сероводородного заражения в связи с перемешиванием воды.

К счастью, все  не так просто. Глубокие зоны Черного моря существуют в застойном режиме. Реки сносят в море органические, в том числе и сероводородсодержащие вещества, способствующие сохранению здесь растворенного сероводорода. Термин «сероводородное заражение» — химический, хотя и созвучен медицинскому и бытовому. Содержание сероводорода в неглубоких впадинах около Кавказа менее 10 мг/л (максимальное — на глубине 2 км — 13 мг/л), т.е. в несколько тысяч раз меньше 100%-го насыщения, следовательно, выделение H2S при такой концентрации невозможно. Заметим, что в Мацестинской воде, которая используется для лечения, содержится от 40 до 50 мг/л сероводорода, и это в 5-10 раз меньше той концентрации, которая вредна для здоровья. Если бы вопрос с сероводородом решался так просто, то и тухлые яйца можно было бы использовать, как сильные самозажигающиеся снаряды.

 

 

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ

Сожаления о  гибели природы во время войн и сражений встречаются на страницах многих сочинений, в том числе военных мемуаров. Так, например, Наполеон, вспоминая итальянскую Кампанию 1796—1797 годов сетует, что захоронение 3000 человек, погибших в бою у Унцмаркта нарушит природу этого райского уголка (Наполеон. Избранные произведения. Воениздат, 1941).

Современные антивоенные движения включали в свои аргументы и результаты экологических исследований. Особенно много работ посвящено возможным последствиям ядерной войны. Так, например, утверждается, что дожди в результате ядерной катастрофы могут изменить климат Земли, а вся биосфера окажется под угрозой полного уничтожения.

Не исключено, что результаты аналогичных построений используются и в пропагандистских целях, отвлекая общественное внимание от более серьезных преступлений, совершаемых воюющими сторонами. Так, экологические последствия нефтяных пожаров в Кувейте и разлив нефти в акватории Персидского залива заслонили варварскую бомбардировку Багдада. Похожее, видимо, пытались сделать, рассказывая о запасах аммиака в Грозном и связанной с их бомбежкой опасностью.

Однако запасы эти  оказались ничтожными, а последствия их бомбардировки на фоне трагедии целого города — почти незаметны. Такой «экологический» подход порой выглядит как один из способов обыкновенной военной пропаганды. Тем не менее не будем забывать, что именно экологи заставили мировое сообщество сделать первые шаги к разоружению, показав гибельность для планеты не только использования, но даже и хранения различного оружия.

До середины восьмидесятых  годов работы по этим вопросам были «для служебного пользования». (Следует отметить книгу A.M. Вавилова «Экологическое наследство гонки вооружения». М., Международные отношения, 1988, а также сборник «Кибернетика, ноосфера и проблемы мира». М., Наука, 1988. Особо нужно обратить внимание на серию работ Н.Н. Смирнова, результаты которых в популярной форме изложены в его же брошюре «Экология биосферы и биосферная катастрофа» // Знание. М. 1988 Сер. Биология №6.)

«Зеленое  движение», к сожалению, часто попадало под влияние борьбы фирм, промышленной коррупции, разведок соседних «дружественных» держав, борьбы мафиозных кланов.

Так миф о  глобальной проблеме озоновых дыр, в частности, служит формой борьбы со сверхзвуковыми самолетами типа «Конкорд» и холодильниками, работающими на фреоне.

Сведения о вреде завода марганцовокислого калия обернулись исчезновением марганцовки у нас в стране, поскольку «зеленые» добились закрытия единственного в бывшем СССР предприятия, производившего этот необходимый продукт, в городке Саки в Крыму,

Еще в прошлом веке, веке торжества научного знания, сложилось представление о том, что рост материальных благ должен обеспечить счастливое существование не только нам, но и нашим потомкам (даже идеи Мальтуса использовались тогда для того, чтобы опровергать их и показывать к каким дурным в моральном смысле последствиям приводит несогласие с идеей о неограниченном росте материальных благ). Прогрессистское направление обрастало «научными прогнозами* и формировало систему «общечеловеческих ценностей». Но к концу XX века стало явным для всех, что прирост «благ» разрушает биосферу и в конечном счете оборачивается обнищанием значительной части человечества. Выход из этого противоречия ищут теперь в неолуддистских призывах «назад к природе».

Отечественное «зеленое движение* формировалось в борьбе против проекта переброски северных рек, призванного исполнить древнее проклятие «Да потекут ваши реки вспять». Переброску рек удалось пресечь, но разразилась Чернобыльская катастрофа, сдетонировавшая взрыв Державы.

В национально-территориальных образованиях бывшего СССР экологические движения против гигантских строек и «проектов века» выливались в борьбу с власть предержащими. Эти стройки всегда были источником неконтролируемых средств и стройматериалов, завоз которых в несколько раз превосходил необходимое. Зачастую обогащалось не только высшее начальство и посредники, но и окружающее население. Так возникли городок и множество благоустроенных сельских усадеб и домов вокруг Ингурской ГЭС, поселки Коммунизм, Ленина и Калинина около Мургабскои ГЭС (Туркменистан), поселки и дачи вблизи водовода Арпа-Севан, Армянской АЭС и Ленинакана (Армения).

В Эстонии  экологическое движение сформировалось в борьбе против разработки фосфоритов и сланцев. В Литве — против Игналинской АЭС, в Армении — против завода синтетического каучука «Наи-рит», в Чечено-Ингушетии — против Гудермесского биохимического завода, в Таджикистане — против высокогорной Рогунской ГЭС, в Средней Азии — в защиту Арала и против применения пестицидов и дефолиантов на хлопковых полях, а на Украине и в Белоруссии — в борьбе против АЭС. Экологические организации в процессе дальнейшей суверенизации стали действовать как националистические движения, побросали зеленые хоругви и ухватились за многоцветные националистические флаги. Среди них — «Невада—Семипалатинск» (Казахстан), «Бирлик» (Узбекистан), «Рух» (Украина).

После обретения  независимости акценты переменились: литовский «Саюдис» выступил за расширение Игналинской АЭС, в Латвии дружно забыли о вреде Слокского комбината, в Армении заработал «Наирит», а Таджикистан получил от Пакистана и Саудовской Аравии заем для завершения строительства Рогунской ГЭС, обреченной на разрушение рассекающим ее сейсмоактивным разломом. Мы помним многих экологических соратников из республик, которые, начав свой путь с борьбы против властей, теперь стали членами национальных, а нередко — и националистических правительств, пройдя путь от Ж. Руссо до якобинцев, от благородной защиты священной рощи под Гудермесом до грабежей и диверсий на железной дороге.

Информация о работе Наука и «квазинаучная» мифология в современной культуре