Методология и методы естественно – научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:29, реферат

Краткое описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие- то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды методов……………………………………………..…………...3
2.Эмпирические методы………………………………………………………..…...3
3.Теоритеческие методы……………………………………………..……………...6
4.Всеобщий метод……………………………………………………..…………...11
5. Комплексный подход………………………………………………………..…..13
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...……….15

Вложенные файлы: 1 файл

ref KSE.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической гипотезы, который характерен для наук с высокой степенью математизации. Описанный выше метод гипотезы является методом содержательной гипотезы. В его рамках сначала формулируются содержательные предположения о законах, а потом они получают соответствующее математическое выражение. В методе математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он применим, прежде всего, в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал математических средств в теоретическом исследовании.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.

Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.

Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда — прототипом, образцом и т. д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т.е. модель и отображаемый с ее помощью объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).

Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал.

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1.Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.

2.Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях».

3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

Особой и очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Взаимосвязи между различными величинами, описвающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами.

Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

 

4. Всеобщий (диалектический) метод

Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям. Рассмотрим вкратце основные диалектические принципы.

Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношений.

Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания. Прогресс научного познания показал, что любой ученый — в какой бы области знания он ни работал — неизбежно потерпит неудачу в исследовании, если будет рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае окажется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности, как систему.

Система — это всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, строением и т. п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.

Для изучения объекта как системы требуется и особый, системный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим элементам (т. е. что она — как целостность — обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).

Принцип детерминизма. Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление  (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).

Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании. Мы не получим истинного знания, если будем изучать вещь в застывшем состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объекта, историю его возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также предсказать его будущее.

Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).

При историческом подходе история объекта воспроизводится в точности, во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.

При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при этом она подвергается определенным логическим преобразованиям: обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и освобождается в то же время от всего случайного, несущественного, наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.

 

5. Комплексный подход

Комплексный подход к объектам познания позволяет учесть множественность свойств, сторон, отношений и т. п. изучаемых предметов, явлений. Данный подход лежит в основе комплексных, междисциплинарных исследований, позволяющих «свести воедино» многосторонние исследования, объединить полученные разными методами результаты. Именно этот подход привел к идее создания научных коллективов, состоящих из специалистов различного профиля и реализующих требование комплексности при решении тех или иных проблем.

Комплексность является составным элементом современного глобального мышления. Таким образом, мы рассмотрении наиболее распространенные методы научного познания. Из всего вышеизложенного можно отметить, что все применяемые методы естественного научного познания взаимосвязаны между собой и применение одного влечет за собой использование другого.

Заключение

Каждая наука использует различные методы, которые  зависят  от  характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том,  что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы  от  уровня  и глубины научного исследования, что проявляется прежде  всего  в  их  роли  в научно-исследовательских  процессах.  Иными  словами,   в   каждом   научно- исследовательском  процессе  меняется  сочетание  методов  и  их  структура. Благодаря  этому  возникают  особые  формы  (стороны)   научного   познания, важнейшими   из   которых    являются    эмпирическая,    теоретическая    и производственно-техническая.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их  регистрацию,  накопление),  а  также  их  описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием  новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых  законов,  предсказанием  новых фактов в рамках этих теорий. С их  помощью  вырабатывается  научная  картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя  как  непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию  техники,  но  это уже выходит за рамки собственно научных методов, так  как  носит  прикладной характер.

К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе - еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2006
  2. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2007
  3. Горелов А.А. «Концепция современного естествознания» Москва, «Владас», 1999г.
  4. Грушевская Т.Г. «Концепция современного естествознания» Москва, «Высшая школа», 1998г.
  5. Зеленогорский Ф.А. О методах исседования и доказательства . −М., 1998

 

  1. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия».-М.:Логос,2004
  2. Карпенков «Концепция современного естествознания» Москва, «Высшая школа», 2003г.
  3. Найдыш «Концепция современного естествознания» Москва, «Гайдарики», 2000-2003г.
  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2005.

 


Информация о работе Методология и методы естественно – научного познания