Методологические основы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Метод (от греч. методос) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:
1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
2) учение об этой системе, теория метода.

Содержание

Введение
3
1.
Экспериментальные исследования
4
2.
Методологические основы научного познания
20

Заключение
27

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

вар.19 основы научных работ.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

6. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование. [2, с. 133]

 

Заключение

 

Метод (от греч. методос) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных  способов, приемов и операций, применяемых  в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и  т. п.);

2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология  науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, метод (в той или иной своей форме) – это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действий. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

В научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Эксперимент действительно является важнейшим методом познания окружающего нас мира, что позволяет называть его основой естественно - научного знания. 
Конечно же, эксперимент не может существовать обособленно. В осуществлении экспериментального исследования, как уже упоминалось, огромную роль играет теоретическая база. Теоретические предпосылки и подготовка эксперимента представляют собой “львиную долю” самого процесса экспериментального исследования. 
Единство теоретической и экспериментальной деятельности реализуется в общественном процессе познания, в интеграции специализированных видов деятельности. Экспериментальная деятельность всегда включает теоретическую, а теоретическая деятельность должна учитывать результаты экспериментов и наблюдений. Понимание диалектики познания заставляет нас выступать как против плоскогоэмпиризма, так и против преувеличенного умозрения, в котором отсутствует разумная научная постановка вопросов, основанная на обобщении результатов эксперимента. 
Экспериментальная деятельность и наблюдения дают множество данных. С помощью электронно-вычислительной техники производится их накопление. Их анализ предполагает, что речь идет о существенных данных, то есть о данных, определяющих характер исследуемых объектов или процессов. Для того чтобы выявить существенные, необходимые теоретические представления, объясняющих на уровне гипотез возможные результаты экспериментов и наблюдений.  
В большинстве своем, именно посредством экспериментального исследования, были достигнуты эти огромные успехи в области науки и техники, о которых говорилось выше. Это и дает право называть именно эксперимент основой естествознания.  

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аренс, В. Ж. Исторические пути развития горной науки и техники. – М.: Недра, 1984. – 36 с.

2. Аренс, В. Ж. Основы методологии горной науки: учеб. пособие. – М.: МГГУ, 2003. – 223 с.

3. Крутов, В. И. Основы научных исследований: учеб. для техн. вузов / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов [и др.]. – М.: Высш. школа, 1989. – 400 с.

4. Баранов, Е.Г. Основы научных исследований, Горное дело / Е. Г. Баранов, В. А. Бунько [и др.]. – Киев-Донецк: Вища школа, 1984. –173 с.

5. Лавренчик, В. Н. Постановка физических экспериментов и статистическая обработка его результатов: учеб. пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 272 с.

 


Информация о работе Методологические основы научного познания