Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:54, реферат
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.
Введение…………………………………………………………………………...3
 
Условия становления  и существования ноосферы……………………………...4
 
Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере……………………………………10
 
Концепция ноосферы В. И. Вернадского………………………………………14
 
Заключение  ………………………………………………………………………21
 
Список литературы ……………………………………………………………...22
Так, В.И. Вернадский понятие "ноосфера" употреблял в разных смыслах:
-как состояние планеты, когда человек становится преобразующей геологической силой;
-как область активного проявления научной мысли;
-как главный фактор качественной перестройки биосферы.
Вернадский 
рассматривает возникновение 
Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты, данные и результаты в единую целостную систему знания, которая убедительно объясняет, какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Она основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, труда и мысли в эволюции биосферы, а через последнюю, и в изменении происходящих на Земле геологических процессов и лика Земли в целом.
Вернадский писал: «Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества... Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу». В период перехода от биосферы к ноосфере появляется такой мощный геохимический фактор, как увеличивающееся количество зелёного живого вещества за счёт расширения посевных площадей и повышения интенсивности земледелия.
Это приводит 
к ускорению процессов 
Вернадский предвидел неминуемое расширение «границ» ноосферы, имея в виду неизбежный выход человека в космическое пространство. В основе ноосферы – «сферы разума» – лежит гармония человека и красоты природы, и он призывал бережно относиться к этой гармонии. Переход к ноосфере начался с момента появления в жизни человека огня и изготовления первых орудий производства и охоты, благодаря чему он получил преимущество перед животным миром и начал процесс приручения диких животных и создания новых сортов культурных растений.
Теперь 
уже человек действует не как 
разумное существо, а как творец. 
Изучению влияния человека на окружающую 
среду, поиску путей восстановления 
пострадавших в процессе его деятельности 
природных систем посвящена наука, 
возникшая уже после смерти Вернадского 
(в семидесятых годах 
Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам.
1. Ноосфера 
представляет собой область 
2. Ноосфера 
есть качественно высшая 
3. Ноосфера 
как высокоорганизованное 
4. Структура 
ноосферы включает: человечество, социальные 
системы, науку, технику и 
5. Ноосфера 
– феномен не столько природы, 
сколько космоса. Биосфера – 
живая оболочка Земли; 
Вышеприведенные аксиомы отражают главные свойства, которыми должна обладать ноосфера.
Концепция ноосферы В. И. Вернадского
Немаловажную роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» . Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912 г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный ... от всех остальных сил природы» . Человек «создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту — он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...» . С. Н. Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве — софийно» .
Главным творцом ноосферной концепции стал В. И. Вернадский (1863—1945) — один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Его нередко причисляют к плеяде русских философов-космистов. Но в отличие от многих из них он шел к идее ноосферы своим излюбленным путем естествоиспытателя — путем эмпирических обобщений, основанных на обширном фактическом материале.
Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются:
- биосфера – населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли;
-человечество 
как единое целое, наука, 
Таким образом, 
ноосфера представляет собой единство 
природного (биосфера) и социального 
(«общество»). В дальнейшем мысль 
о единстве природного и социального 
была  конкретизирована и углублена: «Ход 
истории пошел к объединению человечества, 
к  ноосфере – будущему единству человеческой 
организации как единой действенной   
структуре... Ноосфера – есть планетное 
явление, и исторический процесс, взятый 
в планетном масштабе, есть то же геологическое 
явление». Ноосфера, с естественнонаучных 
позиций, – это современная биосфера, 
частью которой является человечество. 
Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь 
на биологическом плане частью биосферы, 
человечество, как носитель разума, – 
явление социальное, поэтому оно является 
биосоциальной реальностью, которая представляет 
собой основу ноосферы. 
Каковы же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное состояние? Особое место здесь принадлежит идее об эволюции живого вещества человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты». Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним – биосфера и человечество.
Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью эволюционного процесса: «... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Данацефолизацией, а Ле Контом – психозойской эрой. Это связано с развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга – орудия научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью... не есть кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)».
Итак, если 
под ноосферой понимать гармонизированную 
систему «общество-биосфера», то человечество 
может и не дождаться такой 
«ноосферы». Большое методологическое 
значение имеет идея В. И. Вернадского 
о единстве человечества, его материальной 
и духовной жизни. По его мнению, 
«человечество едино... Жизнь человечества, 
примесей ее разнородности, стала неделимой, 
единой... Телеграф, телефон,   
радио, аэропланы, аэростаты охватили 
весь земной шар. Сношения становятся 
все более простыми и быстрыми». И далее: 
«... впервые в истории человечества мы 
находимся в условиях единого исторического 
процесса, охватывающего всю биосферу 
планеты. Как раз закончились сложные... 
исторические процессы, которые, в конце 
концов,  в нашем XX столетии создали единое, 
неразрывное целое». Все народы Земли 
в научно-техническом, технологическом, 
информационном аспектах стали единым 
целым.  
Причем это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет».
И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она – одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием всего человечества.
Анализируя 
развитие научного знания в истории 
человечества, создатель биогеохимии 
выдвинул идею о «взрыве научного 
творчества», имеющую большое 
Субъективным 
фактором бурного развития науки XX 
в., по мнению   
В. И. Вернадского, является свобода научной 
мысли, которая, однако, была   
весьма ограничена в тоталитарном обществе.  
В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного изыскания», во-вторых, «XX век – век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа».
Иными словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.
Великий натуралист выделил также три тенденции, лежащие в основе развития ноосферы:
«Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, – с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений...
Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо всех ... не становились реальной государственной задачей...
В-третьих, 
впервые поставлена... проблема сознательного 
регулирования размножения, продления 
жизни... ослабления болезней для всего 
человечества. Впервые ставится задача 
проникновения   
научного знания во все человечество». 
В настоящее 
время данные тенденции проявляются 
еще более отчетливо. Более того, 
проблемы  народонаселения и здравоохранения 
приобрели глобальный характер. В основе 
экологического сознания, по Вернадскому, 
лежит идея единства человека и человечества 
с живым веществом и биосферой в целом: 
«Человек и человечество теснейшим образом 
прежде всего связаны с живым веществом, 
населяющим нашу планету ... Человек   
живет в биосфере и от нее не отделим». 
Поэтому произведенная деятельность человечества 
должна быть связана с сознанием единства 
и равенства всех людей, единства ноосферы. 
Очень актуальной является идея Вернадского 
о том, что ноосферное сознание должно 
иметь глобальный характер: «Человек впервые 
реально понял, что он житель планеты и 
может – должен – мыслить и действовать 
в новом аспекте, не только в аспекте отдельной 
личности, семьи или рода, государств или 
их союзов, но и в планетарном  аспекте».