История естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Закон трех стадий О. Конта предполагает наличие трех стадий в развитии как науки в целом, так и каждой дисциплины и даже каждой научной идеи: теологической (религиозной), метафизической (философской), позитивной (научной). В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования на внутреннюю природу вещей, считает причиной явлений сверхъестественные факторы. В метафизическом состоянии сверхъестественные факторы заменяются абстрактными силами или сущностями.

Вложенные файлы: 1 файл

История естествознания.docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

История естествознания

Закон трех стадий О. Конта предполагает наличие трех стадий в развитии как науки в целом, так и каждой дисциплины и даже каждой научной идеи: теологической (религиозной), метафизической (философской), позитивной (научной). В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования на внутреннюю природу вещей, считает причиной явлений сверхъестественные факторы. В метафизическом состоянии сверхъестественные факторы заменяются абстрактными силами или сущностями. Наконец, в позитивном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия.

В настоящее время естествознание определяется с двух позиций:

– это совокупность наук о природе, взятых как единое целое. В таком определении подчеркивается многообразие природы и, следовательно, множество наук о ней;

– это наука о природе как единой целостности. В этом определении подчеркивается единство и нерасчлененность природы и, следовательно, существование единой науки о ней.

В развитии естествознания можно выделить пять основных закономерностей:

1. Аккумуляция знаний  – "Всякая новая научная теория  не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на  правах частного случая, т.е. устанавливает  для прежней теории ограниченную  область применимости, и при этом  обе теории могут мирно сосуществовать" (Н. Бор).

2. Конкуренция научных  программ, т.е. возможность одновременного  сосуществования различных концепций, которые объясняют или направлены  на объяснение одного и того  же явления или фрагмента реальности.

3. Революционный характер  развития, т.е. процесс радикальной  коренной ломки старых, занимавших  господствующее положение в науке  научных парадигм и теорий. Это  радикальная перестройка методов  получения нового знания, включая  изменения в самих нормах и  идеалах научности.

4. Систематичность развития, т.е. безостановочное, непрекращающееся  развитие, придающее науке характер  прогрессивно развивающейся системы.

5. Цикличность развития. Например, периодическая активность  космических объектов влияет  на проявление всех жизненных  процессов на Земле, включая интеллектуальную  работу мозга. Это, в свою очередь, сказывается на периодической  повторяемости научных открытий. Данное научное предположение  было выдвинуто в работах А.Л. Чижевского.

Изучение природы всегда было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базой эволюции его мировоззрения. Осознавая себя в процессе взросления, люди всегда задавались проблемой, какой мир их окружает, где они находятся.

В настоящее время преобладают две концепции изучения истории: презентизм (рассказ о прошлом с современной точки зрения) и антикваризм (рассказ о прошлом глазами современников). При этом на практике история в большей степени опирается на частные (отдельные) для человечества события и личности. С концептуальной точки зрения более важны события (революционные или эволюционные), которые качественно изменяли условия существования человечества – сначала технологические, а затем, как следствие этого социально-политические. Например, первоначально не капитализм вызвал появление понятия "машина", а, наоборот, появление машин, а далее и фабрик создало основу для изменения социального устройства общества. Исходя из этих концептуальных позиций, мы с Вами и попытаемся проследить историю развития знаний людей о мире в котором мы живем.

При изучении истории необходимо придерживаться, как минимум, нескольких принципов, без которых этот процесс во многом теряет смысл для последующего развития человечества:

·  принцип дополнительности – позволяет уточнить процедуру историко-научного анализа, что снимает проблему понимания прошлого (действия совершенные в других, прошлых условиях);

·  принцип унаследованности – идеи, выдвинутые в прошлом, часто не отвергаются полностью, а изменяются, сохраняя свое интеллектуальное и побудительное для будущего значение. Например, известное выражение: "Все мы стоим на плечах гигантов!" означает, что каждый из нас не изучает мир с начала, а использует ранее полученные знания.

·  принцип сочетания процессов дифференциации и интеграции познания о природе – с одной стороны наблюдается все большее углубление познания (специализация) отдельных сторон деятельности человека, а с другой все больше концепций о природе опирается на множественность фактов. При этом в эволюции человечества наблюдается то усиление, то снижение роли одной или другой тенденции. Например, во второй половине XX века явно преобладала тенденция к специализации различных наук. После накопления множества отдельных знаний к концу этого же века произошел прорыв в виде появления, например, современной медицины, которая уже не мыслима без интегрального использования химии, биологии, информатики, физики, техники и т.д. А современное развитие информатики вообще началось с наблюдение Винером общения курицы и цыплят (биологическая этология).

На основе этих принципов могут быть построены различные модели развития естествознания:

1. кумулятивная – каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения;

2. научно-революционная – каждый последующий шаг в науке основан на прерывности, особенности, уникальности, революционности: частная (микрореволюция, затрагивающая одну область знания), комплексная (революция, затрагивающая несколько областей знания), глобальная (всеобщая революция, радикально меняющая основания науки и формирующая новую картину мира);

3.  "кейс стадис" – как бы пересечение всех возможных траекторий истории науки, сфокусированных в одной точке с целью рассмотреть и реконструировать одно событие из истории науки в его целостности, уникальности и невоспроизводимости (совокупность индивидуальных, частных ситуаций).

Взгляды на историю развития естествознание до сих пор неоднозначны, противоречивы, хотя это и древнейшая наука. Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной из них объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки ко времени, когда человек научился изготавливать первые орудия труда. Другая крайность – историю развития естествознания связывают с существованием европейской цивилизации, начиная с Древней Греции. При этом развитие науки в других земных цивилизациях практически не рассматривают. Возможно, поэтому европеизация науки привела к современной однобокой техногенной глобальной цивилизации. Почти наверняка уже утеряны величайшие философско-физиологические достижения Востока, внеинструментальное космологическое знание древних цивилизаций Южной Америки и т.д. Приведем некоторые взгляды на историю развития естествознания, изложенные в учебниках по дисциплине "Концепции современного естествознания":

Бондарев (2003) считает, что естествознание развивалось в 5 этапов, которые можно обозначить как познавательный, античный, схоластический, Возрождения, социокультурный. Он же считает, в естествознании произошло четыре революции – становление классического естествознания (XVII век), переход к дисциплинарно организованному естествознанию (в конце XVIII – первой половине XIX века), становление неклассического естествознания (в период с конца XIX до середины XX века), рождение новой постнеклассической науки (последняя треть XX века).

Буданов приводит 7 периодов развития естествознания - донаучный, греческий, римско-эллинский, распад Рима и становление христианства, христианское средневековье и арабский Восток, Возрождение, становление науки Нового времени (ХVII-ХVIII века).

Ильясова выделяет 5 этапов развития естествознания:

1. Донаучный этап (до XV века). Для древнего человека окружающий  мир ограничивался горизонтом  конкретно-чувственного восприятия. Архаическое мышление было преимущественно "правополушарным". Наиболее полно  умозрительное, недетализированное истолкование природы как целостности отражала древнегреческая натурфилософия. Её познавательные принципы: уподобление большого – малому, тождественность микро- и макромиров, выведение свойств предмета из свойств его частей. Человек – часть Вселенной (микрокосм). Главные методы: наблюдения, гипотезы, логические рассуждения. В VIII - XIV веках натурфилософия дала начало собственно науке – специфической сфере интеллектуальной человеческой деятельности.

2. Аналитический этап (XV - XVII века) связан с дифференциацией  знания о природе и выделением  специальных наук – физики, алхимии, медицины, биологии. Математика и  астрономия уже были самостоятельны. Гуманитарное знание формировалось  в сфере искусства и религии. Это период становления аналитического  метода исследования: изучения сложного  предмета через разложение его  на части. Научное знание носило  описательный, эмпирический характер  в сочетании с фантазийным, иррациональным  объяснением. Сильно влияние религии. Религиозная картина мира занимала  в обществе ведущее место. В  период Промышленного переворота (конец XVII века) завершается переход  к дисциплинарно организованной  науке и начинается синтетическая  стадия осмысления мира.

3. Синтетический этап (XVII - XIX века) познания природы связан  со становлением классического  естествознания, сформировавшего новую  исследовательскую позицию "человека  познающего" над природой. Отстранённость  наблюдателя, его выделенность из окружающего мира давала надежду на объективность научного знания. Формируется синтетический метод изучения многосоставных сложных объектов путём объединения в единое целое аналитических знаний о его частях. Быстрыми темпами развиваются техника и технология производства, способствующие росту авторитета науки. Данный этап можно охарактеризовать как период углублённого изучения частностей. Бурное развитие отдельных научных дисциплин было направлено на достижение идеальной теоретической конструкции каждой области знания. Во второй половине XIX века возникла идея самодостаточности математики (ещё Пифагор считал, что "всё есть число"), казалось завершённым здание физики и других естественных наук. В целом научное знание выполняло нормативную функцию: научные законы и теории имели характер запрета или разрешения человеку на определённую деятельность. Достаточно вспомнить любой закон классической физики или химии, чтобы в этом убедиться. К концу XIX века классическая дисциплинарная наука сформировалась окончательно и достигла "необычайных высот в искусстве расчленения целого на части" (И. Стенгерс). Её стиль мышления, который можно определить как аналитико-синтетический, и основные методы остаются актуальными и сегодня.

4. Неклассический этап (нач. XX - сер. XX века) связан с изучением сложных объектов, организованных как системы с массовыми, вероятностными взаимодействиями компонентов. Их устойчивость связана с управлением и саморегуляцией (заводы-автоматы, ЭВМ, экосистемы, механизм жизни, управление экономикой страны и т.п.). Развиваются квантовые физика и химия, генетика, космология, кибернетика, теория систем. Изменились нормы и идеалы неклассической науки. Произошёл отказ от линейного детерминизма. В научное исследование вводятся вероятность и системность как фундаментальные свойства реального мира. Природа представляется Большой системой, свойства которой невозможно вывести только из свойств её частей. Осознаётся относительность теорий, научной картины мира, вариативность путей развития природы и общества. В рамках нового системного мышления невозможно вычленить из окружающего мира человека – единственного исследователя и интерпретатора природы.

5. С середины XX века (60-70-е  годы) начинается период, называемый  постнеклассическим. Он связан с идеями интеграции наук, универсального эволюционизма и новым подходом к познанию – синергетическим. В синергетике сфокусированы главные идеи современной науки: нелинейность мышления, плюрализм, неоднозначность, альтернативность путей развития в природе и обществе, но главное, – новое понимание роли хаоса – необходимого конструктивного, созидающего начала в непрерывно становящемся мире. Для этого этапа характерно взаимопроникновение наук, и не только родственных, междисциплинарные формы научных исследований, интеграция усилий представителей разных дисциплин, теоретиков и экспериментаторов, естественников и гуманитариев. Мир современной науки – "человекомерные системы" (включающие человека), а это требует учёта в познавательных схемах аксиологических факторов (ценностной ориентации, нравственных критериев, целеполагания и пр.).

Грушевицкая выделяет всего 3 этапа – натурфилософский, аналитический, синтетический, признавая началом развития естествознания науку Древней Греции.

Данилова считает, что научное естествознание началось в Древней Греции (с VI века до н.э), а его история  подразделяется на периоды - древнегреческий, эллинистический, древнеримский, период античной натурфилософии, средневековый европейский, научных революций, начиная с Коперника и Ньютона (XV-XVI века).

По Феррару естествознание прошло три стадии и вступает в четвертую: синкретическая (VП век до н.э. – XIII-ХV века н.э.), аналитическая (с XIII-XVII веков до XIX века), синтетическая (с XIX века до середины XX века). С середины XX века мы вошли в четвертую стадию развития естествознания – интегрально-дифференциальную.

Информация о работе История естествознания