Законодательное регулирование образования современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:07, доклад

Краткое описание

В Российской Федерации с состоянием дел в сфере образования напрямую связана не только государственная социальная политика, но и стратегия экономического развития государства. В современном обществе от уровня развития образования и его качества зависят практически все стороны государственной жизни и общественного развития — экономика, безопасность, научно-технический прогресс, культура, экология и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад ОПО.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

Региональное законодательство об образовании в настоящее время активно обновляется, поскольку многие действующие нормативные правовые акты были приняты задолго до принятия Закона об образовании 2102 г. В субъектах Российской Федерации начался процесс приведения регионального законодательства об образовании в соответствие с положениями федерального закона 2012 г. В ряде субъектов уже приняты законы об образования нового поколения: Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. «Об образовании в Санкт-Петербурге», Закон Омской области от 18 июля 2013 г. «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», Закон Тульской области от 30 сентября 2013 г. «Об образовании», Закон Республики Алтай от 15 ноября 2013 г. «Об образовании в Республике Алтай» и т. д.

 

Муниципальные нормативные правовые акты в сфере образования

 

Муниципальные образования также наделяются определенными полномочиями в сфере образования. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[35] к вопросам местного значения относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования;

- организация отдыха детей в каникулярное время и т. д.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования закреплены в ст. 9 Закона об образовании 2012 г.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Таким образом, нормы образовательного права могут содержаться в нормативных правовых актах, принимаемых на муниципальном уровне[36].

Муниципальные акты, регулирующие образовательные отношения, — самая многочисленная группа источников образовательного права, принимаемая органами местного самоуправления по вопросам образования, отнесенным к компетенции муниципальных властей (решение Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 29 марта 2013 г. «Об утверждении Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях городского округа Коломна, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», решение Петрозаводского городского Совета от 28 сентября 2010 г. «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных учреждениях Петрозаводского городского округа», постановление Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 24 апреля 2007 г. «Об утверждении Положения об организации отдыха детей в каникулярное время в городе Набережные Челны», постановление Главы Администрации г. Махачкалы от 3 июня 2010 г. № 1667 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений г. Махачкалы» и т. д.).

Как и применительно к нормативным правовым актам, принимаемым на уровне субъекта Российской Федерации, в отношении муниципальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения, Законом об образовании 2012 г. (п.п. 4 и 5 ст. 4) устанавливается требование о соответствии содержащихся в них норм предписаниям федерального закона.

Этот принцип, обеспечивающий единство и непротиворечивость законодательства об образовании, приводит в настоящий момент к актуализации муниципальных источников образовательного права, принятых до 2012 г.

 

Локальные нормативные акты

 

Новеллой Закона об образовании 2012 г. является включение отдельной статьи, посвященной локальным нормативным актам[37]. Локальные акты (приказы, положения, правила, регламенты, инструкции и т. д.) имеют особое значение для правового регулирования образовательных отношений, поскольку принимаются образовательными организациями по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Ими устанавливаются правила приема обучающихся, режим занятий, организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, определяются порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и т. д. Вопросы, регламентируемые локальными актами «ближе» всего к участникам образовательных правоотношений. Локальные акты часто становятся первым опытом использования обучающимися, родителями несовершеннолетних обучающихся источников позитивного образовательного права.

Требования к локальным актам закреплены в Законе об образовании 2012 г. Согласно ст. 30 Закона локальные нормативные акты должны приниматься:

- во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации; они не могут содержать нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством;

- во-вторых, в пределах компетенции образовательной организации, от которой они исходят;

- в-третьих, в порядке, установленном уставом соответствующей образовательной организации.

Локальные нормативные акты, не соответствующие данным требованиям, не могут применяться и подлежат отмене издавшей их образовательной организацией. Негативные правовые последствия, предусмотренные Законом об образовании 2012 г., для локальных актов, принятых с нарушением установленных требований, преследуют цель обеспечить единство и непротиворечивость всей системы правового регулирования образовательных отношений.

Ценность локальных нормативных актов и их особое место в системе источников образовательного права объясняются тем, что при принятии таких актов, в случае, когда локальными актами затрагиваются права обучающихся и работников образовательной организации, используются особые процедуры, позволяющие учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также представительных органов работников.

Такие процедуры позволяют обеспечить «точную настройку» локальных нормативных актов и в полной мере учесть интересы всех участников образовательных правоотношений.

 

Заключение

 

2013 г. войдет в историю современного российского права как год вступления в силу нового федерального закона об образовании. Значение этого законодательного акта для всех сторон российской социально-экономической жизни, пожалуй, никем не ставится под сомнение. Никем не ставилась под сомнение и настоятельная необходимость законодательных реформ в сфере образования — прежний закон об образовании 1992 г. давно уже изжил себя.

Ожесточенные споры велись на этапе обсуждения законопроекта и продолжаются до сих пор в связи с различными взглядами на содержание и пути реализации реформы образования в Российской Федерации. В настоящей статье мы не касались вопросов реформирования системы образования, оправданности, эффективности изменения тех или иных материальных норм: предметом исследования стала форма образовательного права, а не его содержание.

Удалось ли с принятием нового закона об образовании сформировать эффективную систему правового регулирования образования? — Ответ на этот вопрос спустя некоторое время даст правоприменительная практика. Однако уже сейчас можно сказать, что задача систематизации законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, по-прежнему остается в повестке дня. Тот факт, что регламентация важнейших аспектов образовательной политики осуществляется десятками (!) различных федеральных законов, с одной стороны, позволяет утверждать о незавершенности работ по систематизации российского законодательства об образовании, а с другой стороны, усложняет реализацию задачи приведения в соответствие с федеральным законодательством многочисленных региональных и муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере образования. И, конечно же, такое состояние законодательной базы образования не облегчает ее использование субъектами образовательного права, к числу которых, без преувеличения, можно отнести большую часть российского населения.

Таким образом, можно заключить, что со вступлением в силу в 2013 г. нового закона об образовании завершился продолжительный этап реформирования законодательства об образовании, но в вопросе о его систематизации и оптимизации правовых форм точка пока не поставлена.

 

1.Козырин А.Н.Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2008. —Т. 3. — Вып. 2. — С. 5-30.

2.Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А.Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. — 2011. — № 4. — С. 50-54.

3.Трошкина Т.Н.Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. — 2011. — № 3. — С. 56-61.

4.Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А.Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. — 2010. — № 3. — С. 43-62.

 


Информация о работе Законодательное регулирование образования современной России