Естествознание античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучение литературы по данной теме и правильное осмысление материала.
Задачи:
-формировать собственные знания и представления по теме «Естествознание античности»;
-Самостоятельно отобрать материал и последовательно его изложить.

Содержание

Введение..................................................................................3
I. 1. Особенности античного мировоззрения. Представления о природе…………………………………………………………………..4
2. Первые естественнонаучные системы……………………….6
II. 2. Каковы основные античные идеи о происхождении живого. Назовите и раскройте…………………………………………………..9
III. 1. Какую характеристику атома античная философия считает главной:
а) атом имеет разные размеры и форму
б) атом - всеобщая сущность бытия
в) атом – конкретный объект
г) атом – физический объект.
Объясните свой выбор………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

IIКСЕ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Этот взгляд стал истоком континуальной традиции современной науки.

Античная, точнее сказать Древнегреческая наука была умозрительным исследованием, мало связанным с практическими задачами. Поскольку всю тяжёлую работу в Древней Греции выполняли рабы, ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась неизменной.

Только в  последующем наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения. И поэтому обеспечилось господство человека над природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 2 Каковы основные античные идеи о происхождении живого. Назовите и раскройте.

 

Попытки объяснить, как возникла и развивалась жизнь, предпринимались людьми ещё в древние времена. Люди пытались понять и объяснить процесс образования живого.

В античность представления о возникновении  живого уже представлялись с нескольких точек зрения. Античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его происхождение и развитие. На основе таких представлений, в конце концов, сложились два противоположных подхода к решению вопроса о происхождении жизни.

Первый подход религиозно-идеалистический. Состоял он в том, что возникновение жизни не могло осуществляться естественным, объективным, закономерным образом на Земле. Жизнь является следствием божественного творческого акта, и потому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира «жизненная сила», которая и направляет все процессы жизни. Другими словами креационизм. В настоящее время эта теория не потеряла своей актуальности, так как её придерживаются последователи почти всех наиболее распространённых религиозных учений.

Залог успеха этой теории состоит в вере, а  вера соответственно не нуждается в  доказательстве в научном смысле слова, жизнь такова, какова она есть, потому что такой её сотворил Бог – суть религиозно-идеалистического подхода. Соответственно ни о каком научном подходе в данной концепции речь не идёт.

Наряду с  таким идеалистическим подходом еще в древности сложился и  материалистический подход. В основе этого подхода лежало представление  о том, что живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического, под влиянием естественных факторов. Так сложилась концепция спонтанного самозарождения живого из неживого.

Несколько точек  зрения возникало у античных учёных-философов  на концепцию происхождения живого. Основываясь на идеалистическом  подходе, представляли свои личные модели образования живого.

Например, обращаясь  к учению Анаксимандра (около 611-545 годы до нашей эры), рассматриваем его идею об образовании живого существа из апейрона, те есть по тем же законам, что и происхождение вещей неорганической природы. Суть теории состояла в том, что животные родились первоначально из влаги и земли, нагретые солнцем. Первые животные были покрыты чешуёй, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу, чешуя их лопнула, и, освободившись от неё, они начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга. Надо отметить, что Анаксимандр не проводит связи между видами, то есть, нет идеи генетической связи. Хотя, в отношении человека Анаксимандр уже допускал возможность происхождения человека от другого вида.

Ещё одна из теорий о происхождении живого была создана Эмпедоклом. Его теория тесно связана с его философскими взглядами. В основе этой теории существование четырёх стихий или другими словами четырёх элементов мира – это огонь, воздух, вода и земля. Каждый из этих элементов, по мнению Эмпедокла, состоит из вечных частиц, способных вступать во взаимодействие друг с другом. Также  философ отмечал существование двух сил – это Любовь (сила соединяющая) и Вражда (сила разъединяющая), которые соединяют или разъединяют разрозненные частицы. Эмпедокл считал эти две силы двигателями всех процессов во Вселенной. А сейчас обратимся непосредственно к сути теории Эмпедокла. Жизнь на планете зародилась ещё до того, как образовалось Солнце. На Землю постоянно выпадали осадки в виде обильного дождя. Вследствие этого поверхность Земли превратилась в тинообразную массу. В тоже время из недр планеты периодически прорывался огонь, который поднимал наверх сгустки тины. Тина в свою очередь принимала различные формы. В процессе взаимодействия земли, воды, воздуха и огня создавались растения - предшественники живых существ. Со временем стали появляться животные формы. Именно животные формы, так как это были лишь отдельные части, органы.

В дальнейшем, подчиняясь действию силы Любви (соединяющей  силы), образовавшиеся животные формы, передвигаясь в пространстве беспорядочно, сталкиваясь и образуя разнообразные  уродливые и несовершенные создания, большинство из этих созданий были нежизнеспособными. Под действием силы Вражды (силы разъединения) все неприспособленные к жизни, несовершенные формы погибали со временем. В процессе оставались лишь целесообразно устроенные организмы, способные питаться и размножаться. Эти, более совершенные, организмы стали размножаться половым путём, и тем самым сохранились в будущем.

Несмотря  на примитивность идей Эмпедокла, можно  найти параллели с идеей естественного  отбора Дарвина.

Ещё одна теория представлена античным учёным и философом – Аристотелем. Он придерживался теории спонтанного зарождения жизни. На основе своих наблюдений и предположений учёный развивал мысль о связи всех организмов непрерывным рядом, так называемой «лестницей природы».

Аристотель  утверждал: «Ибо природа совершает  переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия» (Аристотель).[9, страница 260] Это утверждение подкрепляет высказывания Эмпедокла и его теории об органической эволюции. Но вернёмся непосредственно к теории Аристотеля. Суть теории – в определённой «частице» вещества содержится некое «активное начало», которое при определённых, подходящих условиях, может создать живой организм.

В дальнейшем ученые обращались к теории спонтанного самозарождения, хотя главенствующей она не считалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. 1. Какую характеристику атома античная философия считает главной:

а) атом имеет разные размеры и форму

б) атом – всеобщая сущность бытия

в) атом – конкретный объект

г) атом – физический объект.

Объясните свой выбор.

 

Атомистическая  программа оказала громадное влияние на всё последующее развитие науки. Эта программа являлась итогом развития древнегреческой философской традиции, синтезом целого ряда её тенденций и идейных установок.

Сначала обратимся к представлениям античных философов об атоме.

Первоначальные представления об атоме были сформулированы древнегреческим философом Демокритом. Его представления об атомах:

-атомы – мельчайшие материальные частицы, составляющие Вселенную;

-атомы – мельчайшие, неизменные, непроницаемые, неделимые частицы, то есть «кирпичики мироздания»;

-атомы неуничтожимы и вечны;

-атомы находятся в постоянном движении, изменяя своё положение в пространстве;

-атомы различаются по форме и величине (размеры, соответственно, настолько малы, что не недоступны восприятию органами чувств человека).

Ещё один философ  античности, поддерживающий атомистическую программу, Эпикур.

Эпикур разделял точку зрения Демокрита. Он считал, что мир состоит из атомов и  пустоты, а всё существующее во Вселенной  возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Также Эпикур внёс свои поправки в атомистическое учение:

-атомы не могут превышать известной величины;

-число форм  атомов, ограничено;

-атомы обладают тяжестью и другие.

 Мысль об изменении направления движения атомов, может быть обусловлена причинами, содержащимися внутри самих атомов, принадлежит Эпикуру.

Наиболее  известный натурфилософ - атомист в Древнем Риме – Тит Лукреций Кар. Основная мысль – вечная материя.

-вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы;

-атомы – первичная составная часть вещей;

-атомы вечны,  их количество во Вселенной  всегда остаётся одним и тем  же.

Материя вечна, а материю Лукреций отождествлял с атомами.

Представления об атоме каждого из философов, в какой то мере принципиально отличаются, но основа учения одна.

Рассмотренные выше идеи античных философов поддерживали точку зрения атом-это первооснова всего (Вселенной, Земли, вещей и другого), то есть атомы - это бытие в собственном смысле слова.

Если рассмотреть  характеристику «атом имеет разные размеры и форму», то можно найти полное подтверждение этой точки зрения у Демокрита. А остальные представители античной философии разделяли эту теорию, но не полностью,они  уточняли, атом имеет бесконечное число форм и атом может иметь ограниченные размеры.

Следующие характеристики: «атом – это конкретный объект» и «атом – это физический объект» не поддерживали античные философы, так как атомы сами составляют вещи и всё существующее во вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Естествознание – весьма разветвлённая область современной науки, его непосредственным  объектом изучения является природа. При ближайшем рассмотрении выясняется единство человека и природы.

Природа как  объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Круг знаний становится всё шире.

Естествознание  в античность – это начало развития современной науки. Без естественно-научных  концепций античности  не произошло  бы дальнейшего развития науки. Естествознание – это те отрасли умственной работы, которые были связаны с практической деятельностью людей с самого начала, с первобытных времён, а на первом этапе их развития можно найти лишь попытки построить умозрительные схемы устройства природы. Становление логически и методологически осознанной науки – это античная наука.

В контрольной  работе я постаралась изложить свою точку зрения по заданным вопросам. Выполнила поставленные цели и задачи.

Изучение предмета «Концепции современного естествознания» помогло мне не только расширить кругозор, но и познакомиться с конкретными  естественно-научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими задачами, от решения которых зависит уровень жизни каждого человека. Этот опыт пригодится мне, как социальному человеку - в повседневной жизни, и как специалисту - в будущем обучении, в последующем в выбранной мной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона. - М.: Вече, 2002. – 576 с. (Версии мировой истории).
  2. Вирнинский В.С., Хотеенков В.Ф., Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины XV века: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с.: ил.
  3. Горелов А.А., Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.: ил.
  4. Грушевицкая Т.Т., Садохин А.П., Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2003. – 670 с.
  5. Жмудь Л.Я., Зарождение истории науки в античности – СПб.: РХГИ, 2002. – 424 с.
  6. Игнатова В.А., Естествознание: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 254 с., 27 ил.
  7. Канке В.А., Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: Логос, 2003. – 368 с.: ил.
  8. Карпенков С.Х., Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Изд. 4-е, испр. и доп. 640 с.
  9. Концепции современного естествознания/ под. ред. проф. Самыгина С.И./: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 448 с.
  10. Лихин А.Ф., Концепции современного естествознания: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.
  11. Миронов В.В., Философия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 240 с.
  12. Найдыш В.М., Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 476 с.
  13. Солопов Е.Ф., Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 232 с.

 

 

 

 




Информация о работе Естествознание античности