Естественнонаучные и гуманитарные культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

Культура - это совокупность социально значимой информации, определяющей деятельность, поведение и общение людей и представленной различными формами - результатами человеческой деятельности. Например, социально значимая информация может быть представлена в виде знаний, умений, навыков, образцов деятельности и поведения; материальных ценностей - орудий труда, техники, предметах быта; духовных ценностей - норм и идеалов, идей и гипотез; произведений искусства, философских, этических и политических учений, верований, социальных целей и ценностных ориентации.

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ политех.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка    ______курса ___________ 
_______________________ 
_______________________

 

Проверил:

 

 

 

САРАТОВ 2012

ТЕМА: Естественнонаучные и гуманитарные культуры

 

Человеческая любознательность во всех формах познавательной деятельности всегда была подчинена одной цели - «познание истины бытия». Эта направленность познания понимается как постоянное углубление наших знаний о мире.

Знания - проверенные  практикой результаты познания, научные  сведения. 
         Познание - творческая деятельность индивида, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, осуществляемая в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Познание происходит на фоне исторического этапного развития культуры общества. 
         Культура - это совокупность социально значимой информации, определяющей деятельность, поведение и общение людей и представленной различными формами - результатами человеческой деятельности. 
Например, социально значимая информация может быть представлена в виде знаний, умений, навыков, образцов деятельности и поведения; материальных ценностей - орудий труда, техники, предметах быта; духовных ценностей - норм и идеалов, идей и гипотез; произведений искусства, философских, этических и политических учений, верований, социальных целей и ценностных ориентации.

Термин «культура» является одним из наиболее часто употребляемых  в большинстве современных языков, и это говорит о его многозначности. По современным понятиям социально значимая информация, составляющая культурное наследие, может быть разделена на два блока. К первому блоку можно отнести информацию, создаваемую в процессе научного познания природы, решения технических и технологических задач общества (информация, содержащаяся в теоретических знаниях, идеях, гипотезах и материальных ценностях - объектах естественнонаучной культуры, естественных и технических наук). 
           Второй блок составляет информация, полученная в процессе гуманитарного познания человека и общества при их взаимодействии с природой (нормы, идеалы и гуманитарные ценности - объекты гуманитарной культуры, гуманитарных наук).

Наука - сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире ( В.В. Найдыш, 2007).

Определяя место естествознания в современной культуре, необходимо отметить, что современная наука имеет сложную организацию. Все многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук: естественных, гуманитарных, технических и др.

Научное знание включает:

■  систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

■ систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки  являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естествознанием называют систему научных знаний о природе. К современному естествознанию относятся не только последние научные открытия, но и все те, на которых основывается современная наука, включая знания, ставшие достоянием человека в разное время его истории.

 

Основные цели естествознания:

  • находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
  • раскрывать возможность использования на практике познанных законов природы.

 К естественным  наукам относят, например, физику, химию, биологию, геологию, физиологию  и др. (П.А. Голиков с соавт., 2007).

Физика - фундаментальная наука, определяющая развитие естествознания. Греческое слово «physis» в переводе означает «природа», поэтому науку о природе стали называть физикой. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной в целом. Начиная е XVII в. физика стала быстро развиваться. Из нее постепенно выделялись новые науки о природе, например, химия. К концу XIX в. физика достигла высокой степени совершенства и получила название классической. К физическим наукам относят, например, механику, электротехнику, термодинамику, статистическую физику и т. д. В последние годы XIX в. и преимущественно в XX в. получила развитие современная физика, которая характеризуется углублением знаний в области микромира, т. е. мира атомов и элементарных частиц. К современной физике относится также и теория относительности, в которой установлены принципиально новые взгляды на пространство и время.

Вещества, их свойства, строение и взаимные превращения изучает химия - одна из важнейших областей естествознания. Предмет химии - химические элементы и их соединения, а также закономерности, которым подчиняются различные химические процессы. Современная химия - это настолько обширная область естествознания, что многие ее разделы по существу представляют собой самостоятельные, хотя и тесно взаимосвязанные, научные дисциплины. По признаку изучаемых объектов (веществ) химию принято делить на неорганическую и органическую. Объяснением сущности химических явлений и установлением их общих закономерностей на основе физических принципов и экспериментальных данных занимается физическая химия. Самостоятельными разделами химии являются также аналитическая и коллоидная. Технологические основы современных производств излагает химическая технология. Сочетание химии с другими смежными естественными науками представляют собой биохимия, биоорганическая химия, геохимия, радиационная химия, фотохимия и др.

Биология - наука о жизни, ее формах и закономерностях развития. Предметом ее изучения является многообразие вымерших и ныне живущих на Земле живых существ, их строение (от молекулярного до анатомо-морфологического), функции, происхождение, эволюция, распространение, взаимоотношения с себе подобными и окружающей средой. В зависимости от объектов изучения в биологии выделяют ряд направлений: вирусологию, микробиологию, ботанику, зоологию, антропологию и др. Эти науки исследуют особенности происхождения, строения, развития, жизнедеятельности, свойства, разнообразие и распространение на земном шаре каждого отдельного вида вирусов, бактерий, животных, растений и человека (П.А. Голиков с соавт., 2007, А.А. Горелов, 2006).

Геология - наука, изучающая специфику планетного вещества Земли.

К концу XIX в. сложилась совокупность наук о природе - современное естествознание.

Наиболее тесно к  естественным наукам всегда примыкали гуманитарные науки, которые занимались исследованием явлений духовной жизни общества. Гуманитарными (от лат. humanitas - человеческая образованность) науками называются системы знаний, предметом которых выступают духовные ценности общества.

К гуманитарным наукам относят дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.

 К гуманитарным наукам относятся философия, право, история, политэкономия, филология, педагогика, психология, лингвистика, этика и    т. д.

Гуманитарная  культура – это совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук; системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

 

Специфика естественнонаучной и гуманитарной культуры

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Значение гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знаний об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом (П.А. Голиков с соавт., 2007, А.А. Горелов, 2006, В.В. Свиридов, 2005) .

 

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур

 Взаимосвязь данных культур заключается в следующем:

► они имеют единые корни, выраженные в потребностях, интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для саморазвития и совершенствования;

 ► происходит информационный обмен современными технологиями: использование математического аппарата, компьютерных технологий в искусстве; в свою очередь, гуманитарная культура влияет на определение приоритетов в развитии естественнонаучных знаний, формирует теорию познания (философия);

►они взаимно обусловливают друг друга в своем развитии;

►они представляют собой разные части разветвленного научного знания;

►они выражают единство познания человеком природы и общества.

►взаимно координируют в историко-культурном процессе;

►стимулируют появление новых  междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

В настоящее время  насчитывается около 15 тыс. различных  научных дисциплин. Стремление ученых к систематизации наук позволило выработать классификационные признаки наук, анализ которых показывает, что все науки выступают как равные среди равных. Если та или иная наука использует более общие научные материалы для своих выводов, то это не означает ее главенства, так как ее влияние на другие науки проявляется в методологической роли, а постановка и решение задач осуществляется в рамках конкретных наук, внутренними силами.

Анализ показывает, что  для самостоятельных наук обязательными считаются следующие признаки:

  1. наличие предмета изучения;
  2. наличие объекта изучения;
  3. наличие специального языка общения;
  4. применение своих методов исследования и своего математического аппарата.

Первый признак объединяет науки в большие группы. Например, в качестве предмета изучения выступает атомно-молекулярная структура веществ, которую исследуют такие науки, как физика, химия, кристаллография и т. д. Второй признак классификации наук разграничивает, индивидуализирует науки внутри группы. Объектом изучения выступают для физики - простейшие общие свойства материального мира, для химии - изменения состава или строения веществ, для кристаллографии - симметрия, строение и свойства кристаллических тел. Таким образом, несмотря на общность, все естественные науки имеют свой индивидуальный объект исследования (Кириенко Н.Н., 2004, В.В. Найдыш, 2007).

Наличие у наук специального языка общения не вызывает сомнения, так как случайный человек, попавший на конгресс биологов, мало что поймет из прослушанных докладов и уж совсем не поймет даже формулировки фундаментальных задач.

Различие между  естественным и 

гуманитарным знанием состоит в том, что:  
1.    первое основано на разделении субъекта (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром гуманитарной сферы знания  является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер. Важной   особенностью гуманитарного  знания  в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.  
2.    в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. В гуманитарном знании явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных  в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.  
3.    Метод естествознания генерализирующий (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать индивидуализирующим.  
4.    На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание. 
        Однако, ориентация науки на исследование сложных развивающихся систем и междисциплинарные исследования стирают различия между гуманитарными и естественными науками. В современном естествознании активно применяются гуманитарные методики (например,                построение сценариев - моделей).  
Гуманитарное знание носит преимущественно описательный характер и использует, скорее, индуктивный, нежели дедуктивный подход; 
Значительный массив накопленных естественнонаучных знаний может быть без особого труда использован в гуманитарных исследованиях.  
В рамках естественнонаучной методологии человек безусловно смертен. В рамках гуманитарного подхода он столь же безусловно бессмертен. Гуманитарные науки разрешают это противоречие через дуализм физического тела и бессмертной сущности – души (Т.Я. Дубнищева, 2005, Кириенко Н.Н., 2004)

Информация о работе Естественнонаучные и гуманитарные культуры