Естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, реферат

Краткое описание

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.
Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догматической, неизменной

Содержание

Введение

3
1. О понятии «картина мира»

4
2. Естественнонаучная картина мира

7
3. Эзотерическая картина мира.

19
4. Религиозная картина мира

23
Заключение

25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция современного естествознания.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

      По мере расширения восприимчивости человека будет раздвигаться и поле его сознания, и, притом, до тех пор пока оно не перейдет за пределы физических явлений, после чего наступит его непрерывное общение с невидимыми мирами. Но для такого общения нужны иные органы восприятия, чем физические. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдет под действием таких же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития. Когда это развитие закончится, человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших мирах, с которыми на настоящей ступени развития мы приходим в сознательное общение лишь во сне и после смерти. Но и в настоящее время существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им - при сохранении ясного, бодрствующего сознания - вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Религиозная  картина мира

      Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность. Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

      Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

      Общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях – заблуждениях и религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

      В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

  • абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
  • сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

      Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

      В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

      Центральный пункт любой религиозной картины мира — образ Бога или богов, представление о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозных размышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

      Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания. Для верующего мир — воплощение божественной гармонии, для ученого – система логически взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учебное пособие – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2002. – 320с.
  2. Бочкарёв А. И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов – Тольятти: ТГУС, 2008. – 386с.
  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. 6-е издание, переработанное и дополненное – Москва: Высшая школа, 2003. – 488с.
  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 603с.
  5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Москва: Гардарики, 2006. – 303с.
  6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447с.
  7. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Москва: Издательство Проспект, 2004.– 274с.
  8. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник Москва: Культурная революция, 2007. – 623с.
  9. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480с.

 


Информация о работе Естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картины мира