Вклад Аристотеля в естествознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 09:58, реферат

Краткое описание

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественно-научной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли, а Аристотель — первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил научно-исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.

Содержание

Введение
1. Биография Аристотеля
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
2.1. Бытие
2.2. Акт и потенция
2.3. Бог как перводвигатель
2.4. Идея души
2.5. Теория познания и логика
3. Физика и космология Аристотеля
3.1. Категории философии
3.2. Учение о движении
3.3. Физика элементов
4. Геоцентрическая система
5.Человек
5.1. Внутренний конфликт
6. Биологические воззрения
7. Учение о государстве
8. Экономические воззрения
9. Работы Аристотеля
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по КСЕ-вклад Аристотеля.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

3.2. Учение о движении

       В физике Аристотель видит учение о материальном и подвижном бытии. Оба эти свойства он сводит к единству, так как считает, что материальный предмет есть предмет подвижный, а движущееся не может не быть движущимся предметом, т.е. чем-то материальным. Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит:

       1) понятие о движении

      2) понятие о находящимся в движении (движущемся)

     

      Также в этом учении Аристотель принимает во внимание все добытое по этому вопросу своими предшественниками, которые указывали 4 вида движения:

      1) увеличение  или уменьшение

      2) качественное  изменение, или превращение

      3) возникновение  и уничтожение

      4) движение  как перемещение в пространстве (его Аристотель и считал главным) 

      Аристотель не ограничивался разработкой и результатом этой идеи. Он исследовал само движение в пространстве, выяснил его виды. Этих видов согласно его анализу три:

      1) круговое

      2) прямолинейное

      3) сочетание  этих движений 

     Третий из этих видов смешанный (или составной), состоящий из кругового и прямолинейного, то решение вопроса о том, может ли быть непрерывными, каждое в отдельности.

    Аристотель вывел, что прямолинейное движение не может быть непрерывным. По Аристотелю, мир имеет форму шара, радиус которого – конечная величина. Поэтому, если бы основным движением было прямолинейное движение, то такое движение, дойдя до предела мирового целого, должно было бы прекратиться.

   Исходя из всего этого, он считал что самое совершенное движение – круговое. Поскольку,  во-первых: оно может быть не только вечным, но и непрерывным.

    Во-вторых, если некоторое целое движется круговым движением, то оно одновременно может оставаться и неподвижным

   В-третьих, круговое движение может быть равномерным. 

3.3. Физика элементов 
 

10 

     Аристотель полагает, что принятые им и восходящие к традиции Эмпедокла 4 физических элемента (огонь, воздух, вода и земля) обладают свойствами, которые характеризуются сочетания качеств. А именно: огонь обладает качествами тепла и сухости; воздух- тепла и влажности; вода- холода и влажности; земля- холода и сухости.

      Все эти характеристики элементов относятся к телам, имеющим прямолинейное движение. Но так как кроме него существует также круговое движение, то по Аристотелю, в природе должен существовать элемент (или тело), для которого свойствен именно тот вид движения. Поэтому, он считал, что должен быть еще один- пятый элемент, который бы отличался от остальных четверых. Такой элемент Аристотель назвал эфиром и выделил характерную его черту - неизменность.

      Все вместе взятые эти пять элементов, так называемая «материя» мира, -условие мирового прогресса. Все вещи возникают из элементов в результате их превращения, перехода друг в друга. Эти элементы встречаются только в смеси друг с другом. Если в смеси будет преобладать какой-либо элемент, тогда смесь будет называться по его названию(например, если преобладает огонь, то смесь будет называться огнем и т.д).

4.Геоцентрическая  система или учение  о мире

    В этом пункте Аристотель принял теорию движений планет Евдокса, ввел ее в свою космологическую систему, но при этом приписал сферам реальное физическое существование. Согласно его учению, находящиеся одни внутри других шары, передающие друг другу свои движения,- не математические, только воображаемые объекты, а реальные – кристальные, прозрачные сферы. Из них крайняя-сфера неподвижных звезд. Именно к ней прикасается неподвижный перводвигатель мира (Бог), и вследствие этого сфера неподвижных звезд (не меняющих своих угловых расстояний) становится первым двигателем и сообщает движение всем остальным. Между крайней сферой и неподвижной Землей, находящейся в центре, располагаются в концентрическом порядке сферы планет, Солнца, и Луны. Светила и планеты прикреплены к этим сферам и вращаются вместе с ними со скоростями, разными для каждой планеты.

    Изложенное построение Аристотеля было вскоре вытеснено гораздо более совершенными в математическом отношении геоцентрическими воззрениями астрономов и математиков александрийской эпохи (Гиппархом, Эратосфеном, Птолемеем). Зато колоссальным оказалось влияние других космологических учений Аристотеля. Прежде всего, это учение о делении мира на две области, по своему физическому естеству и по совершенству вполне различные друг от друга: область Земли, с ее четырьмя элементами и область неба и пятого элемента- эфира. Из эфира состоят небесные тела и само небо. Это область всего вечного и совершенного. В области эфира пребывают неподвижные звезды, самые совершенные из всех небесных тел. Их вещество- чистый эфир; они настолько

11

удалены от земли, что  недоступны никакому воздействию четырех  элементов. Планеты, Солнце и Луна также  состоят из эфира, но в отличие  от неподвижных звезд уже подвержены некоторому влиянию земных элементов.

     Предметы, находящиеся на земле, состоят  из четырех элементов. Их местопребывание-  Земля, область постоянных изменений  , превращений, рождения и гибели. Как наиболее тяжелый, Земля  находится в центре мира. Она  шарообразна, и это доказывает  круглая форма земной тени, надвигающейся  на диск Луны во время лунных  затмений. Земной шар окружен  водой, а над оболочкой воды  находится оболочка воздуха. Наиболее  легкий элемент- огонь- перемещается  в пространстве между Землей  и Луной , и соприкасается с  границей пятого элемента (эфира).

      Не только физическое тело мира делится на две различные области- на два совершенно разных вида делятся также и движения, происходящие во вселенной. Это движения совершенные (или равномерные по кругу), и движения несовершенные (т.е. прямолинейные). Образцом совершенного движения является суточное обращение сферы неподвижных звезд вокруг Земли. Образцом несовершенного движения являются сложные движения планет, неравномерно и частично наклоненных. Сложность и запутанность планетарных движений обусловлены влиянием, которое на них оказывают земные элементы.

       Несовершенная форма движения- движение  сверху вниз, или к центру Земли  (что в принципе одинаково). Вниз  устремляются все тела, и только  насильственная помеха может  временно приостановить их движение. Отсюда Аристотель выводит, что  Земля не только занимает центр  вселенной, но и располагается там неподвижно. Если бы даже оно могло бы происходить лишь временно, а затем вновь прекратилось бы.

5. Человек

    Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

    В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

    В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. 

12

5.1. Внутренний конфликт

    Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода.

   Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.Слово «знать» употребляется в двух значениях:

1) «знает» говорят  о том, кто только обладает  знанием;

2) о том, кто  применяет знание на практике.

   Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

   Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).

6. Биологические воззрения Аристотеля

  Аристотель по праву считается “отцом зоологии”. Он изучал не только видовое разнообразие животных, их внешний облик, повадки, но и достаточно детально исследовал внутреннее строение животного организма. При этом он анатомировал животных. Итогом многоаспектных исследований явилось открытие третьего века у птиц, рудиментарных глаз у крота, звуковых органов у сверчка. Тщательно изучал Аристотель развитие зародышей. Им лично описано более 500 видов животных, создана первая в мире классификация животных.

  Аристотель  дал первое определение жизни, понимая  под ней “всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания  в нем самом”. Ученый впервые  выдвинул принцип “лестницы существ”, в соответствии, с которым представители  различных систематических групп  животных выстроены в порядке  возрастания сложности. На самой  верхней ступени этой лестницы находится  человек, несколько ниже – “живородящие” (т.е. млекопитающие), а на самой нижней ступени находятся “черепокожие” (т.е. брюхоногие и двустворчатые  моллюски).

  Прогрессивные взгляды Аристотеля намного опередили  свое время, однако и он не смог избежать некоторых наивных представлений  о живой природе. В этом проявилось влияние на личность той эпохи, в  которой она существует.

  Аристотель  считал, что рыбы и моллюски могут  самозарождаться из морского ила, а  черви – из гниющего вещества. Он также был сторонником идеи “изначальной целесообразности”, якобы присущей всем живым существам. Наблюдая природу  в разных ее проявлениях, Аристотель, однако, не имел представления о  целенаправленном научном эксперименте. В своих научных трудах он практически  не

  13

  применял  математики, без которой исследования последних столетий просто не

мыслимы. Однако несомненно, что вклад Аристотеля в развитие представлений о живой  природе был огромен и создал прочный фундамент для успешного  и последовательного формирования впоследствии биологической картины  мира.

    Аристотелю были глубоко чужды представления Эмпедокла об органическом мире и его происхождении. Мировоззрение Аристотеля проникнуто телеологизмом и отрицанием эволюционизма. При этом биологический мир как объект исследования особенно увлекал Аристотеля.

      И млекопитающие, и птицы, и рыбы, и насекомые — все это вызывало у Аристотеля живой, неподдельный интерес, подлинное воодушевление и даже эстетическое восхищение. Он писал: “...Надо и к исследованию животных подходить без всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное. Ибо не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы, и притом в наивысшей степени, а ради какой цели они существуют или возникли — относится к области прекрасного”. Именно целесообразность органической природы делает ее прекрасной и достойной изучения.

    Огромное разнообразие живых существ, поражающая их приспособленность к среде, функциональная и структурная целесообразность их строения, рост, рождение, способы размножения, смерть-вес эти и другие черты биологического мира интересовали Аристотеля-биолога, требовали, по его мнению, детального описания и теоретико-философского обоснования. В качестве такого обоснования у него, естественно, выступает учение о материи и форме.

    Любой растительный или животный организм — это некое законченное целое, представляющее собой реализацию определенной формы. Такой организм состоит из многих неоднородных частей или органов, каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию, необходимую для поддержания жизнедеятельности всего организма. Выполнение этой функции и есть цель, ради которой этот орган существует.           

Информация о работе Вклад Аристотеля в естествознание