Виды и формы проявления сельскохозяйственной кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:13, реферат

Краткое описание

Проводимая аграрная реформа предусматривает радикальные преобразования во всей агропродовольственной системе, особенно в вопросах приватизации, свободы предпринимательства, демонополизации. Взятый курс реформирования аграрного сектора предусматривает два четких направления:
- преобразование малоэффективных колхозов и совхозов в другие формы хозяйствования;
- создание крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть частников-предпринимателей в сельском хозяйстве.

Вложенные файлы: 1 файл

виды и формы проявления сельскохозяйственной кооперации.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

Собрание правомочно решать вопросы в присутствии не менее  половины членов хозяйства. Решение  считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих.

Между собраниями созывается конференция представителей производственных подразделений хозяйства. Собрание членов колхоза:

-принимает Устав и, вносит в него дополнения и изменения;

-избирает и освобождает руководителя, членов правления и ревизионной комиссии хозяйства;

-утверждает программу деятельности хозяйства, его годовой отчет, акты ревизионной комиссии, заслушивает отчеты о работе Правления и ревизионной комиссии;

-утверждает Правила внутреннего распорядка, Положение о долевом фонде, Положение о комиссии по трудовым спорам, Положение о ревизионной комиссии и другие нормативные документы;

-решает вопросы создания совместных предприятий и организаций по производству, переработке и реализации продукции;

-решает вопросы о реорганизации, укрупнении (разукрупнении), ликвидации колхоза, его вступления в другие организации и другие организационные вопросы.

Конференция создается для  максимального привлечения, к управлению делами колхоза и решает следующие  вопросы:

-утверждает решения Правления о назначении и освобождении заместителей председателя, главных специалистов и руководителей производственных подразделений хозяйства;

-о приеме и выходе из членов хозяйства;

-утверждает штатную численность и расходы на собрание аппарата управления;

-рассматривает перспективу развития инфраструктуры села;

-решает вопросы приобретения у членов хозяйства и иx граждан земельных и имущественных паев, а также и у других землевладельцев;

-рассматривает вопросы передачи в собственность местных администраций объектов социальной сферы, жилого фонда, внутрихозяйственных дорог, систем энергообеспечения, водоснабжения, телефонизации и других объектов.

Исполнительно-распорядительным органом колхоза является правление, избираемое собранием сроком на 5 лет. Правление осуществляет оперативно-хозяйственное  управление деятельностью колхоза, обеспечивает выполнение решений общих  собраний членов и конференций представителей производственных подразделений.

В колхозах в последние  годы произошло расширение хозяйственной  самостоятельности производственных подразделений (отделений колхоза, первичных кооперативов, цехов, бригад и др.). Расширились права трудовых коллективов, поэтому управление производством  в подразделениях колхоза осуществляется собранием трудового коллектива и избираемым им советом, которые  созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Собрание рассматривает договоры и их выполнение, отчет руководителя и совета подразделения  о работе, о финансовом состоянии  и других вопросах производственного, социально-бытового и культурного  развития, избирает Совет и руководителя подразделения с последующим  утверждением его на Правлении.

Для контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью правления и должностных  лиц, выполнением требований Устава собранием членов колхоза избирается ревизионная комиссия сроком на 5 лет, которая подотчетна только собранию.

Таковы особенности сельскохозяйственного  производственного кооператива - колхоза.

В настоящее время с  развитием приватизации в аграрном секторе и формированием частных  крестьянских (фермерских) хозяйств все  большее распространение получает межфермерская кооперация, сохраняющая  частное производство крестьян (фермеров).

Крестьянские (фермерские) хозяйства  являются социальной базой межфермерской  кооперации, особенно кооперативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Крестьянские (фермерские) хозяйства социальная база развития новых форм сельскохозяйственной кооперации

 

Для развития разнообразных  сельскохозяйственных кооперативов необходима широкая социальная база, основой  которой являются крестьянские (фермерские) хозяйства.

В условиях аграрной реформы  развитие крестьянского (фермерского) движения России характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, ростом количества юридически оформленных, имеющих счета  в банке крестьянских (фермерских) хозяйств. За 1992—1993 гг. их количество увеличилось  в 5,4 раза <…> и на 1 января 1994 года составило 270,0 тыс. хозяйств. В общей  сложности в них живет и  работает более 1,5 млн. человек. За ними закреплено 5,0% всех сельскохозяйственных угодий и 6% пашни.

Во-вторых, фермерство на Руси — это экономически оправданная  идея. Личные хозяйства граждан России обес­печивают значительный вклад  в продовольственные ресурсы страны.

Удельный вес хозяйств населения в стоимости валовой  продукции сельского хозяйства  увеличился с 24% в 1990 году до 36% в 1993 году.

Доля хозяйств населения  в производстве картофеля возросла с 58% в 1990 году до почти 77% в 1993 году, овощей соответственно с 34% до 60%, мяса с 25% до 38%, моло­ка с 24% до 34%. В своем хозяйстве  человек трудится про­изводительнее.

В-третьих, фермерство в России достигло определенных положительных  результатов в социально-психологическом  отношении. В народе развеян насаждаемый  десятилетиями образ врага - кулака-мироеда. Благодаря труднейшей борьбе с бюрократизмом, труду до седьмого пота, изобретательности  в восстановлении тракторного металлолома  и в строительстве хозяйств на пустом месте в народе складываете  новый имидж крестьянина-частника — образ хозяина-труженика.

В-четвертых, российское фермерство организационно окрепло. Фермерские ассоциации созданы не только в каждой республике, крае, области, но и почти в каждом административном районе. Фермерские ассоциации разных уровней хорошо взаимодействуют  между собой и составляют дееспособную организацию во всероссийском масштабе – Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств н сельскохозяйственных кооперативов России.

Таковы первые результаты крестьянского движений, вселяющие  оптимизм. Многие ученые и государственные  деятели России считают, что частное крестьянское хозяйство в осени достигнет значительных размеров. Но на своем пути фермерству нужно преодолеть много проблем.

Важной проблемой для  фермеров является финансовая проблема. Либерализация цен с 1992 года сильно ударила по всем слоям общества, но наиболее трудно пришлось на­чинающим  фермерам. Имущественные паи, выделенные выходцам из колхозов и совхозов, и  выданные фермерам государством льготные кредиты в результате роста цен  стали мизерными денежными средствами, не достаточными для устройства хозяйств и решения важных производственных задач. Более половины производственных построек фермеров не обеспечены водопроводом, 1/3 электроэнергией, почти половина хозяйств лишена нормальных подъездных дорог. В 1992 году строительство жилого дома оказалось под силу лишь одному фермеру из 50, только 1 из 15 смог построить  животноводческие помещения, а каждый 10-й — гараж или хранилище. Крайне низкой остается насыщенность крестьянских хозяйств техникой. Финансовая помощь фермерским хозяйствам недостаточна. Так, в 1993 году бюдже­том Российской Федерации направлено 223,3 млрд. руб. на финансовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (эта сумма  из-за инфляции на уровне 1992 года). Такая  же ситуация с кредитованием фермеров. Всего для крестьянских (фермерских) хозяйств на 1993 год выделено кредитов на сумму 286,3 млрд. руб. В результате на одно фермерское хозяйство приходилось 1,06 млн. руб.

В 1993 году почти половина кредитов выдана крестьянским хозяйствам на короткие сроки – до 1 декабря. Не учитывались сезонность производства сельскохозяйственной продукции, длительные сроки, необходимые для получения  товарной продукции. В этих условиях часть начинающих хозяйств не могла  рассчитаться по кредитам в договорные сроки, а большинство рассчитавшихся хозяйств остались без финансовых источников для дальнейшего саморазвития.

Негативную роль для крестьянского  движения сыграли «ножницы» цен  на сельскохозяйственную продукцию и на промышленную продукцию и услуги, предоставляемые сельским хозяйствам. Резко уменьшилось производство сельскохозяйственной техники. Помимо прочих причин сказался и ценовой фактор: возросшие цены на все виды сырья и комплектующие изделия привели к резкому росту цен на технику, которые делают ее недоступной для многих сельскохозяйственных производителей, особенно для фермеров.

Такая ситуация привела к  бедственному положению в фермерском движении: на каждого относительно крепкого фермера приходилось четыре бедных.

Самая сложная проблема для  развития фермерского движения –  земельная проблема. Только в последние  месяцы 1993 года начали формироваться  основополагающие принципы земельных  отношений. Первым нормативным актом, начавшим радикальные преобразования в земельном праве стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Этим Указом земля была возвращена в гражданский  оборот, т.е. установлено право собственников  земли продавать ее, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды акционерных  обществ, в том числе с иностранными инвестициями.

Новая Конституция, вступившая в законную силу после официального опубликования 25 декабря 1993 года потребовала  приведения всех законов и указов в соответствие с ее новыми нормами. Поэтому еще ранее, 24 декабря 1993 года Президент РФ принял указ «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Указ внес серьезные  изменения в Земельный кодекс РСФСР, Закон РСФСР «О земельной  реформе», Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Однако, на некоторые вопросы  по земельным отношениям сегодняшнее  законодательство вообще не дает ответов, поэтому необходим, прежде всего, Земельный кодекс.

Возвращение земли в гражданский  оборот позволит крестьянам для решения  финансовой проблемы получать денежные средства в банках под залог земли.

Значительно ослабляет развитие фермерских хозяйств сопротивление  им со стороны колхозов и совхозов, государственных органов в некоторых регионах страны.

Тормозом для фермерского  движения стала некомпетентность отдельных  фермеров. По оценкам специалистов доля случайных людей среди фермеров в отдельных регионах достигает 5—10 процентов от общего количества хозяйств.

Таким образом, в развитии фермерского движения много проблем, возникающих как по объективным, так и по субъективным причинам.

Однако, несмотря на трудности, крестьяне (фермеры) становятся одними из наиболее активных хозяев на земле.

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств имеет важное значение для  обновления села и развития страны.

Во-первых, 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств - это около 1,5 млн. сельских жителей, которые добровольно  стали работать как хозяева-частники. Значит на селе устойчиво формируется  частный сектор хозяйств, что соответствует  политике государства по созданию многоукладной  аграрной экономики с разными формами хозяйствования.

Во-вторых, крестьянские (фермерские) хозяйства из года в год увеличивают  свой вклад в реализацию продовольственной  программы страны. Если в 1991 году удельный вес продукции фермеров в продовольственном  обеспечении страны занимал всего 0,3%, в 1992 г. - 1,8%, то в 1993 г около 6%. <…>

Крестьянские (фермерские) хозяйства  своим примером содействуют росту  производства в личных подсобных  хозяйствах 1,6 млн. сельских жителей, имеющих  почти 6 млн га земли. В 1993 году удельный вес личных подсобных хозяйств в  общем объеме отечественного продовольствия превысил 30%. Вместе с крестьянскими  хозяйствами индивидуальный частный  сектор обеспечил 36% продовольствия cтраны.

В-третьих, благодаря росту  крестьян-собственников увеличился прилив в частный сектор молодых  специалистов. Вместе с крестьянскими  хозяйствами расширяется средний  класс собственников — предпринимателей в России, которые активно поддерживают экономическую реформу и демократические преобразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Межфермерская (межхозяйственная) кооперация

 

Межфермерская кооперация способствует включению фермеров в рыночную экономику, помогает решению задач по созданию в агропромышленном комплексе (АПК) России конкурентного частнопредпринимательского сектора.

За счет концентрации фермерами  финансовых и материальных ресурсов обеспечивается более рациональное их использование, снижается общая  в них потребность, что способствует ускорению развития фермерства.

Под межфермерской (межхозяйственной) кооперацией мается создание фермерами  на долевой основе добровольных объединений  в форме кооперативов, предприятий, организаций, банков, бирж, фондов, страховых  обществ, ассоциаций, союзов, и других объединений, обеспечивающих закупку, хранение и реализацию продовольствия и сельскохозяйственного сырья, снабжение, ремонтные и транспортные работы, производство промышленной и  кустарной продукции и стройматериалов, строительные работы, прокат и лизинг техники, научно-техническую деятельность, финансовое обслуживание, страхование  и другие услуги, обеспечивающие удовлетворение производственных потребностей фермеров.

Межфермерская кооперация может создаваться:

-с организацией специального юридического лица: кооператива, акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью;

-без организации специального юридического лица как структурное подразделение региональной (областной, районной) ассоциации или подразделения Фонда «Российский фермер».

Информация о работе Виды и формы проявления сельскохозяйственной кооперации