Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:50, доклад
Вернадский Владимир Иванович (1863—1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919). В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
ВЕРНА́ДСКИЙ Владимир Иванович 
(1863—1945), российский естествоиспытатель, 
мыслитель и общественный деятель. Основоположник 
комплекса современных наук о Земле — 
геохимии, биогеохимии, радиогеологии, 
гидрогеологии  и др. Создатель многих научных 
школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской 
АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый 
президент АН Украины (1919). Профессор Московского 
университета (в 1898—1911), ушел в отставку 
в знак протеста против притеснений студенчества. 
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся 
роль в становлении современной научной 
картины мира. В центре его естественнонаучных 
и философских интересов — разработка 
целостного учения о биосфере, живом веществе 
(организующем земную оболочку) и эволюции 
биосферы в ноосферу, в которой человеческий 
разум и деятельность, научная мысль становятся 
определяющим фактором развития, мощной 
силой, сравнимой по своему воздействию 
на природу с геологическими процессами. 
Учение Вернадского о взаимоотношении 
природы и общества оказало сильное влияние 
на формирование современного экологического 
сознания. Развивал традиции русского 
космизма  , опирающегося на идею внутреннего 
единства человечества и космоса. Вернадский 
— один из лидеров земского либерального 
движения и партии кадетов (конституционалистов-
* * *  
ВЕРНА́ДСКИЙ Владимир Иванович [28 февраля 
(12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 
1945, Москва], российский естествоиспытатель 
и мыслитель, общественный деятель.  
 
Семья, детские годы и учеба  
Из дворянской семьи, сын Ивана Васильевича 
Вернадского и Марии Николаевны Верднадской, 
урожденной Шигаевой. И отец и мать были 
известными экономистами и публицистами, 
в семье царила либеральная атмосфера 
идеалов шестидесятничества 19 в., никогда 
не забывали и об украинских корнях.  
В 1873—1880 Вернадский учился в гимназиях 
Харькова и Петербурга, в 1881—1885 — на естественном 
отделении физико-математического факультета 
Петербургского университета. Большое 
влияние на него оказали профессора А. 
Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, 
И. М. Сеченов. Его научным руководителем 
был В. В. Докучаев . Именно под его влиянием Вернадский 
занялся динамической минералогией и 
кристаллографией. В 1888 по материалам 
экспедиций, проведенных под руководством 
Докучаева, была написана первая самостоятельная 
научная работа Вернадского «О фосфоритах 
Смоленской губернии».  
Вернадский занимал активную гражданскую 
позицию, участвовал в студенческих волнениях 
1882, избирался в студенческие научно-общественные 
организации. Он вместе с Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургами, 
И. М. Гревсом, А. Н. Красновым, Д. И. Шаховским  
и др. создал кружок либеральной ориентации 
«Братство «Приютино». Как и некоторые 
другие члены кружка, стремился к народному 
просвещению, сотрудничал в издательстве 
«Посредник», в Петербургском комитете 
грамотности.  
В 1886 Вернадский женился на Наталье Егоровне, 
дочери члена Государственного совета 
Е.П.Старицкого.  
 
Начало творческого пути.  
В 1885—1888 Вернадский — хранитель Минералогического 
кабинета Петербургского университета; 
в 1888—1891 в лучших лабораториях Италии, 
Германии, Франции и Великобритании он 
готовит диссертацию «О группе силлиманита 
и роли глинозема в силикатах». В 1890—1898 
Вернадский — приват-доцент Московского 
университета; защищает докторскую диссертацию 
«Явление скольжения кристаллического 
вещества».  
Вернадский превратил разрозненные коллекции 
Минералогического кабинета Московского 
университета в ценнейшее музейное собрание, 
а сам кабинет — в подлинный научно-исследовательской 
институт, в котором возникает знаменитая 
школа Вернадского. Он совершает многочисленные 
геологические и почвоведческие экскурсии 
по России, Европе, в крупнейших музеях 
мира изучает геологические, палеонтологические, 
минералогические и метеоритные коллекции, 
участвует в Международных конгрессах. 
Активно участвует в общественно-политической 
деятельности: земский гласный Моршанского 
уезда Тамбовской губернии; в 1891 вместе 
с Л. Н. Толстым  и газетой «Русские ведомости» 
создает широкую общественную организацию 
помощи голодающим.  
 
Общественное и научное 
С начала 20 в. Вернадский занимает видное 
место в научном сообществе и политической 
жизни России. Он поддерживал активные 
научные и личные связи с учеными всего 
мира, вплоть до Японии. В 1898—1911 — профессор 
Московского университета, помощник ректора 
в этом же университете, один из создателей 
и преподавателей Московского университета 
им. Шанявского. В 1906 Вернадского избирают 
адъюнктом Императорской Академии наук 
и назначают заведующим минералогическим 
отделом Геологического музея им. Петра 
Великого, в 1908 он избран экстраординарным 
академиком, в 1912— ординарным академиком, 
в 1914 — директором Минералогического 
и Геологического музея АН, в 1915 — председателем 
Комиссии по изучению производительных 
сил России (КЕПС), созданной во многом 
по его инициативе. Из КЕПС впоследствии 
образовались институты: керамический, 
радиевый, оптический, физико-химический, 
платины и др.  
В 1903 выходит в свет монография Вернадского: 
«Основы кристаллографии», а в 1908 начинается 
выход в свет отдельными выпусками «Опыты 
описательной минералогии».  
В 1907 Вернадский начинает исследования 
радиоактивных минералов в России, в 1910 
— создает и возглавляет Радиевую комиссию 
Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала 
развертывание систематических исследований 
Вернадского по проблемам биогеохимии, 
учении о живом веществе и биосфере. В 
1916 он приступает к разработке основных 
принципов биогеохимии, изучению химического 
состава организмов и их роли в миграции 
атомов в геологических оболочках Земли.  
В 1902 Вернадский начинает чтение курса 
лекций по истории российской науки. С 
тех пор историко-научная проблематика 
стала неотъемлемой частью его научного 
творчества. Опубликованный в 1902 историко-научный 
очерк «О научном мировоззрении» не раз 
переиздавался. Перу Вернадского принадлежат 
«Очерки по истории естествознания в России 
в XVIII столетии», «Академия наук в первое 
столетие своей истории», очерки истории 
кристаллографии и почвоведения, статьи 
о выдающихся русских и зарубежных ученых.  
В предреволюционные годы Вернадский 
активно участвовал в земском движении, 
в создании журнала «Освобождение», образовавшемся 
вокруг него «Союзе освобождения», а в 
1905 в организации Академического союза. 
Он один из учредителей и член ЦК партии 
кадетов, активный сторонник аграрной 
реформы и отмены смертной казни. В 1906 
и 1915 Вернадский избирался членом Государственного 
совета от Академической курии. 
Вклад в науку. 
Вернадский внес существенный вклад в 
минералогию и кристаллографию. В 1888—1897 
он разработал концепцию структуры силикатов, 
выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил 
классификацию кремнеземистых соединений 
и изучил скольжение кристаллического 
вещества, прежде всего явление сдвига 
в кристаллах каменной соли и кальцита.  
В 1890—1911 разработал генетическую минералогию, 
установил связь между формой кристаллизации 
минерала, его химическим составом, генезисом 
и условиями образования.  
В эти же годы Вернадский сформулировал 
основные идеи и проблемы геохимии, в рамках 
которой им были проведены первые систематические 
исследования закономерностей строения 
и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. 
С 1907 Вернадский ведет геологические исследования 
радиоактивных элементов, положив начало 
радиогеологии.  
В 1916—1940 сформулировал главные принципы 
и проблемы биогеохимии, создал учение 
о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил 
задачу количественного изучения элементного 
состав живого вещества и выполняемых 
им геохимических функций, роли отдельных 
видов в превращении энергии в биосфере, 
в геохимических миграциях элементов, 
в литогенезе и минералогенезе. Им были 
схематично очерчены главные тенденции 
в эволюции биосферы: экспансия жизни 
на поверхности Земли и усиление ее преобразующего 
влияния на абиотическую среду; возрастание 
масштабов и интенсивности биогенных 
миграций атомов, появление качественно 
новых геохимических функций живого вещества, 
завоевание жизнью новых минеральных 
и энергетических ресурсов; переход биосферы 
в ноосферу.  
В 1960-х годах наступил «Ренессанс идей 
Вернадского» в СССР, а в 1990-х годах наблюдается 
бум переизданий его трудов на европейских 
языках: с 1993 в Италии, Испании, Германии, 
Франции и США четыре раза была публикована 
«Биосфера» и три раза — «Научная мысль 
как планетное явление». Его идеи использовались 
при конструировании закрытых экосистем 
в космических полетах и в грандиозном 
проекте по созданию искусственной биосферы 
(«Биосфера-2») в США.  
В историко-научных работах Вернадский 
отказался от кумулятивной модели прогресса 
знания, показал непрерывные преобразования 
картины мира и ценности добытых фактов 
и обобщений, предопределяемые комплексом 
когнитивных и социально-культурных факторов.  
 
Учение  о биосфере и ноосфере  
В структуре биосферы Вернадский выделял 
семь видов вещества: 1) живое; 2) биогенное 
(возникшее из живого или подвергшееся 
переработке); 3) косное (абиотическое, 
образованное вне жизни); 4) биокосное (возникшее 
на стыке живого и неживого; к биокосному, 
по Вернадскому, относится почва); 5) вещество 
в стадии радиоактивного распада; 6) рассеянные 
атомы; 7) вещество космического происхождения. 
Вернадский был сторонником гипотезы 
панспермии. Методы и подходы кристаллографии 
Вернадский распространял на вещество 
живых организмов. Живое вещество развивается 
в реальном пространстве, которое обладает 
определенной структурой, симметрией 
и диссиметрией. Строение вещества соответствует 
некоему пространству, а их разнообразие 
свидетельствует о разнообразии пространств. 
Таким образом, живое и косное не могут 
иметь общее происхождение, они происходят 
из разных пространств, извечно находящихся 
рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский 
связывал особенности пространства живого 
вещества с его предполагаемым неевклидовым 
характером, но по неясным причинам отказался 
от этой трактовки и стал объяснять пространство 
живого как единство пространства-времени.  
Важным этапом необратимой эволюции биосферы 
Вернадский считал ее переход в стадию 
ноосферы. Основные предпосылки возникновения 
ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей 
поверхности планеты и его победа в соревновании 
с другими биологическими видами; 2) развитие 
всепланетных систем связи, создание единой 
для человечества информационной системы; 
3) открытие таких новых источников энергии 
как атомная, после чего деятельность 
человека становится важной геологической 
силой; 4) победа демократий и доступ к 
управлению широких народных масс; 5) все 
более широкое вовлечение людей в занятия 
наукой, что также делает человечество 
геологической силой.  
Работам Вернадского был свойствен исторический 
оптимизм: в необратимом развитии научного 
знания он видел единственное доказательство 
существования прогресса.
Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945)
Подготовила: