Электронная демократия: проблемы понятия, правового регулирования и целесообразности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 23:37, доклад

Краткое описание

В связи с формированием информационного общества, появляются такие феномены, как электронное государство и электронная демократия. Эти термины вошли в употребление в конце XX в. в странах, где особое внимание уделялось развитию информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), в том числе развитию международной сети Интернет.1

Вложенные файлы: 1 файл

Электронная демократия1.docx

— 22.76 Кб (Скачать файл)

Митрохина Т.С.

студентка 4 курса

ПФ ФГБОУВПО «РАП»

Электронная демократия: проблемы понятия, правового регулирования и целесообразности.

В связи с формированием информационного общества, появляются такие феномены, как электронное государство и электронная демократия. Эти термины вошли в употребление в конце XX в. в странах, где особое внимание уделялось развитию информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), в том числе развитию международной сети Интернет.1

Электронная демократия - это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий, как основного средства для информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и та далее, на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.2

Существует несколько причин внедрения технологий в демократический процесс: например, снижение явки на выборах, недостаточный интерес к политике среди молодежи, сокращение уровня легитимности, а также наличие разрыва между политиками/государственными властями и гражданами. Технологии можно использовать для решения этих текущих проблем, с которыми сталкивается демократия. В число электронных решений этих проблем входят электронное участие, электронный парламент, электронные ходатайства и электронные консультации.

В России электронное государство и электронная демократия проходят стадию становления. В правовых актах Российской Федерации уже содержатся отдельные положения, направленные на формирование электронного государства. В распоряжении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р "О Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года"3 дается понятие электронного правительства. Основополагающие принципы электронной демократии изложены в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы СМ/REC(2009)1 по электронной демократии. Электронная демократия и ее инструменты представлены в Рекомендации как дополнительные возможности для демократии. Рекомендация СМ/REC(2009)1 представляет собой первый серьезный международный документ, описывающий электронную демократию во всей ее целостности и устанавливающий определенные стандарты. 

Однако функционирование электронного государства с элементами электронной демократии в России осложнено рядом факторов.4

1. Недостаточно развиты ИКТ

В первую очередь препятствия технического характера. Это и скорость, и охват и стоимость интернета. Хоть интернет в России и развивается стремительно, но во многих районах нашей большой страны доступа к нему до сих пор нет.5 Однако, согласно данным доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы» при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. Следовательно, техническая возможность установления 100% доступности интернета в России есть, остается только ждать.6

 Однако пока для реализации концепции электронной демократии информационно-коммуникационного обеспечения недостаточно. Например, 10 января 2002 г. был принят Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который до настоящего времени не имеет механизма реализации в связи с отсутствием необходимой технической базы.

В распоряжении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р говорится, что в России практически нет государственных услуг, которые могут быть получены организацией или гражданином без посещения государственного органа; медленно развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан; нет единой системы планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступа к этой информации граждан.7 Таким образом, в отсутствие информационно-коммуникационной базы невозможны функционирование электронного государства и обеспечение электронной демократии.

2. Отсутствует правовое регулирование по многим вопросам электронного государства.

Регулирование должно осуществляться как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Важнейшим межгосударственным документом для развития концепции электронного государства стала Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., которая провозгласила ИКТ одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в.8

Для организации киберпространства требуется правовая проработка многих вопросов. В частности, существует комплекс правовых проблем, связанных с обеспечением организации электронных собраний. Следует установить процедуру обсуждения вопроса, его продолжительность и время голосования, определить правомочность принятия решений, исключить возможность фальсификации голосов избирателей и т.п.9

Также одним из основных вопросов, требующих правового закрепления, является проблема электронной идентификации физического лица. Она может быть разрешена путем использования электронной цифровой подписи либо создания электронного паспорта. Как уже отмечалось выше, в настоящее время в России отсутствует правовая основа для применения электронной подписи в публичных условиях. Понятия "электронный паспорт" в законодательстве нет, что ограничивает возможность применения автоматизированных государственных процедур и затрудняет доступ организаций и граждан к государственным информационным системам.

3. проблемы, связанные с защитой информации, обрабатываемой в ходе реализации процедур Э-демократии.

4. сложность проведения оценки эффективности результатов построения системы электронной демократии на государственном уровне.10

Несмотря на перечисленные проблемы функционирования электронного государства, его формирование неизбежно. Электронное государство создается в том числе для упрощения государственных процедур, снижения затрат на содержание государственного аппарата, а также обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти, что, возможно, приведет на практике к снижению количества заведомо неправомерных действий и решений органов власти и должностных лиц. Для создания электронной демократии нужны совместные усилия государства и общества по защите прав и свобод человека. Именно от диалога государства и общества зависит становление и функционирование полноценного электронного государства с элементами электронной демократии.11

1 Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве// Российский Юридический журнал, 2010

2 Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования, 2013. - № 1

3 Собрание Законодательства РФ. 2008. №20. Ст. 2372.

4 Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве// Российский Юридический журнал, 2010

5 Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации// Гуманитарные научные исследования. 2013. - №1

6 Гущина Н.М., Ватолина Е.А., Зельманович Г.В. Отраслевой доклад// ОАО «Научно-исследовательский центр управления, экономики и информатики» (ОАО «НИЦ «Экономика») М.-2013

7 Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, №20, ст.2372.

8 Журнал «Дипломатический вестник», 2000. № 8

9 Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Е., 2003. С.-63

10 Марьенков В. Общие вопросы формирования системы электронной демократии за рубежом// Главный советник РЦОИТ при ЦИК России, 2012

11 Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве// Российский Юридический журнал, 2010


Информация о работе Электронная демократия: проблемы понятия, правового регулирования и целесообразности