Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

кусовая работа последний вариант.docx

— 113.17 Кб (Скачать файл)

«Чтобы не забывать показывать начало и конец предложений при письме, договариваются эти места подчёркивать.


                                                                                        .

Дети усваивают, что начало и конец предложения – «опасные» при письме места. Забудешь о них, не покажешь – и читающий не поймёт, что одна мысль кончилась и началась другая. Чтобы помнить об «опасных» при письме местах, учитель предлагает начинать вести таблицу, в которую такие «опасные места» собираются» [1;233].

Опасные при письме места


                                                                                                    . (!?)                                          

                                                                                                                  

На следующих  уроках обучения грамоте проводится работа по закреплению изученных  «ошибкоопасных» мест. Позднее дети узнают, как в предложении нужно  обозначать каждое отдельное слово, и схема с опасными при письме местами дополняется:

                                                                                                                                                                                     


                                                                                                    .(!?)

Затем идёт закрепление изученного и снова происходит дополнение в схеме – заглавная буква в именах собственных:




На последующих  уроках обучения грамоте идёт обучение списыванию по следующему плану: сначала  нужно послушать, понять смысл каждого  слова, повторить предложение, чтобы  запомнить его; диктуя себе, «записать» предложение, показывая чёрточками каждое слово, и подчеркнуть «опасные места». В конце нужно проверить, все ли «опасные места» отмечены.

Обучающиеся также знакомятся и с другими «ошибкоопасными» местами - безударными гласными, учатся находить их в слове. Но этому предшествует знакомство с понятием «ударение», его обозначением и ролью в слове. Перед тем, как ввести новое «ошибкоопасное» место для безударных гласных, детей знакомят с самими гласными звуками и их буквами, с тем, что гласные могут быть ударными и безударными.  Дети работают по следующему плану: прочитать слово «как говорим» и послушать его; узнать, какой слог ударный; найти безударные гласные и поставить под ними точки.

Знакомство  с признаками «опасных мест» для  гласных  происходит при сравнении  слов леса и лиса. Дети сравнивают произношение этих слов, звуковые схемы и приходят к выводу: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть «опасность» выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место». Чтобы не забыть сделанный вывод, его вносят в таблицу «Опасные при письме места».


 

 

 

 

 

 

 

Затем на уроках проводится работа по нахождению безударных гласных в словах. Например, детям предлагается такое задание - хлопнуть в ладоши, когда дети услышат  безударный гласный звук в словах: крик, кричит, петух, тащит, меня…

Следующая орфограмма, с которой знакомятся дети, – «ошибкоопасное» место в сочетаниях жи - ши. При сравнении предложений: Девочка мыла руки; Девочка шила кукле платье дети замечают, что в словах мыла и шила слышится один звук - [ы]. Разница в том, что в одном слове он обозначен буквой ы, а в другом – и, но он в обоих словах он ударный. Далее детям говорится, что сочетание ши нужно запомнить, так же как и жи, называется правило: под ударением жи́ – ши́ пиши с буквой и.

«Эти сочетания при письме всегда будут «опасными местами», их будем  подчёркивать. Безударные гласные отмечаем точкой, а эти сочетания подчеркиваем, потому что можем сказать правило, по которому в них пишется буква и»[1; 259].

В связи с изучением букв ч рассматривают сочетания:

ча – ща, чу – щу.

Та часть таблицы «Опасные при  письме места», которая посвящена  гласным, пополняется ещё одной  деталью: указанием сочетаний 

ча – ща, чу – щу.

В окончательном виде эта часть  таблицы будет выглядеть так:

 


 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


 

Когда первоклассники познакомятся с парными согласными звуками, они узнают новое «опасное»  место для согласных, парных по глухости – звонкости.

Анализируя слова раз и спас, первоклассники приходят к выводу, что парный по глухости – звонкости звук [с], когда стоит на конце слова, может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: з или с. Опасные места для согласных, парных по глухости – звонкости отмечаются точкой, так же как и для гласных

                           з                  раз


                           с                  спас


Данная  орфограмма вносится в таблицу «Опасные при письме места».

Постепенно  дети узнают, что нельзя доверять и  остальным парным по глухости –  звонкости согласным звукам ([б-п];[в-ф];[г-к];[д-т];[ж-ш]).

Последняя орфограмма, с которой М.С.Соловейчик предлагает знакомить первоклассников – парный согласный перед другим парным в середине слова.

Окончательный вариант таблицы к концу периода  обучения грамоте для нахождения опасных при письме мест должен выглядеть  так:

Опасные при письме места



Проанализировав «Азбуку» М. С. Соловейчик, мы пришли к выводу, что автор большое внимание уделяет развитию орфографической зоркости учащихся. Наряду с изучением традиционных для данного периода орфограмм, введены новые «ошибкоопасные»  места: безударные гласные, парные по глухости – звонкости согласные на конце слова и перед другими парными согласными.


Дети  учатся находить орфограммы слабых позиций  для гласных и парных по глухости-звонкости  согласных звуков до изучения соответствующих  правил на основе введенных опознавательных  признаков, как в системе Д.Б.Эльконина  – В.В.Давыдова. Проверять данные орфограммы они еще не умеют, но необходимая  для этого база уже подготовлена.

Умение  сознательно путем рассуждения  решать орфографические задачи –  это лишь необходимая предпосылка  грамотности. Действительно грамотный  человек не размышляет во время письма над тем, почему он пишет так, а не иначе. Для того чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма.

Остановимся только на тех, которые представляются особенно важными с позиции фонемного подхода к правописанию.

Большая часть орфографических упражнений носит комплексный характер, т.е.  направлена на обработку умения ставить  и решать орфографические задачи. Значительное место среди таких  упражнений занимают обучающие диктанты.

«Писать под диктовку учащиеся начинают еще в период обучения грамоте. Сначала учитель ограждает детей от ошибок, подбирая предложения из слов, написание которых не расходятся со звучанием.

Научить писать под диктовку, т.е. научить  кодировать услышанное,- это значит научить переводить орфоэпическую  форму предложения в орфографическую. Иначе говоря, учитель диктует по нормам произношения, а ученик диктует себе в соответствии с орфографической формой записываемого. Следовательно, как и при обучении списыванию, начинать надо с четко противопоставления в сознании ученика этих двух форм существования языковой единицы.» [4; 364]

Упражнением, с которого можно начать обучение письму под диктовку, может стать постепенное развертывание модели предложения, фиксирующей все ступени перехода от орфоэпического к орфографическому образцу. Рассмотрим такую работу на примере УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония».1 ступень обучения схематической записи предложения под диктовку: учитель читает предложение по нормам орфоэпии, ученики пытаются понять его и повторяют, чтобы запомнить.

 

                             1.                   

 

Затем «записывают» предложение,  диктуя себе. На второй ступени дети уже показывают,  сколько слов в предложении.

2.

 

 

На третьей  ступени дети «записывают» предложение, показывая черточками каждое слово и отмечая «опасные места», а также «записывают» каждое слово слоговыми дугами.

 

3.    

 

 

 На  четвертой ступени происходит дополнение таких операции как - постановка ударения в словах и указание в словах безударных гласных. На этой ступени запись в прописи выглядит так:

4.

 

 

 

На пятой  ступени обучения «письму» предложений под диктовку с графическим обозначением большой буквы в именах.

5.

 

 

У Оли  синий игрушечный ослик.

На шестой ступени, продиктовав себе предложение, нужно не забыть посмотреть букву, которая  подсказана.

6.

 

 

У Оли синий игрушечный ослик.

 

 

На заключительной седьмой ступени - проверка. Нужно  показать дугами, сколько слогов в слове. Отметить «опасные места».

7.

 

 

 

У Оли синий игрушечный ослик.

 

 

 

 

 

Задача  ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы воспроизвести  его у себя в тетради точно  в таком же виде, не допуская никаких  отступлений в написании. Всякие отступления в этом случае считаются  ошибкой.

Как показала практика работы школ, списывание готового текста является одним из самых малоэффективных приёмов  обучения орфографии на всех этапах, за исключением только самых ранних ступеней в обучении. В букварный  период, когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно. Удельный вес такого рода упражнений в ряду других и в общей системе работы по орфографии уже со второго класса должен постепенно уменьшаться. Дело в том, что списывание с готового текста – упражнение механического характера, почти не требующее от ученика активной работы и напряжения мысли, а потому и лишённое для него интереса. При списывании с готового текста, которое неизбежно является побуквенным (особенно на ранней стадии обучения), ученик воспроизводит не целое слово, а его части (отдельные буквы или слоги), обычно не связывая записываемое со значением, со смыслом. Это списывание находится в противоречии с естественной природой письма и орфографического навыка, являющихся процессом воспроизведения слов как единого комплекса ряда движений для руки и единого цельного образа для глаз.

Следовательно, чтобы добиться заметных положительных результатов при  обучении орфографии посредством списывания с готового текста, требуется очень  большое количество повторений одного и того же, что без надобности отнимает слишком много сил и  времени, не давая надежных и значительных результатов, так как в конечном счете делает учащихся беспомощными при самостоятельном письме, приучая  всегда опираться на текст.

Простое списывание довольно широкое  применение находит на первой ступени (первое полугодие 1 класса) и используется оно с целью научить детей  списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

                                                 1.

 

Повтори предложение, не глядя в  текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

                                                 2.

 

 

Выдели орфограммы в списываемом  тексте.

                                                 3. 

 

 

 

Повтори, не глядя в текст, предложение  так, как будешь его писать.

                                                 4.

 

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.                            

                                              5.  

Проверь написанное: а) читай то, что  написал, отмечая дугами слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

                                               6. 

 

Рассмотрим технологию списывания на примере УМК «Гармония».

«На первом этапе можно составить такой алгоритм:

    1. Повторите это слово, чтобы запомнить его.
    2. Разделите слово на слоги, укажите ударение, поставьте точки над буквами безударных гласных звуков.
    3. Прочитайте слово так, как оно написано (орфографически)
    4. Не глядя на запись, повторите так, как только что говорили.
    5. Запишите его по памяти, диктуя себе, как оно было написано, отметь «опасные места»
    6. Проверка. Сначала прочитайте слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги. Затем отметьте «опасные места» в слове.

Информация о работе Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»