Теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка

Краткое описание

Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Манипуляция – один из видов воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

Критерии манипулирующего  воздействия: скрытность и тайный характер намерений (использование адресата как средства для достижения собственных целей), напр., отвлечение внимания адресата, повышение собственного статуса в его глазах и др.; стремление получить односторонний выигрыш за счет давления: перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, саморекламирование или намек на широкие связи и др.; разрушающий личность эффект воздействия: играя на интересах, потребностях или опасениях адресата, манипулятор может удерживать адресата в пределах своих возможностей и влиять на него.

Развивающая стратегия основана на диалоге коммуникантов и их обоюдной открытости. При этом возможны такие установки на взаимодействие, как партнерство (равноправные, но осторожные отношения строятся на договоре) и содружество (отношения к другому как к самоценности строится на согласии).

 

Массовая коммуникация

 

По социальной обусловленности общения коммуникацию различают: массовую (в обществе в  целом), ограниченную (в рамках социальных групп – компаний, организаций), локальную (в микрогруппах типа ассоциаций), внутригрупповую (в малых группах, в семье), межличностную (между двумя индивидами), внутриличностную (между индивидом и электронными средствами передачи информации).

 

Коммуникативная языковая личность

 

 Языковая личность – это многоуровневая характеристика личности во всей совокупности производимых и потребляемых ею текстов в речевой деятельности. Языковая личность включает в себя три уровня:

  1. когнитивный уровень, единицами которого являются понятия, концепты, складывающиеся у каждого индивида в картину мира, отражающую его иерархию ценностей;
  2. вербально-семантический уровень, предполагающий нормативное владение языком, когда говорящий имеет возможность выбрать адекватную форму для достижения коммуникативного эффекта;
  3. прагматический уровень, включающий цели, установки индивида, его осознанное намерение оказать соответствующее воздействие на собеседника.

Важными характеристиками языковой личности являются также социально-культурный статус, языковая компетенция, национальная принадлежность, биолого-физиологические данные, психологический  тип коммуниканта и т.д.

Речевое поведение индивида всегда обусловлено ситуацией общения, эмоциями, поступками говорящего, оно может быть выражено с помощью вербальных и невербальных средств. Различные социальные группы отличаются своим речевым поведением, что объясняется существованием стереотипов поведения, которые связаны прежде всего с ролью человека в обществе. Роль – это устойчивый шаблон поведения, включающий  действия, мысли и чувства человека. Понятие роли подразумевает, что существует репертуар (совокупность ролей) речевых действий, которые выполняются коммуникантами при определенных обстоятельствах и в определенных ситуациях общения.

Каждая  личность наделена в общении коммуникативными, социальными и психологическими ролями, совокупность которых создает варианты речевого поведения.

Социальные роли коммуникантов складываются из позиции, которую они занимают в обществе. В соответствии с ролью у человека есть права и обязанности, при нарушении которых общество прибегает к санкциям. Социальные характеристики участников коммуникации проявляются в языке. Реализуются соответствующие речевые интенции: ругать, укорять, хвалить, подбадривать, делать комплимент и т.п. Различают постоянные социальные признаки говорящих (биологический пол, возраст, место рождения и воспитания, степень образованности, профессиональная принадлежность), их статусное положение (руководитель, подчиненный), переменные роль (напр., пешеход, пассажир, покупатель и т.п.).

Язык  представляет собой инструмент утверждения  социального статуса участников коммуникации. Существуют различные способы обозначения социальных отношений:

  1. Выбор формы общения. Вокативы выражают не только отношение говорящего к адресату, но и свидетельствуют о социальном положении говорящего, его воспитании и т.д.
  2. Использование ты-Вы-форм как дейктических указателей адресата. Определяется в русском языке степенью знакомства коммуникантов, официальностью или неофициальностью обстановки, взаимоотношениями коммуникантов (дружеские, сдержанные и т.д.), равенством или неравенством статусных отношений позиций говорящих. В ряде языков нет оппозиций Ты-Вы-форм, напр., в анг. яз., в финском языке преобладает Ты-форма.
  3. Намеренная имитация произношения. Во многих языках при разговоре с детьми употребляют так называемый сюсюкающее-неестественный язык, соотносимый с детским лепетом. Франкоязычные канадцы, напр., предпочитают, чтобы их политические лидеры произносили публичные речи на английском языке с сильным французским акцентом, даже если они могут говорить на безупречном английском языке.
  4. Выбор стиля речевого поведения (высокий/низкий стили). Высокий стиль воспринимается как официальный, дистанцированный. Низкий стиль предпочитает разговорную речь, использование жаргона и воспринимается как неформальный, дружеский.

 

Психологические роли – Ребенка (приспособление (повиновение, чувство вины, замкнутость)), Взрослого (трезвое взвешивание фактов, использование накопленного опыта, учет мнения собеседника), Родителя (критическое (поведение ироничное, обвиняющее, авторитарное или запрещающее); заботливое (ободряющее, советующее, покровительственное или навязчивое).

Коммуникативная роль определяется позицией участника общения: говорящий (адресант) и слушающий (адресат) в межличностном общении; отправитель и получатель речи (при письменном общении, в общении по телефону, Интернету); адресант и публика, когда говорящий выступает перед большой аудиторией. Кроме того, выделяют вторичного (косвенного) адресата, наблюдателя как пассивного участника общения (напр., слушатель радио).

 

Выделяются  определенные стили речевого поведения (по В.В.Латынову):

  • сбалансированный, при котором говорящий мотивирован достижением успеха, активно доброжелателей, уверен в себе, независим, честолюбив, проявляет настойчивость и упорство;
  • опекающий, при котором говорящий обладает сильным стремлением к принятию другого, стремится к сотрудничеству, независим, внимателен к окружающим;
  • послушный, когда говорящий уступающее дружелюбен, скромен, предупредителен, общается на равных;
  • властный, когда говорящий недружелюбен, стремится к доминированию и соперничеству, самоуверен и раздражителен, позволяет своими высказываниями снизить престиж собеседника;
  • отчужденный, когда говорящий уступающее недружелюбен, держит дистанцию, застенчив, обладает сниженным уровнем оптимизма, адекватно себя оценивает.

 

Адресат может быть представлен одним  лицом, группой лиц, обществом в  целом. Когда в роли адресата выступает  совокупность лиц, его называют аудиторией коммуникации.

Важным  условием результативности коммуникации является способность адресата воспринимать и декодировать (интерпретировать) посланное ему сообщение. Эта способность определяется компетентностью адресата, его опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями.

В зависимости  от типа партнера в общении различают  следующих адресатов:

    • адресат реальный (подлинный) и гипотетический – иллюзорный партнер (одушевленная вещь или персонифицируемое животное);
    • обобщенный прогнозируемый адресат (читатель-ребенок, специалист в определенной отрасли и т.д.);
    • массовый, публичный адресат (студенческая аудитория, родительское собрание, жильцы дома и др.).

Некоторые ученые склонны признавать наличие  общения человека с неодушевленными  объектами, предметами, напр., с машинами, компьютером и  др.

 

 

По социальной обусловленности общения коммуникацию различают: массовую (в обществе в целом), ограниченную (в рамках социальных групп – компаний, организаций), локальную (в микрогруппах типа ассоциаций), внутригрупповую (в малых группах, в семье), межличностную (между двумя индивидами), внутриличностную (между индивидом и электронными средствами передачи информации).

 

 

Коммуникация в малых группах

 

Малая группа – это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Коммуникация в малой группе выполняет информативную функцию (обмен информацией) и функции, направленные на поддержание отношений в группе – формирование согласия, обеспечение согласованных действий, формирование особой культуры группы. Формируется специфическое речевое поведение при взаимодействии членов группы: речевая однородность (в связи со сплоченностью группы и регулярностью контактов), преобладание оценочных и характеризующих слов.

Малые группы по характеру и формам организации деятельности подразделяются на:

случайно организованная группа (напр., экскурсионная); ассоциация, где взаимоотношения определяются личностно значимыми целями (группа друзей); корпорация (напр., учебная группа), где достижения целей осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп; коллектив – высший уровень развития группы, характеризующийся сплоченностью, ответственностью за результаты совместной деятельности, единством ценностной ориентации; команда – группа высокого уровня развития со сложившимися внутренними и внешними связями, имеющая свое лицо, которое не совпадает с индивидуальными качествами ее членов.

Основные типы групп:

  • семейная группа – долгосрочная группа с общими интересами, первичная цель которой – обучение коммуникации, выживанию и поведению в обществе;
  • неформальная группа – необязательно долгосрочная, добровольная группа, объединенная общими интересами, напр., игрой;
  • формальная группа, которая может быть как добровольной, так и недобровольной (созданной по приказу), с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и степенью взаимоотношений (напр., устав вуза, учредительные документы товарищества и т.д.). В группе допустимы неформальные отношения.

 

Правила коммуникативного поведения  в группе включают:

    1. взаимное признание статуса участников общения как коммуникантов и как членов группы;
    2. желательность публичного оценивания достижений других (Молодец! Здорово придумал!);
    3. умение вовремя разрядить обстановку;
    4. умение выразить согласие с идеями, действиями и решениями группы;
    5. умение предложить нужную информацию и идеи группе (Почему бы нам…);
    6. умение оценить предложенную идею или информацию так, чтобы не обидеть (Замечательная мысль, а не получится ли так, что…);
    7. призыв к другим высказать свое мнение (Что ты думаешь об этом?);
    8. умение предложить план совместных действий.

Речевое поведение в группе должно носить совещательный характер, располагать  к общению.

Внутригрупповую коммуникацию определяют три основных фактора – роли, нормы и лидерство.

Роль – это стереотипное поведение, ожидаемое от человека в определенной социальной структуре (группе). Роли могут быть: возрастными (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек); половыми; социальными (принадлежность к определенному классу общества), что выражается в речевых предпочтениях, невербальном поведении, индикации стиля жизни.

Нормы, или правила, внутригруппового общения устанавливаются в зависимости от принятых моделей поведения и коммуникативной ситуации.

Лидерство бывает трех видов:

  1. автократия (авторитарный стиль), когда один подчиняет себе других; стремление доминировать и подчинять являются двумя сторонами одного процесса – внутреннего конфликта человека.
  2. попустительство (либеральный, анархический стиль), форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется;
  3. демократия (демократический стиль, коллегиальный, коллективный), когда лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий. (стр.59-60 Горянина).

Статус и роль проявляются в языке. Так, профессиональная принадлежность и степень образованности накладывают отпечаток на речевое поведение. Интеллигенция предпочитает литературный язык, сельские жители чаще пользуются диалектом. Врач часто использует приемы воздействия на пациента (длительный спокойный взгляд, внимательное серьезное слушание ответов, одобрительное покачивае головой, спокойное рассуждение, вербальное выражение оценки и запретов/разрешений). В соответствии с возрастом используются разные модели речевого поведения. Пожилой человек может обратиться на ты в ребенку, но не наоборот. Молодежь меньше использует формы речевого этикета и предпочитает жаргон.

В зависимости от биологического пола различается речевое поведение мужчин и женщин. Девочки, как правило, начинают раньше говорить, обладают большим запасом лексики, строят более сложные предложения. Женщины предпочитают эмоционально-оценочную лексику, а также уменьшительно-ласкательные формы при разговоре с детьми и животными. Их речь изобилует междометными высказываниями и оценочными фразами (Кошмар! С ума сойти!), а также гиперболами (Духотища! Сейчас умру!). Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Речь мужчин больше привержена к жаргонным словам, ненормативной лексике.

Информация о работе Теории коммуникации