Роль коммуникации в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1.Становление понятия «коммуникация» в социально-
гуманитарном знании 5
1.2. Виды и функции социальной коммуникации 10

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


2.1.Социокультурный исторический контекст развития коммуникативных процессов 18

2.2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

рольк коммуникации в обществе..docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

Становление единой глобальной кибернетической коммуникативной среды (киберсоциума) можно рассматривать как необходимую стадию развития нового типа цивилизации. Она имеет всеобщий смысл и значение, но пользование этой средой (как возможностью) происходит на основании приверженности отдельных индивидов различным (и зачастую противоположным, взаимоисключающим) социокультурным установкам, предполагающим единственно возможный смысл реализации ими своей деятельности как системы удовлетворения частных (укорененных в индивидуальной экзистенции) интересов.

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе необходимо выделить такой феномен, как массовая коммуникация в процессе творчества, которая, в настоящий момент, в силу опыта, приобретенного в XX веке ставится на центральное место. Вместе с тем все больше проявляется отчуждение «человека массы» от СМИ, что заставляет их быть все изощреннее и многообразнее. Способность формировать субъекты коммуникации - отнюдь не из сферы технологий манипулирования сознанием, а из области владения гуманитарной традицией, ее носители - философы и социологи, а не специалисты в области манипуляции феноменами сознания.

Исследователь социальных аспектов Интернета Риел Миллер считает, что отбрасывать возможность того, что в наш цифровой век Сеть может способствовать возникновению новых социальных связей, было бы неразумно: по четырем причинам:

1.  Первая и самая очевидная заключается в том, что любая технология, дающая такие огромные потенциальные возможности, как уже известные, так и те, которые еще предстоит открыть, вне сомнения, существенно повлияет на способ организации общества и на то, как люди взаимодействуют между собой. Интернет не является исключением. Это универсальная технология, которая открывает возможности изменить весь окружающий нас мир.

2. Второй фактор, дающий основания предполагать, что Сеть может стать чем - то большим, чем просто еще один коммуникационный канал, возникновение «экономики знания». Творчество уже сейчас становится одним из главных источников создания богатства. Постепенно материальные активы уступают первенство не материальным. Дальнейшее развитие такой экономики, основанной на обмене идеями и на вдохновении, по всей вероятности, превратит Сеть в свой главный инструмент.

3. В третьих, по мере того, как традиционные способы организации работы и общения будут дробиться и исчезать, начнет, вероятно, расти потребность именно в этой паутине сетей, которые в совокупности и составляют киберпространство. Исчезновение национальных, религиозных и иных видов коллективного самосознания заставляет людей искать новые формы и способы самореализации. И одним из таких путей может стать Сеть.

4. В четвертых, зов киберпространства еще может заставить людей, обладающих достаточно сильной волей и необходимым вдохновением, создать сообщества, некое общее чувство принадлежности к ним.

Возможно, коммуникативный процесс в глобальном социуме будет строиться по принципу самокоммуникации - информацию (вернее, смыслоопределения) будут не искать и передавать (получать), а производить.

Информация  станет качественно иным духовным феноменом - вместо отражения внешней соотнесенности материальных (воспринимаемых непосредственно через ощущения) и идеальных (воспринимаемых опосредованно, через структуры сознания) явлений окружающего мира информация содержательно будет выражением человечески организованного отношения к явлению, с точки зрения его (предмета) присутствия в ситуации индивидуального саморазвития. Ведущей стороной, ценностным аспектом бытия станет саморазвитие индивида, а не его экспансия в мир (в составе группы или индивидуально).

Еще одной  спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе является возросшая «стерильность» информации, которая требует стерильного, усредненного до массового состояния ее потребителя. Возросшая стерильность информации на другом полюсе адресата требует стерильного, усредненного до массового состояния ее потребителя.

Спецификой  коммуникативных процессов в информационном обществе является проблема коммуникации в сфере политики, или политической коммуникации, преследующей, подобно любым другим коммуникационным актам, три основных цели: передачу информации, изменение мнения, изменение поведения информируемых. Ключевым аспектом в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе. До появления массовой коммуникации человек воспринимал прошлое и все то, что происходило за пределами пространственно локализованного сообщества, к которому он принадлежал, преимущественно в результате символьного обмена, происходившего в форме непосредственного межличностного взаимодействия. Образ мира создавался, прежде всего благодаря устным традициям, которые возникали и воспроизводились в социальном контексте повседневной жизни. Однако с развитием средств коммуникации человек получил возможность наблюдать за жизнью других людей, переживать происходящие с ними события и вообще познавать мир, как реальный, так и мнимый, который простирался далеко за пределы повседневной действительности. Пространственные и временные горизонты мировосприятия значительно расширились, так как наблюдение за каким-нибудь событием больше не требовало физического присутствия наблюдателя непосредственно в том месте и в то время, где и когда разворачивалось данное событие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Коммуникация  в информационном обществе сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже XX и XXI веков интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались, вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение.

Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что  современные средства массовой коммуникации, или СМК, являются могучей и влиятельной силой. Именно поэтому специалисты разных областей знания - философы, социологи, политологи, юристы, психологи, представители технических наук все чаще обсуждают не только реальные возможности, но и «право» этих средств на массовое информационное воздействие.

Феномен коммуникации, являющийся объектом изучения различных наук, может быть исследован в социально - философском плане. Такой подход определяется реальной ролью коммуникации в современном обществе, выступающей фактором функционирования различных его сфер и структур, их взаимосвязи. На современном этапе общественного развития, когда доминирующую роль играют процессы информатизации, существенным образом изменяется характер коммуникативных процессов, средства коммуникации, темпы передачи информации, ареал ее воздействия.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александровна И.Ю. Основные способы социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации //Вестн. ун-та. Сер., Социол. и упр. персоналом /Гос.ун-т упр. — М., 2000. — №1. — С. 28-37.
  2. Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М., 1997.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2004; Бодалев A.A. Психология о личности. — М., 1988.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебное пособие. — М., 2004. - С. 83-102
  6. Аристотель. Поэтика. Риторика. — Спб., 2000. — С. 99.
  7. Балашов Д.А. Проблема коммуникации в социальной философии Ю.Хабермаса // Философия и культура. Тверь, 2002. — С. 37-39.
  8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
    1. Бердников И.П. О коммуникативности политики: социально-философский аспект // Человек. История. Культура. — Саратов, 2002. — №1.. - С. 63-68.
    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Перевод с англ. Под общ. ред. Мацковского М.С. — СПб, 1992.
    3. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. Спб., 2001.
    4. Бессонова Л.В., Доценко Е.Л. Обыденные представления о структуре общения // Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. — 1999. — №2.

Информация о работе Роль коммуникации в обществе