Роль и место связей с общественностью в системе массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выступает исследование понятия массовой коммуникации, её структуры, функций, определения её места и роли в жизни общества. Подробнее автор курсовой работы хотел бы раскрыть значение массовой коммуникации в PR и политическом манипулировании.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятия массовой коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) кратко вспомнить теории и методы исследования социальной коммуникации;

Содержание

Введение…………………. …………………….....………………….3-4
Глава 1 Роль и значение массовой коммуникации как определенного вида деятельности…………………………………………………………….5-19
1.1. Понятие, структура и функции массовой коммуникации…… 5-14
1.2. Эффективность массовой коммуникации…………………....15-19
Глава 2 Связи с общественностью в системе массовых коммуникаций……………………………………………………………….20-29
2.1. Связи с общественностью как массовая коммуникация……20-23
2.2 Массовая коммуникация и политическое манипулирование…………………………………………………24-29
Заключение…………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………....31-32

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИЧКА.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


2

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА

 

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента группы 07-СО-2 курса 2

Поймаловой Дарьи Сергеевны

 

по курсу Основы теории коммуникации

на тему: «Роль и место связей с общественностью в системе массовых коммуникаций»

 

 

 

Научный руководитель:

Ротанова Мира Борисовна

доцент, кандидат философских наук

 

 

 

 

 

Дзержинск

2009

Содержание

 

Введение…………………. …………………….....………………….3-4

Глава 1 Роль и значение массовой коммуникации как определенного вида деятельности…………………………………………………………….5-19

1.1. Понятие, структура и функции массовой коммуникации…… 5-14                    

1.2. Эффективность массовой коммуникации…………………....15-19    

Глава 2                 Связи с общественностью в системе массовых коммуникаций……………………………………………………………….20-29

2.1. Связи с общественностью как массовая коммуникация……20-23

2.2               Массовая коммуникация и политическое манипулирование…………………………………………………24-29

Заключение…………………………………………………………… 30                                                                                         

Список использованной литературы……………………………....31-32            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммуникация - явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов.
Во введении автор обосновывает, что без преувеличения коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Под обществом здесь понимается не столько совокупность индивидов, сколько те связи, отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим объясняется столь пристальный интерес к коммуникации сегодня со стороны представителей разных научных направлений и, в первую очередь, обществоведов.
Теория коммуникации чаще всего обращается к значению коммуникации как социальному явлению, то есть к социальной коммуникации.
Понятие социальной и массовой коммуникации в современной литературе является более широким и обобщающим. В то же время его исследование связано с множеством различных вопросов, что предопределяет актуальность изучаемой темы.
Социальная коммуникация имеет множество различных уровней: коммуникация в малых группах и коммуникация в больших группах или массовая коммуникация. Таким образом, массовая коммуникация является своего рода частью социальной коммуникации, ее подуровнем.

Целью данной работы выступает исследование понятия массовой коммуникации, её структуры, функций, определения её места и роли в жизни общества. Подробнее автор курсовой работы хотел бы раскрыть значение массовой коммуникации в PR и политическом манипулировании.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятия массовой коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) кратко вспомнить  теории и методы исследования социальной коммуникации;
3) рассмотреть структуру массовой коммуникации;
4) рассмотреть функции, массовой коммуникации;
5) аргументировать эффективность массовой коммуникации

6) обозначить роль и значение связей с общественностью в системе массовых коммуникаций

7) рассмотреть массовую коммуникацию как инструмент политического манипулирования

Для рассмотрения задач курсовой работы автор использовал объемную методическую базу, методические сведения, труды авторов зарубежной отечественной литературы, а также периодику и Интернет – ресурсы.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Роль и значение массовой коммуникации как определенного вида деятельности

1.1. Понятие, структура и функции массовой коммуникации

Массовая коммуникация – социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации; важный фактор массовой коммуникации как процесса – механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств.[1]

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

                       наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;

                       социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

                       массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

                       многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

 

Журналисты, рекламщики, редакторы, пиарщики создают телепрограммы и газеты,  которые  формируют  мышление  миллионов, они  пишут скучные программы партий, которые  затем  воплощаются в жизнь, они  сочиняют скучные законы, по которым мы потом живем.[2]

Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.[3]

В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах – теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном.

Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:

      функция политического контроля,

      функция опосредованного духовного контроля,

      культурологическая функция.

Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой – помогают людям выжить в трудных условиях.

    Государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений — продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа.

Теории «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:

      информация является главным источником и средством произ­водства, а также и его продуктом;

      СМК являются мощным стимулом для потребления информа­ции и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные тех­нологии, благодаря чему создаются вакансии для работы;

      изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее пере­дачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как).[4]

Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМИ.

Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК - из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами - из социолингвистики и др.[5]

При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе­цифику подвиды - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель -управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

Средства массовой информации (СМИ) – важнейшая составляющая современной системы.

СМИ - это средства распространения информации, характеризующееся:
обращенностью к массовой аудитории; общедоступностью; корпоративным характером производства и распространения информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: К средствам массовой информации относятся:
-пресса, радио, телевидение;
-кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;
-видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

-информационные службы  (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации);
-домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. [6]

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций - Интернете.

Интернет - глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискусси­онные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

Широкий диапазон смысловой информации и возможности передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение и т.п.[7]

Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории - непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

Информация о работе Роль и место связей с общественностью в системе массовых коммуникаций