Рекламная графика России в XVIII – нач. XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследование основных этапов направления русской рекламной графики периода XVIII – начала XX века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Период проторекламы. XVIII – первая половина XIX века. 4
§1.1. Время петровских реформ и потребности в рекламной коммуникации. 4
§1.2. Истоки рекламной графики. Гравюра и лубок – главные формы распространения рекламной информации. 5
§1.3. Образная интерпретация лубком информации рекламного характера. 6
§1.4. Новшества в печатном деле и их значение для развития рекламы в первой половине XIX века. 7
§1.5. Первые книгоиздательские плакаты. 8
Глава II. Эволюция российской рекламы в середине XIX –начала XX века 9
§2.1. Развитие хромолитографии и понятие графических искусств. 9
§2.2. Истоки художественной образности в рекламе конца XIX – начала XX века. 15
§2.3. Искусство акцидентного набора и шрифт в печатной рекламе. 16
§2.4. Плакат и малые формы рекламной графики. 21
Глава III. Пути развития советской рекламы в 1920-х – начале 1950-х годов. 23
§3.1. Особенности рекламной графики 1920 - 1930-х годов 23
§3.2. Реклама как институт тоталитарной власти. Принципы станковизма (середина 1930-х – начало 1950-х годов). 25
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Period_protoreklamy (1).doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В качестве точки отсчета  истории рекламной графики мы избрали начало XVIII – первой половины XIX века – период предыстории. Оценивая в целом ранние проявления рекламной графики на протяжении XVIII – первой половины XIX века, можно с полным основанием сказать что социальные и культурные потребности способствовали ее в трех формах и материалах, которые были характерны для того времени. В период Петровских реформ и позднее власти сохраняли приверженность идее обязательной маркировки товара с помощью клейм. Этому способствовали традиции ремесленных цехов, веками выработанные цеховая атрибутика и символика. Здесь нельзя не отметить влияние  многовековой корпоративной культуры Западной Европы, традиции которой несколькими путями укоренились на российской почве. В этом монтексте зарождались ранние формы корпоративной культуры в России, намечался путь к индивидуализации товара, выстраиванию ассоциативного образного ряда, призванного подчеркнуть отличие каждой отрасли, каждого производителя и его товара от множества других.

В ранней рекламе уже  можно отметить коммерческую направленность, то есть агитацию к покупке конкретного товара, информацию о нем, будь то продукты или услуги, и даже художественную обработку или услуги, и даже художественную обработку этой информации. Однако в ней еще не было и не могло быть осознания рекламной индустрии как самостоятельного явления общественной жизни.

Если в петровское время массовое тиражирование информации прикладного назначения – а это  один из критериев принадлежности к  рекламе – обеспечивалось только гравюрой и лубком (оттисками в технике офорта или ксилографии), то уже в начале следующего столетия новые технические возможности значительно расширили область применения и жанровое многообразие графики прикладного назначения. Появились новые виды художественной литографской продукции, выделившиеся на рубеже XIX – XX веков в самостоятельный вид художественного творчества, который впоследствии стали определять как «декоративную графику» или «графическое искусство».

Распространение печатной рекламы в России на рубеже XIX – XX веков было вполне закономерным и безусловным шагом вперед в развитии экономической жизни страны. Но не только для многих, прежде всего для большей части городского населения, далекой от участия в художественной жизни, рекламная графика явилась неким промежуточным звеном, пусть порой и не вполне удачным, в приобщении к искусству в целом. Богатство форм и многообразие проявлений рекламной графики позволяют сегодня говорить о том, что развитие печатной рекламы обогатило и дополнило панораму художественной жизни России конца XIX – начала XX века.

В 1920-х годах продолжилась разработка новых способов передачи информации, мастера- рекламисты стали  интереснейшим образом применять  фотомонтаж и новые приемы работы с шрифтами, переосмыслено подверглись  лубок и новая геральдика, национальный орнамент и мотивы, почерпнутые из русского и мирового искусства. Тогда в рекламе работали Б.М.Кустодиев, С.В.Малютин, В.Ф.Фаврский, А.А.Радаков, Н.Кочергин, А.А.Дейнека, С.В.Чехонин, А.Ф.Кравченко, Д.С.Моор, А.Левин, А.М.Лавинский, «конструктор плакатов» Д.Буланов и, наконец, самые известные «реклам-конструкторы» В.В.маяковский и А.М.Родченко. это было поистине ярчайшее созвездие талантов и индивидуальностей. Значительную роль в развитии киноплаката того времени сыграли члены Общества молодых художников – братья В.А и Г.А.Стенберги, Н.П.Прусаков, А.И.Наумова и др. эксцентричность, игровое начало, оптические эффекты, фотомонтаж – все эти приемы порождали новые объективные законы восприятия зрительной формы.

Особенно много для  осмысления искусства рекламы было сделано художниками-конструктивистами. Они первыми обозначили принципиально новый подход в проектировании рекламы с опорой на различные технические приемы, орудия производства и социальную функцию, и это сделало их творческое наследие достоянием европейской и мировой культуры.

С начала 1930-х годов  и в течение двух следующих  десятилетий, в печатной рекламе  властвует тяготение к живописному  началу. По образному строю и композиционным решениям рекламная графика этого  периода немногим отличается от жанровых картин, разве что в ней присутствуют словесные обращения: «Не вприкуску, а внакладку», «Пейте клюквенный квас!» или простые обозначения товаров: «Плавленый сыр», «Рябиновые настойки» и т.д. если для других видов изобразительного искусства этот промежуток времени в профессиональном плане, при всех издержках времени, не был шагом назад, т.к. высокие требования академической школы не снижались, то в рекламе наработанные профессиональные позиции 1920-х годов были утрачены, и система ценностных установок начала 1930-х – середины 1950-х годов строилась на принципиально других началах. Постепенно производство рекламы оказалось целиком сосредоточено в Москве, в центральных государственных организациях. Чаще всего это были межотраслевые предприятия, подобные Бюро рекламы Наркомпищепрома, который в 1938 году был преобразован в Союзпищепромрекламу при Наркомпищепроме СССР, Рекламбюро Госторгизда и т.д. поскольку экономическая мотивация рекламных обращений была весьма неопределенной, из рекламной продукции исчезли компонент эффективности и художественно-конструктивное своеобразие.

Реклама просто перестала  выполнять свойственные ей функции, став одним из звеньев идеологической пропаганды в тоталитарном государстве. Формально-художественные завоевания остались в прошлом, понятие «художник-конструктор» забылось, сущность рекламы как общественного и социального феномена оказалась размыта, и прервалось ее художественно-критическое и теоретическое осмысление.

С точки зрения стиля  можно сказать, что эволюция рекламной  графики на протяжении всего рассмотренного периода (начиная с XVIII столетия) происходила на фоне общехудожественных тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре. В печатной рекламе активно осваивались и использовались художественно-композиционные приемы и средства других видов творчества.

Развитие новых концепций  формообразования не всегда сопровождалось отказом от предшествующей стилистики: так, в рекламной графике рубежа XIX – XX веков соседствовали эклектика, модерн и русский стиль. Однако позднее эстетика конструктивизма полностью вытеснила их новыми механизмами формообразования, а затем тоталитарное искусство успешно осуществило селекцию приемов и наработок предыдущих периодов в своих целях. Мы имели возможность наблюдать, как на разных исторических этапах происходила формализация и известная унификация средств художественной выразительности. С одной стороны, она определялась общим художественным стилем эпохи, с другой – конкретными пожеланиями заказчика и техническими возможностями типографии и ее персонала.

С точки зрения истории  особенно важно представить рекламу  как культурный феномен в контексте  других художественных явлений времени, и в этом может помочь издание  альбомов, воспроизведение старых плакатов, проведение комплексных тематических выставок. Подлинное, более полное знакомство с историей рекламной графики по-прежнему впереди. Несмотря на то, что рекламная графика долгое время оставалась за пределами музейного собирательства и большая ее часть оказалась безвозвратно утрачена, ее ценность в нашем историко-культурном художественном наследии не подлежит сомнению. Уже совершенно очевидно место и значение феномена печатной рекламы, сегодня мы на вполне законных основаниях осознаем ее как часть широкой панорамы российского историко-культурного пространства XVIII – XX веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Бабурина Н.И. Русский благотворительный плакат. Альбом.– М.: 1991
  2. Бабурина Н. И. Русский плакат (конец 19 - начало 20 века). Л.: Художник РСФСР. 1988г. 192 с.
  3. Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания. – Л., 1970.
  4. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М., 1993
  5. Веселящийся Петербург: Афиши, меню, приглашения. Конец ХIХ – начало ХХ века. Выставка./Текст Ю. Демиденко.– СПб.: 1994.– 48 с.
  6. Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России ХVIII – начала ХХ века.– Л.: 1978.– 280 с.
  7. Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007. – 360 с.
  8. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Графика. Архитектура. - М.: Просвещение, 1969. - 544 с.
  9. Клаус Вашик, Нина Бабурина. Реальность Утопии. Искусство русского плаката ХХ века. М. Прогресс- Традиция 2004г. 416 с.
  10. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2.- М.: 2000. – Т. 1 – 144 с.; Т.2 – 158 с.
  11. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1. СПб., 1996
  12. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России: Учеб.-метод. пособие. - М.: Центр, 1996. - 184 с.
  13. Культура и искусство Петровского времени (сборник). Л., 1977.
  14. Лаврентьев А. История дизайна. Учебное пособие по истории. М.: 2006. – 303 с.
  15. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2002 г.
  16. Оганская Л. Густав Клуцис. М., 1981.
  17. Птахова И. Простая красота буквы. - СПб.: 1997. - 288 c.
  18. Россия – ХХ век. История страны в плакате. Авт – сост. Н.Бабурина М, 1993
  19. Рудер Эмиль. Типографика. М., 1981.
  20. Савельева О.  Лубок и русская реклама. // Экономика и жизнь. 1998. № 10
  21. Семенова Т. Графика и жизнь. // Творчество. – 1968. - № 4.
  22. Серебровский В. Что такое «модерн» // Наука и жизнь. - 1992. - №2. - С.74-81
  23. Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории.– М.: 1969.– 250 с.
  24. Трубановская М. Печатная графика малых форм конца ХIХ – начала ХХ века /Альманах „Петергоф“.– СПб., 1992.– С. 149 – 166.
  25. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.,1993
  26. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Детство и отрочество.- М.: Смысл, 1994. - 96 с.
  27. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва «Книга», 1986.
  28. Федько В. П. Товарный знак. - М., Издат-во ПРИОР, 1998
  29. Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм проуны//Л.М. Лисицкий. 1890-1941. М., 1990
  30. Шахгулова Л. Искусство рекламной промграфики. // Техническая эстетика.- 1964. - № 8.
  31. Шицгал А.Г. Русский типографический шрифт. М., 1985.

 

1 Искусство. Книга для чтения. Живопись. Графика. Архитектура. - М.: Просвещение, 1969. - 544 с.

2 Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт.1708-1958. М. 1959. с.126

3 Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва «Книга», 1986.

4 Популярная художественная энциклопедия. Кн.II.м-я. М.,1986. с.124.

5 Савельева О.  Лубок и русская реклама. // Экономика и жизнь. 1998. № 10

6 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007. – 360 с.

7 Федько В. П. Товарный знак. - М., Издат-во ПРИОР, 1998

8 Семенова Т. Графика и жизнь. // Творчество. – 1968.

9 Рудер Эмиль. Типографика. М., 1981.

10 Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России ХVIII – начала ХХ века.– Л.: 1978.– 280 с.

11 Фритц Г. Руководство по литографии в настоящем состоянии развития этой техники / Пер. с нем. Под ред. М. Д. Рудометова. Вып. 1. СПб., 1899. С. 12.

12 Каутш, д-р. Литография как искусство// Печатное искусство. 1902. №3. С. 174.

13 Томашунас Ю. И. Справочная книжка печатника. Пг., 1914. С. 64.

14 Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2.- М.: 2000.

15 Сытин И. Д. Жизнь для книги. М., 1962, С. 92

16 Рудер Эмиль. Типографика. М., 1981.

17 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007. – 360 с.

18 Птахова И. Простоая красота буквы. – Санкт-Петербург: «Русская графика»,1997.

19 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007.

20 Серебровский В. Что такое «модерн» // Наука и жизнь. - 1992. - №2.

21 Шицгал А.Г. Русский типографический шрифт. М., 1985.

22 Шицгал А.Г. Русский типографический шрифт. М., 1985.

23 Трубановская М. Печатная графика малых форм конца ХIХ – начала ХХ века /Альманах „Петергоф“.– СПб., 1992.

24 Бабурина Н. И. Русский плакат (конец XIX - начало XX века). Л.: Художник РСФСР. 1988г. 192 с

25 Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания. – Л., 1970.

26 Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1. СПб., 1996

27 Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2002 г.

28 Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М., 1993

29 Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.,1993

30 Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории.– М.: 1969.– 250 с.

31 Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2002 г

32 Россия – ХХ век. История страны в плакате. Авт – сост. Н.Бабурина М, 1993




Информация о работе Рекламная графика России в XVIII – нач. XX вв.