Публичные выступления в деловой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 03:22, контрольная работа

Краткое описание

Умение уверенно выступать перед другими людьми, убеждать в своей точке зрения – обязательный навык для каждого, кто хочет добиться успеха в XXI веке. К сожалению, этому специально не учат ни в школе, ни в других учебных заведениях. Анализируя выступления окружающих нас людей можно заметить, что большинство из них, как правило, читают текст по бумажке, затягивают свои выступления, волнуются, в то время как аудитория инертна и пассивна.

Содержание

Введение
Риторика – наука о красноречии. Виды публичной речи
Отличия и особенности деловой риторики
Выступления на совещаниях, конференциях, служебной подготовке
Как подготовиться к выступлению
Как произнести речь и общаться с публикой
Культура и искусство речи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение_Публичные выступления в деловой жизни.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

3

1.

Риторика – наука  о красноречии. Виды публичной речи

 

4

2.

Отличия и особенности  деловой риторики

 

7

3.

Выступления на совещаниях, конференциях, служебной подготовке

 

 

9

4.

Как подготовиться к  выступлению

 

13

5.

Как произнести речь и общаться с публикой

 

17

6.

Культура и искусство  речи

 

20

 

Заключение

 

22

 

Список литературы

 

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Яркое и страстное  слово во все времена, как свидетельствует  история развития человеческого  общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Оратор – центральная фигура публичного выступления, лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

Человек, обладающий риторическими  навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях  бытового, социального, делового и профессионального  общения.

Умение уверенно выступать  перед другими людьми, убеждать в своей точке зрения – обязательный навык для каждого, кто хочет добиться успеха в XXI веке. К сожалению, этому специально не учат ни в школе, ни в других учебных заведениях. Анализируя выступления окружающих нас людей можно заметить, что большинство из них, как правило, читают текст по бумажке, затягивают свои выступления, волнуются, в то время как аудитория инертна и пассивна. Нередко мы встречаемся с таким явлением, когда оратор просто докладывает содержание своего выступления, просто информирует аудиторию, не разъясняя информацию, не выявляя своей позиции, взглядов, оценок, отношения, не пытаясь достичь поставленной цели.

Публичное выступление (ораторская речь) – это особая форма речевой  деятельности, нацеленная на информирование и оказание желаемого воздействия (убеждения, воодушевления, внушения и т.д.) на слушателей в условиях непосредственного общения. Чтоб стать хорошим оратором необходимо много работать над собой, своей речью, жестами и мимикой.

Сегодня очень остро  стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией.

 

 

 

 

  1. Риторика – наука о красноречии. Виды публичной речи

 

Термин «ораторское искусство» античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимами являются греческое слово риторика (от греч. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» определяют следующее:

Риторика:

1. Ораторское искусство,  теория красноречия // учебный предмет, изучающий теорию красноречия// Учебная книга, излагающая основы этой теории.

2. Перен. Эффектность,  внешняя красивость речи, напыщенность.

3. В старину – название  младшего класса духовной семинарии.

Красноречие:

1. Способность, умение  говорить красиво, убедительно;  ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.

2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Выражение «ораторское  искусство» также имеет несколько  значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень  мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»1.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Традиционно красноречие  рассматривалось как один из видов  искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов, А.Ф. Мерзляков, В.Г. Белинский, А.Ф. Кони и др.)

Объективной основой  зарождения ораторского искусства  как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления  и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии»

В современном русском  литературном языке слово оратор многозначно. Поэтому неудивительно, что в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. Отсюда и появились различные толкования данного слова. В книге А.Л. Введенской слово оратор употребляется как термин теории ораторского искусства. В этом случае оно имеет только одно значение – оратором называется любой произносящий публичную речь. Следует иметь в виду, что термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, пламенный оратор, блестящий оратор и т.д.2 И конечно, люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошими ораторами, умело воздействовать на своих слушателей силой слова.

Устное выступление  – наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для человека и менее всего трудно для него. Очень многим людям письменно изложить свои идеи достаточно сложно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

Устная речь имеет  богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств – мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и сказать нет и только один способ их написать3.

В устной речи гораздо  легче передать эмоцию, эмоциональное  состояние говорящего.

В условиях устной речи дополнительно  воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

В устной речи допускается  многочисленное дублирование, повторы  мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

В процессе устного выступления  говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.

Устное выступление  часто легче понять слушателям – ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.

Устное выступление  оперативнее письменного, оно может  быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.

Устное выступление  характеризуется простотой реализации – не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

В качестве форм публичной риторики существуют и активно используются лекция – диалог, беседа в малой аудитории, реплика, публичная лекция, радио выступление, лекция – беседа, лекция – диалог, беседа, встреча за круглым столом и др.

Какое выступление можно  считать эффективным? Конечно, для  разных типов публичных выступлений  эффективность может и должна пониматься по – разному. П. Сопер считает эффективным такое агитационное выступление, когда удалось убедить двух – трех сторонников оппозиционной партии4.

В информационных речах, видимо, эффективность определяется понятностью и запоминаемостью материала. В протокольно – этикетных и развлекательных речах эффективность определяется тем, приятно ли было слушать, смотреть на выступавшего, остроумно ли он говорил, все ли правила этикета были соблюдены лектором.

  1. Отличия и особенности деловой риторики

 

Выделение специальных риторик было обусловлено спецификой функционирования языка в различных сферах общественной жизни и разными задачами общения. Если политическое красноречие, учитывающее специфику выступления перед большой аудиторией, использует одни приемы, то деловая риторика, в основном ориентированная на персональное общение, — другие. «Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику убедительной и эффективной речи в различных жанрах делового общения», - пишет в своей книге «Деловая риторика» В.И. Андреев5. Можно добавить, что деловая риторика отличается от всех остальных частных риторик тем, что рассматривает сферу межличностных отношений в социальном аспекте. Персонально адресованная речь, речь диалогическая имеет целый ряд специфических черт, которые нельзя не учитывать, говоря об успешной коммуникации в сфере социально-экономических отношений.

Предметом деловой риторики являются правила и приемы эффективного делового общения. Результативность речи становится тем практическим показателем овладения уроками речевого мастерства, который обеспечивает в демократическом обществе персональный рост, престиж и конкурентоспособность.

В современном западном менеджменте в настоящее время  высоко ценятся такие качества руководителя, как умение работать с людьми, т.е. умение убеждать в своей правоте, стимулировать работу подчиненных, умение составить деловую бумагу, умение письменно формулировать стратегические установки деятельности фирмы, написать отчет, умение рекламировать себя и свой товар.

Современная риторика, аккумулирующая все достижения психологии, лингвистики  текста, социолингвистики, логики, культуры речи, представляет собой науку о целесообразной, эффективной и гармонизирующей речи.

Таким образом, деловая риторика – наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения

Что же отличает деловую  риторику от других видов, например, от светской?

1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным  правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.

Регламентированность  предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом. Так, в практике международных отношений часто используются слова «согласно протоколу». Дипломатический протокол – это совокупность правил, условностей, традиций, которые регулируют порядок совершения дипломатических актов. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.

2. Вторая особенность деловой риторики – это строгое соблюдение речевого амплуа. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.

3. Еще одна особенность  — повышенная ответственность  участников делового общения за его результат. Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.

Информация о работе Публичные выступления в деловой жизни