Проблемы взаимоотношений родителей и детей в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявление изменений в модели взаимоотношений родителей и детей в британской культуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
дать характеристику семьи, как социального института;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие «семья» и «внутрисемейные отношения» в культурно-историческом развитии 5
1.1 Семья как составляющая культуры 5
1.2 Семья как социальная группа в процессе культурно-исторического развития 8
1.2.1 Предпосылки становления внутрисемейных отношений 8
1.2.2 Детско-родительские отношения в различных культурах 11
Выводы 15
Глава 2. Развитие модели детско-родительских отношений в британской культуре 16
2.1 Культурно-исторические предпосылки развития модели внутрисемейных взаимоотношений в Великобритании 16
2.2 Современная модель детско-родительских отношений в Великобритании 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Список источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 3 курс.docx

— 61.19 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. Понятие «семья» и «внутрисемейные отношения» в культурно-историческом развитии 5

1.1 Семья как составляющая культуры 5

1.2 Семья как социальная группа в процессе культурно-исторического развития 8

1.2.1 Предпосылки становления внутрисемейных отношений 8

1.2.2 Детско-родительские отношения в различных культурах 11

Выводы 15

Глава 2. Развитие модели детско-родительских отношений в британской культуре 16

2.1 Культурно-исторические предпосылки развития модели внутрисемейных взаимоотношений в Великобритании 16

2.2 Современная модель детско-родительских отношений в Великобритании 19

Заключение 24

Библиографический список 26

Список источников…………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Испокон веков все попытки осмысления общественной жизни  людей,  так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес  к происхождению человечества и к человеческой  истории  всегда  сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам  существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

         Каждая  семья  –  это  уникальная  система, обеспечивающая своим членам уникальную среду. Некоторые  семейные  структуры типичны для данного  общества  или социальной  структуры,  поскольку семья функционирует  в  определенных  социально-культурных  границах. В любом историческом периоде можно обнаружить значительные  межкультурные различия жизни семей. В разных странах изменение внутрисемейных отношений происходит также не одинаково.  Актуальность данной работы определяется важностью проследить становление и развитие модели отношений родителей и детей в семье, характерной для британской культуры, т.к. переводчики являются носителями двух и более культур.

Именно  в семье происходит социализация - усвоение личностью традиций, образцов поведения, нравственности, и от сложившейся  модели внутрисемейных отношений зависит  становление личности и поколения  в целом. Таким образом, владея информацией о моделях взаимоотношений в семье в различных культурах, исследователь сможет глубже понять представителей других стран и повысить эффективность общения с ними.

Объектом  изучения в данном исследовании являются  взаимоотношения родителей и  детей в британской культуре, предметом  исследования – развитие модели взаимоотношений  в семье в британской культуре и факторы, оказывающие влияние  на него.

Цель  данной работы – выявление изменений  в модели взаимоотношений родителей  и детей в британской культуре.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. дать характеристику семьи, как социального института;
  2. описать различия моделей взаимоотношений в семье в различных культурах в разное время;
  3. изучить модели взаимоотношений в семье в Великобритании в разные эпохи (XIX-XXI вв);
  4. провести анализ изменений внутрисемейных взаимоотношений;
  5. сделать выводы относительно факторов, влияющих на изменение моделей детско-родительских отношений в британской культуре.

В работе используются следующие методы: когнитивно-обобщающий, сравнительно-сопоставительный, поисковый, описательный, аналитический.

Материалом  исследования послужили научные  статьи, публикации таких специалистов в области культурологии как  А.В. Павловская, М.Мид, Э.А. Орлова, В. Овчинников, художественные произведения, а также сведения, полученные из Интернет-источников образовательного характера, например, «Слово» (portal-slovo.ru).

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и списка источников. В первой главе рассматриваются понятия «семья» и «внутрисемейные отношения», а также отличительные особенности этих понятий в различных странах и культурах. Во второй главе рассматриваются модели взаимоотношений в семье в Великобритании, в период с XIX века по настоящее время, а также проанализированы выявленные изменения в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «семья»  и «внутрисемейные отношения» в  культурно-историческом развитии

 

 

1.1 Семья как составляющая  культуры

 

 

В культуре можно выделить непрерывные процессы, устойчивые тенденции и структуры отношений, действий, словом, все то, что обозначается термином "традиция". Культурными объектами, воплощающими традицию, принято считать нравы, обычаи, ритуалы, обряды, нормы, правила деятельности, поведения, взаимодействия. Обычно в теориях и истории культуры действие традиционных образований рассматривается на уровне историко-культурных регионов, обществ, субкультур. Соответственно, оказывается возможной лишь констатация наличия таких образований. Однако нераскрытым остается вопрос, каковы социальные, психологические, культурные механизмы действия традиции, поскольку они ненаблюдаемые на макрокультурном уровне. Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотрению непосредственных межличностных связей и отношений, к изучению так называемых первичных групп и в частности – семьи [М. Мид, 1988, с. 27].

О семье  и ее значении размышляли еще в  древности, истоки этих размышлений  восходят к философии Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («Наставление супругам»). Согласно им, философское осмысление семьи сводится в большей степени к размышлениям об отношениях членов семьи, то есть супругов, родителей и детей (Мишель Монтень «Опыты»), о роли семьи в государстве, и, конечно же, о любви как неотъемлемой части семейного бытия (Гегель «Философия права»).

Платоновский  диалог «Пир» посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит  в основе становления и существования  любой вещи и мира вообще. «Государство»  представляет собой одно из первых произведений утопической литературы. Государство предстает в нем  как военный лагерь, в котором  семья в прежнем смысле слова  не существует. Мужчины и женщины  соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и  отцы не знают своих детей, а все  женщины-стражи являются женами стражей-мужчин. Следовательно, по мысли Платона, общность жен и детей - выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства [И.С. Кон, 2003, с. 93].

Аристотель  в «Политике» подверг острой критике  эту идею; объединение государства  в единую семью - прямая дорога к  его гибели. Множество детей, имеющих  множество отцов, приведет к тому, что все сыновья в равной степени  будут пренебрегать своими отцами.

Таким образом, Аристотель рассматривал человека в первую очередь как существо политическое. Семья для человека, по Аристотелю, первый вид общения и соответственно важнейший элемент государственного устройства. Он придает большое значение законодательству о браке, обеспечивающему рождение здоровых детей, предписывающему пути воспитания будущих граждан.

Семья, как культурный объект, характеризуется прямыми контактами между людьми, интенсивной эмоциональной окрашенностью, многомерностью личностных проявлений и социальной безопасностью и выполняет в обществе и культуре весьма важные функции, связанные с личностным самоопределением. Во-первых, групповые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отношений составляют основу отнесения людьми себя к определенному личностно-культурному типу, к определенной группе. Таким образом, они формируют свое культурное пространство, внутренние параметры которого задаются спецификой структуры и содержания групповых связей. Во-вторых, осознание себя как элемента такого культурного пространства позволяет людям на базе своей культурной идентичности проводить социально значимые различия между собой и представителями других групп [Э. Гидденс, 2005, с. 228].

Такого  рода различия закрепляются во внешне проявляемых признаках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяпрепровождения, использование определенных вещей  как символов групповой принадлежности- словом, все, что можно обозначить понятием "стиль жизни". Стиль жизни как явление культуры, как обобщенный показатель групповой идентичности позволяет людям различать друг друга не просто как индивидов, но как субъектов определенных социокультурных слоев и групп. Отсюда следует, что семья представляет собой базовый социальный уровень, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменяются такие культурно-распознавательные признаки.

Семейные  роли во многом определяются демографическими различиями, закрепленными в культурных формах. На протяжении веков во многих культурах, роль мужчины чаще определяется как глава семьи, носитель нормативных начал в семье. Роль женщины как хозяйки дома, человека, организующего межличностные отношения в семье, обеспечивает внутреннюю стабильность семейной структуры. Роль ребенка в семье определяется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека и потому по мере возможностей помогают ему в освоении культуры. С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как человек с иными, чем у родителей, мышлением, способностями, мировоззрением, вносит в них свои индивидуальные или характерные для поколения вариации. Тем самым он подвергает "испытанию на прочность" традиционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает родителям особенности представлений, свойственных представителям его поколения.

В семье  представлены фундаментальные социально-демографические  различия: между мужчиной и женщиной, мужскими и женскими ролями; между  поколениями и культурными позициями взрослых и детей. В рамках семьи можно обнаружить набор предпосылок, необходимых для освоения и воспроизведения исходных социально значимых знаний и навыков, основных элементов культуры.

Семья - живой организм, микро-общество, в  котором соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, в котором идет формирование культурных основ человеческой реальности.

 

 

1.2 Семья как социальная группа в процессе культурно-исторического развития

 

1.2.1 Предпосылки становления внутрисемейных отношений

 

 

В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье. Понятия семья, а также внутрисемейные отношения в разных странах различаются очень широко. В разные исторические периоды детско-родительские отношения также значительно изменяются.

До начала индустриализации большинство семей  являлись производственными ячейками, они обрабатывали землю или занимались ремеслом. Выбор будущего супруга  обычно определяли не любовь и романтические  увлечения, а социальные и экономические  интересы, диктовавшие необходимость  бесперебойного функционирования семейного  производства и заботы об иждивенцах.

Количество  незаконнорожденных детей во многих частях Европы (особенно в Центральной) было, по современным нормам, исключительно большим. Законности появления ребенка на свет придавалось сравнительно малое значение, и дети от внебрачных союзов часто принимались в семью и воспитывались наравне с законным потомством [И.С. Кон, 2003, с. 150].

В современной  семье дети растут дома и продолжают жить в нем, пока посещают школу. Получение  работы является признаком получения  статуса взрослого и, как правило, ведет в ближайшем будущем  к заключению брака и образованию  отдельного домашнего хозяйства. Такой  порядок вещей не был типичным для средневековой Европы. Дети обычно начинали помогать родителям с семи-восьмилетнего возраста. Те же, кто не участвовал в домашнем производстве, часто покидали родительский дом в раннем возрасте: занимались домашним трудом в других семьях или отдавались в подмастерья. Те, кто уходил работать в чужие дома, могли уже никогда вновь не увидеть своих родителей.

В средневековой  Европе четверть или даже большая  часть всех детей умирала в  первый год жизни. На нестабильность состава семьи оказывали влияние  многие факторы. Основной причиной смертности были болезни; женщины часто умирали от родов. Уровень смертности (число умерших за год на тысячу человек) был значительно выше, чем сейчас [И.С. Кон, 2003, с. 156]. Смерть детей, одного или двух супругов часто разрушала семьи. Обычным явлением были повторные браки, сопровождавшиеся возникновением отношений сводного родства.

С 19 века европейское общество было представлено нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и несостоящих в браке. Этот тип организации семьи сохранился до настоящего времени. Появление замкнутых привязанных к дому нуклеарных семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, т.е. заключением брака на основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви.

Возникнув среди более обеспеченных слоев  населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним  отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней.

Информация о работе Проблемы взаимоотношений родителей и детей в Великобритании