Особенности публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 23:59, реферат

Краткое описание

В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно- политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_publichnoy_rechi_.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

II.    Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая заслуга Дмитр..я Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к заслугам соз.-дания заслугам вос(?)т..новления то была заслуга иная мож..т (не)меньшая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихачева много. Он занялся защитой пам..тников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворониным замечательным арх..ологом и историком арх..текту- ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцовые парки лен..нградских пригородов. <...>

III.    А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древнерусскую литературу не как книжность а как художественное явление сомкнул летописи с русской литературой выявляя черты единства пр..емственности литературного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукописном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть песню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая то- мит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохр. .нении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...>

1. Назовите стиль текста. По  каким признакам вы его  определили? 
2.    Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Сравните свое название статьи с авторским. Распространите авторское название статьи так, чтобы получилось предложение, выражающее идею.

3.    Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смысловую связь между предложениями.

4.    Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запятыми; б) вводное слово в последнем предложении.

В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. 
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только — но и; не только — а и; не столько — сколько).

Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравнения, иронические вставки, сатирический пересказ, пародирование, каламбуры).

183*. Подберите из текстов  публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в  которых используются средства  эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, каламбурные обороты, разговорная и просторечная лексика, риторические вопросы и обращения и т. д.

184.    Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну из тем:

1)    Что значит найти себя? 
2)    Что важнее: как жить или для чего жить? 
3)    Является ли труд потребностью? 
4)    Можно ли обойтись без духовных потребностей? 
5)    Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми?

185.    Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова. Найдите в тексте средства эмоциональной выразительности.                                      

 СТИХИЯ И ТРУД

Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств.. . Здесь постоянно дает о себе знать необузданность ст..хийных сил. Но здесь же на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человеческого.

Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделанные словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несметная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив людей к побережью.

Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поколений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы5 рисовых полей в чайные и тутовые плантации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.

Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 темными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жемчужными5 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны. 
Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и крохотный тел..визор на который затрач..но ничтожное количество сырья олицетворяет собой ценности созданные будто бы из ничего это овеществленный труд и разум.

Укажите средства связи между абзацами. 
186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосочетания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Например: Свинцовая руда — свинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагон — тормозить свои желания.

Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция.

187*. Какова стилистическая  окраска данных синонимов? В каком  стиле речи может быть использован  каждый из них? 
1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу. 
2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот. 
В публицистическом стиле, как и в научном, часто  используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

188. Каковы тема и основная  мысль текста? Укажите его стилевые  особенности (лексические, синтаксические, художественно- языковые).                                     

 ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

I. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные картины.

Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл когда уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными п..томками.

И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произошло невидан(?)ое поругание народной святыни был взорван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сделавшие это совершили преступление против самого бл..го- родного из чувств признательности герою защити..ку нац..ональной свободы России пр..знательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова Довольно хранить остатки райского прошлого!

II.    Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинград.. . В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэр..дрома стоял Путевой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик.. снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это место прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого памятника культуры (не)восстановима они ведь всегда ин- диводуальны материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой с к..нкретными мастерами.

III.    «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне огранич..н в мире и он ист..щается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому что меньше становится земли. Все дело в том что к патр..отизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с самого раннего возр..ста.

Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач..нается с малого с любви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ.. . И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное тебе родное слово.

Все эти важнейшие человеч..ские кач..ства помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, знание. (Д. Лихачев.) 
  
1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом 
2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием).

189. Напишите сочинение-миниатюру  о значении слов: в чем их  сходство и различия? (Один из вариантов.)

1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворительность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор  и сатира.

 

Основные правила построения ораторской речи.

Страх перед выступлением.

Часто перед публичным выступлением люди испытывают волнение, боязнь перед слушателями. Существует даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Универсального рецепта избавления не существует. Хотя в литературе можно найти много полезных советов. Причинами возникновения неуверенности могут быть:

  1. Неверие в собственные возможности;
  2. Недостаток опыта;
  3. Воспоминание о провале;
  4. Недостаточная психологическая подготовка к выступлению

Повседневная подготовка к выступлению.

Повседневная подготовка - это прежде всего самообразование в широком смысле слова, т.е. накопление знаний из самых разных источников информации. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека.

Владение техникой речи.

Основные элементы речевой техники:

  • фонационное (речевое) дыхание;
  • голос (правильные навыки голосообразования)
  • дикция (степень отчётливости в произношении слогов, звуков)

Существуют специальные упражнения, которые помогают овладеть навыками правильной речи.

Повседневная подготовка - это постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи.

Рекомндуется активно учавствовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, чаще выступать на семинарах и практических занятиях.Также регулярная переписка может стать хорошей школой для начинающего оратора, так как поможет оттачивать слог, выработать свой стиль. При этом важно, что бы в письмах сообщались не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы.

Критический анализ выступлений.

Важно не только слушать оратора, но и уметь анализировать выступления того или иного оратора.

Попытаться сформулировать, что нравится в выступлении, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приёмы, слова, речевые обороты способствовали успеху, а какие, наоборот, принесли ему неудачу.

Научившись оценивать чужие выступления оратор сможет анализировать и собственные, определять свои сильные и слабые стороны, выработать свой стиль, максимально использовать собственные возможности.

Подготовка к конкретному выступлению.

Основные этапы разработки ораторской речи.

  1. Определение темы 
    Заданная тема, уточнить, конкретизировать. 
    Самостоятельно выбранная тема. Исходить из личного опыта; возможно также, чтобы что бы тема представляла интерес для вас и для слушателей.
  2. Формулировка темы. 
    Название речи должно быть ясным, чётким по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей (удачная формулировка заранее настроит аудиторию на правильное восприятие). 
    Длинные формулировки, названия, в которые включаются незнакомые слова, отталкивают слушателей. Следует избегать слишком общих названий.
  3. Определить цель выступления.Для чего выступает оратор, что он хочет добиться от слушателей? 
    Цель доминирует над формой и содержанием вступления. Необходимо отметить, что выступающий должен формулировать цель речи и для своих слушателей.
  4. Подбор материала.

Основные источники это:

  • официальные документы;
  • научная, научно-популярная литература;
  • справочная литература: энциклопедии, лингвистические словари, таблицы, библиографические словари; статистические сборники;
  • художественная литература;
  • статьи из газет, журналов;
  • передачи радио и телевидения;
  • собственные знания и опыт;
  • результаты социологических опросов;
  • личные контакты;
  • размышления и наблюдения.

Публичная речь

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Информация о работе Особенности публичной речи